"Авиационные грузовые перевозки в России вышли на новый уровень"

Главная / Новости / "Авиационные грузовые перевозки в России вышли на новый уровень"

Сог­ласно дан­ным агентства Dis­co­very Re­se­arch Gro­up, в 2010 г. в Рос­сии сре­ди все­го объ­ема гру­зопе­рево­зок лишь 2% бы­ло пе­реве­зено воз­душным и вод­ным транс­пор­том. Дан­ные Росс­та­та этот по­каза­тель подт­вер­жда­ют - в пер­вом по­луго­дии 2011 г. гру­зо­обо­рот транс­пор­та сос­та­вил 2 трлн 441,9 млрд тон­но-ки­ломет­ров, и толь­ко 2,3 млрд тон­но-ки­ломет­ров из них приш­лись на воз­душный транс­порт. Меж­ду тем, по­каза­тели не­пос­редс­твен­но гру­зопе­рево­зок уве­личи­ва­ют­ся - так, за 6 ме­сяцев в дан­ном сег­менте за­фик­си­рован рост на 4,8%. О перс­пек­ти­вах раз­ви­тия воз­душных гру­зопе­рево­зок "Ави­аПор­ту" расс­ка­зал ге­не­раль­ный ди­рек­тор ООО "Вну­ко­во-Кар­го" Ва­ле­рий Штур­мин.

- Ва­лерий Юрь­евич, нас­коль­ко рен­та­белен для аэро­пор­та сек­тор гру­зовых пе­рево­зок?

Ави­ацион­ные гру­зовые пе­ревоз­ки в Рос­сии за пос­ледние го­ды выш­ли на но­вый уро­вень, и мно­гие ави­аком­па­нии ста­ли расс­мат­ри­вать их как от­дель­ный вид биз­не­са. Это не уди­витель­но - на ре­гуляр­ных ли­ни­ях пе­ревоз­чи­ки дли­тель­ное вре­мя выст­ра­ива­ли эко­номи­ку рей­са, ис­хо­дя иск­лю­читель­но из пас­са­жирс­кой заг­рузки, од­на­ко с рос­том кон­ку­рен­ции на рын­ке они ста­ли прис­матри­вать­ся к гру­зам, ко­торые поз­во­ля­ют по­лучить до­пол­ни­тель­ную при­быль. Со­от­ветс­твен­но, вни­мание к это­му сег­менту и уро­вень тре­бова­ний к аэро­пор­там мно­гок­ратно воз­росли. Из­ме­нились и пра­вила иг­ры, так как в пре­дыду­щие го­ды ак­тивно раз­ви­лась агент­ская ба­за, что поз­во­лило по-дру­гому взгля­нуть на вза­имоот­но­шения меж­ду участ­ни­ками гру­зово­го рын­ка. Те­перь отп­ра­вите­ли не ве­зут свой груз в аэро­порт, а при­бега­ют к ус­лу­гам аген­тов, ко­то­рые выст­ра­ива­ют вза­имо­от­но­ше­ния с ави­аком­па­ни­ями, аэро­пор­та­ми, обс­лу­жи­ва­ющи­ми предп­ри­яти­ями.

Все­го за нес­коль­ко лет уда­лось соз­дать во "Вну­ково" уни­каль­ный ло­гис­ти­чес­кий биз­нес-центр со встро­ен­ным в не­го гру­зовым тер­ми­налом об­щей пло­щадью 57 тыс. квад­ратных мет­ров. А уже че­рез год пос­ле на­чала функ­ци­они­рова­ния предп­ри­ятие ста­ло рен­та­бель­ным. В нас­то­ящее вре­мя ве­дут­ся раз­личные про­ек­ты для даль­ней­ше­го раз­ви­тия как аэро­пор­та в це­лом, так и гру­зово­го комп­лек­са. К уже вне­сен­ным из­ме­нени­ям до­бавят­ся ре­конс­тру­иро­ван­ные взлет­но-по­садоч­ные по­лосы и ру­леж­ные до­рож­ки, удоб­ные пер­ро­ны для сто­ян­ки воз­душных су­дов, кон­тей­нер­ный тер­ми­нал, сов­ре­мен­ный гос­ти­нич­ный комп­лекс ря­дом с ка­чест­вен­но пре­об­ра­зив­шей­ся при­вок­заль­ной пло­щадью, ко­то­рые прев­ра­тят "Вну­ко­во" в са­мый сов­ре­мен­ный мос­ковс­кий и рос­сий­ский аэро­порт меж­ду­на­род­но­го клас­са.

- Мо­жете расс­ка­зать о спе­цифи­ке ос­на­щения гру­зовых тер­ми­налов?

