Корректировка таможенной стоимости и как ее можно избежать

Главная / Статьи / Корректировка таможенной стоимости и как ее можно избежать

Общеизвестно, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, проходят процедуру таможенного контроля. При этом их таможенная стоимость в итоге может существенно изменяться, конечно же, не в пользу получателя товара, в результате так называемой процедуры корректировки. Причем корректировка таможенной стоимости (или по-другому КТС) давно уже не удивляет никого. И брокеры, и иностранные партнеры, и уж тем более таможенники, да и сами участники внешнеэкономической деятельности не только давно уже смирились с этой процедурой, но и под час считают ее чем-то почти обязательным в процессе оформления ввозимых товаров. А между тем мало кто знает, что во многих случаях (ну, если таможенная стоимость товара, конечно же, не была занижена и заявлялась верно) корректировка таможенной стоимости проводится с нарушениями действующего законодательства. Как правило, этим пользуются недобросовестные таможенники, видя, что сами участники внешнеэкономической деятельности попросту не хотят вникнуть в таможенное законодательство.

Корректировка таможенной стоимости и как ее можно избежать

Между тем существует «Закон о таможенном тарифе», в котором не только довольно четко прописан сам порядок определения таможенной стоимости экспортируемых товаров, но и достаточно подробно в последовательном порядке приведены возможные методы (их, кстати, всего шесть), указан алгоритм расчета и условия его применения. Правда, как показывает практика, в жизни нашли применение только два метода из шести описанных в законе. По не вполне понятным причинам это первый и шестой методы, на них то и нужно, пожалуй, остановиться поподробнее.

Итак, статья девятнадцатая «Закона о таможенном тарифе» описывает первый из методов определения таможенной стоимости, его еще называют методом по цене сделки. Если четко следовать букве закона, то в большинстве случаев именно по этому первому методу и должна определяться таможенная стоимость товаров ввозимых на территорию Российской Федерации. Однако на практике таможенные работники под различными благовидными предлогами просто отказывают получателю товара в применении именно этого метода. И происходит это очень часто опять же из-за банальной правовой неграмотности участников внешнеэкономической деятельности. А между тем именно в этой девятнадцатой статье закона четко определены четыре случая, когда сам декларант может применить первый метод расчета таможенной стоимости товара. Остальные же случаи, не поименованные в этой статье, не могут являться основанием в отказе использования первого метода, и вот об этом нужно просто знать.

Теперь немного подробнее про этот самый первый метод. В случае, когда по закону участник внешнеэкономической деятельности имеет право воспользоваться первым методом расчета таможенной стоимости товара, то есть условия сделки таковы, что позволяют это сделать, то, прежде всего, в данном случае стоит внимательно изучить само понятие таможенной стоимости, а именно что в нее входит. А это не только стоимость самого товара, но и различные расходы, которые были понесены в результате проведения данной сделки. Сюда могут входить расходы по транспортировке до границ Российской Федерации, расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой, упаковкой, маркировкой товара, кроме того, различные агентские и комиссионные выплаты, а также многие другие расходы. Так вот, таможенная стоимость товара может считаться недоказанной и работники таможни могут отказать в праве использования первого метода расчета таможенной стоимости, если декларантом не будут предоставлены документы, подтверждающие все эти расходы. А потому участник внешнеэкономической деятельности должен заранее позаботиться о необходимых документах, чтобы все эти расходы, которые имели место в результате исполнения сделки, не просто были бы задекларированы, но и имели документальное подтверждение.

Но, допустим, по каким-либо причинам импортеру отказано в применении первого метода расчета таможенной стоимости. Казалось бы, логичнее всего будет предположить, что таможенники перейдут ко второму методу и попытаются определить таможенную стоимость импортируемого товара, сообразуясь со стоимостью аналогичных ввозимых товаров, так, по крайней мере, предписывает им «Закон о таможенном тарифе». Но не тут то было.

Все дело в том, что для этого доблестным работникам таможни придется перелопатить просто гору различных данных. Ведь речь идет не просто о ценовой информации по такому же товару, еще отслеживается, чтобы этот товар был ввезен примерно в то же время, и по возможности на тех же условиях, а это и объем, и условия оплаты, и условия инкотермс. А потом еще нужно будет взять на себя ответственность в том, что найденная информация действительно похожа на оформляемый случай. Короче говоря, российская таможня, как правило, не хочет терять время и брать на себя ответственность. И в результате отказ в первом методе определения таможенной стоимости на практике означает автоматический отказ и во втором, и в третьем, и в четвертом, и в пятом методах.

