Автоперевозчики с ужасом ждут осени 2014 года

Главная / Новости / Автоперевозчики с ужасом ждут осени 2014 года

В конце прошлой недели в Набережных Челнах была проведена конференция, в ходе которой транспортники обсудили законодательство, оказывающее влияние на их работу. В частности, был рассмотрен законопроект о грузовых автотранспортных перевозках, который сейчас разрабатывается в недрах Госдумы при участии Российского Автотранспортного Союза. Подготовкой документа занималась рабочая группа, созданная при профильном комитете Госдумы, в состав которой вошли представители ассоциаций, объединяющих грузовых автоперевозчиков. Законопроект о грузовых автоперевозках планируется внести на рассмотрение депутатов Госдумы уже в предстоящую осеннюю сессию.

Напомним, речь в законопроекте идет о мерах, которые призваны ограничить число игроков на рынке автомобильных грузоперевозок, путем введения, так называемого «допуска». Осенью прошлого года в Елабуге состоялся «круглый стол» транспортников под эгидой РАС, в ходе которого поднимался вопрос о возврате лицензирования автомобильных грузоперевозок, от которого отказались еще в 2005 году по инициативе МЭРТ РФ, ратующего за либерализацию рынка. В этом году идея о лицензировании автогрузоперевозочной деятельности всплыла вновь, правда, теперь это называется не лицензия, а выдача «допуска» предпринимателям на право заниматься автогрузоперевозками. Однако суть от этого не меняется: инициаторы законопроекта хотят убрать с рынка игроков, которые не обладают достаточной устойчивостью и не в состоянии обеспечить безопасность перевозок.

Вице-президент РАС Валерий Алексеев рассказал, что концептуально, новый закон будет повторять аналогичный закон, существующий в ФРГ. Основные постулаты документа будут состоять в том, что, также как и в ФРГ, допуск грузоперевозчика на рынок, будет основываться на финансовой устойчивости предприятия и на обязательном получении квалификационных свидетельств ответственными работниками транспортных компаний, призванных обеспечивать безопасность перевозок. При выдаче «допуска» будет учитываться надежность компании, то есть в отношении нее не должно быть судебных решений. Законодатели также планируют обязать перевозчиков страховать свою ответственность перед грузовладельцами. Водители, согласно новому закону, должны будут в обязательном порядке иметь национальное удостоверение.

«Проект закона готов, мы вчера с перевозчиками обсуждали предложения, которые вносил в проект закона РАС. Для предприятий планирующих заняться или уже занимающихся автогрузоперевозками предполагается введение двух видов «допусков». Первый – это «допуск» к грузовым перевозкам на территории РФ для организаций, которые выполняют перевозки за плату. Второй вид – это «допуск» для организаций, которые выполняют перевозки для собственных нужд, – рассказал Валерий Алексеев. – В основу закона заложено стремление обеспечить безопасность движения и безопасность перевозок. Кстати, Минтранс РФ уже разработал правила безопасной перевозки грузов и пассажиров, которые концептуально будут входить в этот закон. В случае если организация будет заниматься перевозками, не получив допуск и не состоя в реестре, это будет квалифицироваться как незаконное предпринимательство. А это уголовная статья».

Вице-президент РАС также отметил, что в законе будет прописано на каких основаниях может последовать отказ заявителю в получении «допуска» на осуществление автогрузоперевозочной деятельности. В первую очередь, основанием для отказа будет являться предоставление недостоверных данных о компании-претенденте. Отзыв «допуска» предусмотрен за грубые нарушения и только через судебные органы. По словам Алексеева, РАС настоял на том, чтобы нарушения, связанные с нарушением весового контроля не являлись основанием для лишения компании «допуска», поскольку разработчики закона признали, что порядка в части контроля веса автомобилей на постах весового контроля в стране пока нет.

Каждая организация, получившая «допуск» к грузоперевозкам, будет вноситься в соответствующий реестр. Выдачу «допусков» транспортным компаниям и ведение общероссийского реестра перевозчиков планируется доверить Торгово-Промышленной Палате РФ. При этом, заниматься непосредственно оценкой соответствия требованиям будут специальные сертификационные организации на договорной с ТПП основе. Федеральная власть будет лишь утверждать специальные программы по обучению специалистов для транспортной отрасли.

Валерий Алексеев считает, что предпосылок к тому, что с принятием нового закона стоимость перевозок для грузовладельцев возрастет, нет. По его словам, крупные организации итак перевозят грузы по более низкой стоимости из-за больших объемов. Крупные перевозчики без особых усилий смогут содержать сотрудников, которые должны будут отвечать за безопасность перевозок. Туго придется только мелким предпринимателям, имеющим в своем активе один или два грузовика. Для получения «допуска» они должны будут соответствовать в плане обеспечения безопасности перевозки другим компаниям, работающим на рынке, в том числе и крупным. Поблажек «на размер» делать никто не собирается. Причем требования предъявляются достаточно серьезные – это наличие собственной оборудованной базы, наличие в штате ответственных за безопасность перевозки людей, имеющих соответствующее образование, и еще целый ряд требований.