- Уро­вень ос­на­щен­ности гру­зовых комп­лек­сов, ко­торые бы­ли пост­ро­ены пре­иму­щест­вен­но еще в Со­ветс­ком Со­юзе, со­от­ветс­тву­ет 60-70-м го­дам прош­ло­го ве­ка. Их тех­но­логи­чес­кая ос­наст­ка мо­раль­но ус­та­рела и тре­бу­ет ко­рен­ной мо­дер­ни­зации. Не со­от­ветс­тву­ет тре­бова­ни­ям се­год­няшне­го дня и ор­га­низа­ция ра­боты с гру­зом во мно­гих аэро­пор­тах. По­это­му при про­ек­ти­рова­нии на­шего комп­лек­са бы­ли раз­ра­бота­ны и ре­али­зо­ва­ны стан­дар­ты обс­лу­жи­ва­ния на уров­не ве­ду­щих ми­ро­вых ком­па­ний.

Ког­да про­ек­ти­ровал­ся наш комп­лекс, мы его де­лали тех­но­логи­чес­ки мак­си­маль­но на­сыщен­ным, для то­го, что­бы он имел все ви­ды складс­ких по­меще­ний, ко­торые не­об­хо­димы при воз­душной пе­ревоз­ке гру­за. У нас име­ют­ся мно­го­уров­не­вые скла­ды, хо­лодиль­ные ка­меры с тем­пе­ратур­ным ре­жимом от 0 до -18 гра­дусов Цель­сия, и с ре­жимом -2 - +6 гра­дусов. Объ­ем ка­мер на внут­ренних воз­душных ли­ни­ях сос­тавля­ет 800 ку­бичес­ких мет­ров и 1200 ку­бичес­ких мет­ров - на меж­ду­народ­ных. Это поз­во­ля­ет обес­пе­чить при­ем и об­ра­бот­ку ско­ропор­тя­щей­ся про­дук­ции, ко­торая тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го тем­пе­ратур­но­го ре­жима хра­нения. Это, к при­меру, ово­щи и фрук­ты, ко­торые при­быва­ют из юж­ных ре­ги­онов, и за­тем транс­фе­ром отп­рав­ля­ют­ся в се­вер­ные го­рода, та­кие как Но­риль­ск, Ма­гадан, Пе­век и дру­гие. По­мимо это­го, у нас есть спе­ци­али­зиро­ван­ные скла­ды для опас­ных гру­зов, вклю­чая склад для ра­ди­оак­тивных гру­зов, под­го­тов­ленный пер­со­нал. Что по­каза­тель­но, вся эта инф­рас­трук­ту­ра как в зер­каль­ном от­ра­жении предс­тав­ле­на как на "внут­ренних", так и на "меж­ду­народ­ных" скла­дах. Есть у "Вну­ково-Кар­го" и склад вре­мен­но­го хра­нения и склад для хра­нения гру­зов под та­можен­ным конт­ро­лем, что очень важ­но для ави­аком­па­ний, ко­торые осу­щест­вля­ют обс­лу­жива­ние меж­ду­народ­ных рей­сов. Ра­бота с не­кото­рыми ка­тего­ри­ями гру­зов тре­бу­ет не толь­ко обо­рудо­вания, но и по­луче­ния спе­ци­аль­ных ли­цен­зий. Мы рас­по­лага­ем все­ми не­об­хо­димы­ми ли­цен­зи­ями на вы­пол­ня­емые ра­боты. До не­дав­не­го вре­мени во "Вну­ково" дей­ство­вало эм­барго на пе­ревоз­ку цен­ных гру­зов. Не так дав­но мы по­лучи­ли не­об­хо­димую ли­цен­зию на хра­нение цен­ных гру­зов по пя­той ка­тего­рии и ра­бота­ем в парт­нерс­тве с ком­па­ни­ей "Бринкс". Сей­час ус­лу­ги по хра­нению и дос­тавке цен­ных гру­зов очень вост­ре­бова­ны: у нас есть бро­невик, и пре­дос­тав­ля­ем ус­лу­гу дос­тав­ки не­пос­редс­твен­но до пот­ре­би­те­ля. Кро­ме то­го, мы офор­ми­ли ли­цен­зию на хра­не­ние ал­ко­голь­ной про­дук­ции в свя­зи с тем, что дос­та­точ­но боль­шое ко­ли­чест­во спирт­но­го пос­ту­па­ет в рас­по­ло­жен­ные во "Вну­ко­во" ма­га­зи­ны бес­пош­лин­ной тор­гов­ли.

- Как вы ви­дите ди­нами­ку раз­ви­тия гру­зопо­тока?

- Мы пла­ниру­ем еже­год­ное уве­личе­ние гру­зопо­тока на 30-40%. К 2015 г. пла­ниру­ем вый­ти на про­ект­ную мощ­ность тер­ми­нала 150 тыс. тонн в год.

- Мож­но ли сде­лать "раз­бивку" - ре­гуляр­ны­ми или чар­терны­ми ком­па­ни­ями пе­рево­зят­ся гру­зы, внут­ренние это рей­сы или меж­ду­на­род­ные?