При этом стандартная формулировка причины отказа «Отсутствие у таможенных органов необходимой информации» должна якобы все объяснить. Но можно только догадываться о настоящих мотивах. Или же банальная лень инспекторов, которые не хотят просто заглянуть в созданную ими же самими базу данных, или сознательное выведение участника внешнеэкономической деятельности на корректировку таможенной стоимости. Проверить это невозможно. Так или иначе, однако, методы определения таможенной стоимости со второго по пятый включительно существуют только в теории, и на практике не используются.

И в итоге, даже при оформлении обычной какой-нибудь незначительной сделки в случае непринятия таможенными органами декларируемой цены (пусть даже и правильной), участнику внешнеэкономической деятельности сразу же рекомендуется определять таможенную стоимость по шестому (кстати сказать, резервному) методу закона. То есть сразу проводить корректировку таможенной стоимости, именуемую по-другому КТС. Как правило, спорить с таможней никто не решается (им же должно быть виднее), и немного повздыхав о том, что жизнь – это тяжелая штука, соглашаются с той таможенной стоимостью, которую и навязывает им сама таможня. И невдомек таким участникам внешнеэкономической деятельности, что они также нарушают закон, что и таможенники, которые им все это предлагают.

И дело не в том, что по халатности или по какой-либо другой причине пропустили целых четыре пункта закона и перешли сразу к самому последнему. Сама процедура расчета проводится с грубыми нарушениями. А объясняется все просто. Согласно «Закону о таможенном тарифе» шестой метод расчета таможенной стоимости представляет собой расширенный второй или третий методы, с той лишь разницей, что ценовая информация по аналогичным или однородным товарам должна браться не за указанный в этих методах период, а за целый год, к примеру. Либо могут отличаться условия поставок, размеры партий и т.д. Шестой метод расчета очень хорошо прописан в двадцать четвертой статье закона.

Корректировка таможенной стоимости и как ее можно избежать

А что же получается на практике? А на практике таможня проводит расчет исходя из так называемых профилей риска, и ни к какой ценовой информации, которая должна быть у них в базе данных, даже близко не подходят. А ведь в законе черным по белому написано, что никакие там фиктивные показатели, либо какие-либо индикативные (а профили риска именно ими и являются) не могут приниматься за таможенную стоимость. Да, профили риска существуют, но они даются таможенным инспекторам в качестве некоего индикатора для работы. Такая своеобразная черта, за которую нельзя переходить. Другими словами если таможенная цена товара будет ниже риска, то это значит, что нужно более тщательно перепроверить поданные документы. Но на практике таможенники сразу предлагают такую стоимость, причем с завидным постоянством, чтобы не проводить более сложных аналитических расчетов, хотя это и является их прямыми обязанностями. В результате импортеры регулярно сталкиваются именно с такой корректировкой таможенной стоимости, то есть с постоянным нарушением закона, в чем собственно они же сами и участвуют. При этом руководство таможенных инспекторов прекрасно осведомлено о сложившейся ситуации, то есть о нарушении закона. Но это их вполне устраивает, так как, кроме всего прочего, существует еще и план сбора таможенных пошлин, который тоже должен выполняться. А это как раз способствует выполнению плана.

Конечно, зная всю эту ситуацию, становится не намного легче работать с таможней. Но, как говориться, кто предупрежден, тот вооружен. И хотя сами по себе такого рода знания никоим образом не гарантируют участникам внешнеэкономической деятельности избавления от попыток таможенных органов применить в отношении них корректировку таможенной стоимости, тем не менее, есть вполне реальная возможность провести эту процедуру согласно букве закона. В одних случаях это поможет настоять на применении первого метода расчета, когда будет попытка отказать в нем, в других – использовать шестой метод без ссылок на профили риска.

Другими словами, не стоит сразу соглашаться с предложением таможни на корректировку таможенной стоимости и уж тем более делать ее самим. В противном случае участники внешнеэкономической деятельности лишаются возможности обращаться в вышестоящие органы или в арбитражный суд по поводу обжалования действий конкретного таможенного инспектора. Но это, конечно же, только в крайнем случае. Изначально же, нужно до последнего использовать все методы убеждения инспектора (разумеется, в рамках закона) и настаивать на применении первого метода расчета таможенной стоимости товара.