Экспорт малых партий грузов

Главная / Статьи / Экспорт малых партий грузов

В России последние годы увеличился рост на спрос услуг в сфере экспортных грузоперевозок.

Что особенно примечательно экспортируются, в принципе, обычный товар: одежда, предметы искусства и интерьера, которые производят и продают в маленьких объемах, а не энергоресурсы или металлы. Раз есть спрос – следовательно, появляется и предложение. В настоящее время на рынке есть всего несколько компаний, которые предоставляют данные услуги в области экспорта малых партий грузов. Одной из этих компаний и является “1-я Транспортная”.

Перед компанией по экспортным грузоперевозкам стоит ряд вопросов. Как доставить (экспортировать) груз? Какие нюансы при этом могут возникнуть? Можно ли заниматься перевозкой таких грузов не будучи участником ВЭД? Каковы реальные сроки перевозок?

Все эти глобальные вопросы успешно решаются компанией “1-я Транспортная”.

Актуальным для России в настоящее время является вопрос по грузоперевозкам экспортных грузов небольшими партиями. Дело в том, что данный сегмент рынка ещё не достаточно развит, не смотря на то, что потребность в нём высока. Особенно среди мелких и начинающих бизнесменов с не большим товарным оборотом. Зачастую они производят штучный или единичный товар. Это могут быть изделия из камня, различные украшения. Проблемным выглядит и возврат по разным причинам малых партий товара из-за рубежа.

Экспорт малых партий грузов

Отдельно стоит вопрос о реэкспорте оборудования для проведения ремонта или планового обслуживания. Существующий для этого на таможне специальный режим – слишком сложен для оформления:  необходимо собрать множество разрешений и подписей. Кроме того, при обычном экспорте за такие грузы взимается полная пошлина при обратном их ввозе. Для реэкспортного груза, подлежащего обслуживанию и ремонту – берётся только пошлина с добавленной стоимости.

В настоящее время спрос и предложения на экспорт грузов небольших партий невелик. Трудозатраты на исполнения таких заявок велики (примерно в 10 раз больше, чем на обычные партии грузов), следовательно, и фирм, работающих в этой сфере – немного.
Что входит в мелкие партии экспортируемых грузов? Как правило, это предметы одежды, произведения искусства, изделия из металлов и дерева. Сюда же можно отнести запасные части для ремонта и обслуживания вывезенного из страны оборудования.

Как правильно оформить экспорт товара в этих случаях? Поле деятельности здесь состоит из двух вариантов:

1. Самостоятельно оформить сопроводительную документацию на таможне. Причём, оформить документы на вывоз груза на таможенном посту, можно и в отсутствии самого груза. Просто при таком оформлении, в сопроводительных к грузу документах будет стоять отметка «за обеспечением отправителя». После этого, груз отправляется на консолидированный склад компании-перевозчика, накапливается там вместе с другими подобными грузами и затем, консолидировано экспортируется. При такой отправке (с отметкой «за обеспечением отправителя») груз непременно досматривается при пересечении Российской границы. Здесь же происходит оформление транзитной декларации по форме Т1. При этом на машины не наносится Тир-карнет для перевозок, ставится только  cmr и инвойс.

2. Оформление грузов производится при помощи консалтинговой фирмы (т. е.  аутсорсинг ВЭД). В этой области специализируется много компаний. При таком порядке оформления, консалтинговая фирма покупает груз и оформляет его дальнейший вывоз на себя. Груз  передаётся конечному клиенту в его стране. Такой расклад выходит дешевле первого варианта, поскольку консалтинговая компания оформляет несколько партий груза единовременно, что снижает издержки оформления. Услуги подобной консалтинговой фирмы составляют порядка 3-4% от стоимости экспортируемого груза. Производитель товара в этом случае экономит своё время, поскольку ему не надо заниматься таможенным оформлением и тем более вести ВЭД. Российская таможня увязла во всевозможных циркулярах, постановлениях и законах – так что не искушённому непрофессионалу здесь не разобраться. Важным моментом второго варианта следует отметить тот факт, что НДС в конечном итоге возвращается к производителю товара.

Экспорт малых партий грузов

Существует ли зависимость между партией груза и сроками его доставки? Оказывается, есть! В том случае, если партия груза велика, то время консолидации на складе серьёзно сокращается. Например, по столице России малые партии грузов собираются и отправляются на экспорт не чаще 2 раз в месяц. Ведь  смысл отправления грузов на экспорт появляется при объёмах этого груза в 15 куб. м.

Что следует учесть при возврате НДС экспортёру? Для этого необходимо наличие непосредственного контакта и договора по экспорту с покупателем. Экспортёр от своего имени делает ГТД. В ней он прописывает НДС, который учитывается при налогообложении. Возврат НДС получается назад не деньгами, а идёт в зачёт при очередном налоговом декларировани.

При пользовании услугами по экспорту грузов консалтинговой фирмы, с ней решается вопрос о НДС. Т. е. эта фирма получает зачёт НДС. Производитель-экспортёр в этом случае, просто закладывает НДС в цену своего груза при оформлении соответствующего договора с консалтинговой фирмой, вычитая проценты за оказание услуг.

Есть ли вообще смысл заниматься экспортом своих грузов российскому производителю самостоятельно, или, воспользовавшись зарубежным опытом – продавать товары по принципу EXworks?

Иностранцам не повезёт, если они возьмутся за вывоз такого груза! Подобные прецеденты уже были. Некий иностранец, говорящий по-русски, решил вывезти из России к себе на родину, полюбившуюся ему установку по производству пельменей. И стоила она не дорого, и идеально вписывалась в интерьер его кафе! Но, столкнувшись с нашей российской действительностью (в первую очередь со сверхсложным и долгим таможенным оформлением), от своей мечты был вынужден отказаться. Этот пример демонстрирует достаточно высокую степень конкуренции и то, что для российского производителя обычного (а не эксклюзивного или дорогого и редкого) товара, оптимальным вариантом экспорта будут рассмотренные выше варианты. Т. е. доставить со всем почтением груз до иностранного партнёра.

В заключение статьи, следует отметить, что в настоящее время самый популярный маршрут экспорта грузов из России, выглядит так: Москва – Германия на авиалайнере. Это объясняется крайне удобному местонахождению Германии на пересечении логистических маршрутов. Ведь дальнейшая транспортировка грузов беспроблемна для получателя в любой стране мира. Обычно груз поступает из России в Германию через 3,5 – 4 недели (и это с учётом консолидации).

Второй вариант экспорта груза из России – авиаперевозка в Европу (цены сопоставимы с первым вариантом). Для экспорта в  Юго-Восточную Азию, лучше воспользоваться авиаперелётом.  Или осуществить автодоставку в Германию, а затем морем – до места назначения груза. Оптимальных транспортных маршрутов, использовавших бы порты северной столицы или Котки, не существует. Перевозка малой партии груза морем займёт до 9 недель.

Следует указать, что экспортеру непросто выбрать вариант экспорта. То ли с большими трудностями самостоятельно  оформлять таможню и последующую доставку груза потребителю, то ли воспользоваться услугами консалтинговой фирмы, но при этом  возникают проблемы по возврату НДС, которые ещё нужно  обыгрывать и затем фиксировать в экспортном договоре.