- В нас­то­ящее вре­мя ре­гуляр­ных гру­зовых пе­ревоз­чи­ков во "Вну­ково" нет. На чар­терной ос­но­ве мы обс­лу­жива­ли гру­зовые рей­сы ави­аком­па­ний AirB­rid­ge­Car­go, "Вол­га-Днепр", "По­лет", "Яку­тия", од­на­ко боль­шая часть по­ка идет на пас­са­жирс­ких ре­гуляр­ных рей­сах. Гру­зо­обо­рот в 2010 г по срав­не­нию с 2009 г вы­рос на 40%. Бес­по­ко­ит нас толь­ко то, что про­цент меж­ду­народ­ных гру­зопе­рево­зок очень низ­кий - все­го 10 про­цен­тов от об­ще­го объ­ема, так как "Вну­ково" ис­то­ричес­ки в ос­новном скон­цент­ри­рова­но на пе­ревоз­ках по Рос­сии. Мы ста­ра­ем­ся раз­ви­вать имен­но меж­ду­народ­ные нап­равле­ния, но здесь мно­гое за­висит и от раз­ви­тия аэро­пор­та. Чем ши­ре бу­дет ге­ог­ра­фия по­летов, чем боль­ше са­моле­тов бу­дет при­летать во "Вну­ково", тем для нас луч­ше. На­ибо­лее вост­ре­бован­ные нап­равле­ния Ма­хач­ка­ла, Якутск, Но­риль­ск, Вла­дивос­ток. Ави­аком­па­нии "ЮТэйр", "Вла­дивос­ток Авиа", "Яку­тия", "Да­гес­танс­кие ави­али­нии". Сей­час тер­ми­нал ра­бо­та­ет толь­ко на од­ну пя­тую сво­их воз­мож­нос­тей. Но и стро­или поч­то­во-гру­зо­вой комп­лекс с уче­том перс­пек­тив.

- А мож­но вы­явить тран­зитные нап­равле­ния гру­зов, от­ку­да и ку­да они идут?

- На­ибо­лее вост­ре­бован­ные транс­фер­ные пе­ревоз­ки из Санкт-Пе­тер­бурга че­рез Моск­ву в Ир­кутск, Рос­тов-на-До­ну, Но­воси­бирск, Крас­но­ярск. Пе­ревоз­ки так­же идут се­зон­но.

- Есть ли пи­ковые се­зоны, ког­да гру­зо­обо­рот мак­си­маль­но уве­личи­ва­ет­ся?

- Цик­личность пас­са­жирс­ко­го и гру­зово­го биз­не­сов су­щест­ву­ют в про­тиво­фазе: ког­да на пас­са­жирс­ких рей­сах вы­сокий се­зон, с вес­ны до осе­ни, в гру­зовых пе­ревоз­ках спад, и на­обо­рот. Есть еще и та­кое по­нятие в этом биз­не­се, как се­зон­ность гру­зов. Ло­гич­но, что в предд­ве­рии 8 мар­та поч­то­во-гру­зовой комп­лекс прев­ра­ща­ет­ся в од­ну ги­гант­скую цве­точ­ную по­ляну, ле­том и осенью пе­ре­во­зит­ся боль­шое ко­ли­чест­во мо­реп­ро­дук­тов.

Впро­чем, да­же в на­ибо­лее наг­ру­жен­ные пе­ри­оды мы пол­ностью справ­ля­ем­ся с по­током. У нас ра­бота­ет шест­над­цать окон для обс­лу­жива­ния, из ко­торых во­семь на­ходит­ся на внут­ри­рос­сий­ских ли­ни­ях и еще во­семь - на меж­ду­народ­ных. Из них мы вы­дели­ли по два ок­на для вы­дачи гру­за, ос­таль­ные - для при­ема гру­за к отп­рав­ке. Со­от­но­шение при­ема гру­за к вы­даче сос­тавля­ет 70/30%, то есть 30% при­хо­дит в аэро­порт "Вну­ко­во" и 70% - уле­та­ет из не­го

- Ка­кие са­мые за­поми­на­ющиеся гру­зы про­ходи­ли че­рез тер­ми­нал?

Са­мым за­поми­на­ющим­ся ста­ла пе­ревоз­ка на Ил-76 три­над­ца­ти гро­бов с ос­танка­ми царс­кой семьи из Ека­терин­бурга в Санкт-Пе­тер­бург. При­нимал зуб­ра из Якутс­ка, ко­торый дол­жен был отп­ра­вить­ся за­тем в один из рос­сий­ских за­повед­ни­ков, это уже во "Вну­ково". Пе­рево­зили зо­лотую ста­тую Турк­мен­ба­ши в Аш­ха­бад. Ки­ты, сло­ны, ях­ты, тиг­ры, мед­ве­ди, ло­шади. Ме­дика­мен­ты, кровь, плаз­ма, ор­га­ны для транс­план­та­ции, ору­жие. Все это - то­же груз.
Источник: АвиаПорт.Ru ?