Планируется, что стоимость «допуска» будет символической – 800 рублей. Он будет выдаваться на организацию или на ИП, при этом его цена будет единой для всех вне зависимости от количества автомобилей, имеющихся в автохозяйстве.

Вице-президент РАС уверен, что данные меры должны привести к «регулированию» рынка и добросовестной конкуренции.

«Если перевозчик не платит налоги, значит, он на рынке работать не должен. А налоги он будет платить только тогда, когда будет развиваться», – уверен Валерий Алексеев.

Еще одна проблема, активно обсуждаемая транспортниками на конференции, касается постановления правительства России № 504. Документ предусматривает введение с 1 ноября 2014 года платы за проезд грузовиков полной массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам с целью компенсации ущерба наносимого грузовиками. С большегрузов будет взиматься плата в размере 3,5 рубля за один километр пути. Размер платы ежегодно будет индексироваться.

«По условиям постановления, каждый перевозчик должен будет вносить предоплату за передвижение по федеральным трассам в размере 35 тысяч рублей в месяц. Все понимают, что этих денег у перевозчиков нет. В конечном итоге, за это должны будут заплатить грузовладельцы, стоимость фрахта должна будет возрасти, и сейчас необходимо разработать систему взимания платы, и предоплата за пользование автодорогами, как предусматривает постановление правительства в данном случае не подойдет, – считает Валерий Алексеев.

В настоящее время рассматривается вариант установки на федеральных трассах системы видеофиксации прохождения автомобилей.

«Над федеральными трассами, как сейчас в Германии, будут стоять рамки и будут производить фотофиксацию всех проходящих автомобилей. Автомобили свыше 12 тонн будут определяться и фиксироваться. На автомобиле в этом случае должен быть установлен соответствующий транспондер – прибор, который будет фиксировать по спутниковым системам GPS или ГЛОНАСС прохождение автомобиля по федеральным трассам. Самое парадоксальное в том, что по данным самих дорожников, на внедрение и обслуживание этой системы в масштабах станы понадобится потратить чуть ли не половину суммы, которая попадает в дорожный фонд в год!», – отметил Алексеев.

По его мнению, вступление в силу постановления о взимании платы за проезд по федеральным трассам может привести к тому, что перевозчики начнут переходить на автомобили полной массой менее 12 тонн или будут выбирать маршруты движения по дорогам регионального значения. И здесь кроется еще большая опасность, так как, для перевозки груза, который помещается в одной фуре, понадобится три автомобиля полной массой до 12 тонн, а места на дороге они будут занимать в четыре раза больше, чем автопоезд. Также Алексеев напомнил, что региональные дороги предназначены только на весовую нагрузку в шесть тонн на ось, таким образом, они не долго смогут выдерживать нагрузку от фур. И тогда плату за проезд придется вводить и на региональных трассах, посетовал вице-президент РАС.

Немногим ранее президент некоммерческого партнерства «Объединенные перевозчики Сибири» (ОПС) Вячеслав Трунаев обратился к главе российского правительства Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть сроки введения платы за пользование федеральными автодорогами. Руководитель ОПС считает, что введение такой платы в 2014 году будет преждевременным. По его мнению, ссылка на европейский опыт в сложившейся ситуации — не убедительна, так как стандарты безопасности российских трасс не соответствуют стандартам европейского дорожного хозяйства, кроме того, на российских трассах отсутствует необходимый сервис.

«Соблюдение порядка оплаты, закрепленного в постановлении в настоящее время невозможно для подавляющего большинства грузоперевозчиков. Согласно обычаям делового оборота грузоотправители оплачивают перевозку с отсрочкой от 30 до 60 дней. Поэтому предоплата ляжет на перевозчиков тяжелым бременем», – говорится в сообщении.

Такой же точки зрения придерживается и другие перевозчики.

«Введение с ноября следующего года платы за проезд грузовиков полной массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам перевозчики ожидают с ужасом. Это будет катастрофа, которая убьет междугородние и международные перевозки как отрасль, – уверен гендиректор транспортной компании «Логистика» Рашит Калимуллин. – Грузоперевозчики просто будут вынуждены прекратить свою деятельность. Мы подчитали, что ежемесячно за право передвигаться по федеральным дорогам за каждый автопоезд компании нужно будет уплатить от 50 до 70 тысяч рублей. Нам предлагается платить по 3,5 рубля за километр проезда по федеральным трассам. Хороший дальнобойщик в месяц проезжает порядка 15 тысяч километров, хотя есть такие, кто наматывает и 25 тысяч. Получается, что мы будем вынуждены отдавать дорожникам практически всю месячную прибыль с машины! Мы все прекрасно помним, что после увеличения страховых взносов в пенсионный фонд до 34 тысяч рублей в год по стране закрылось свыше полумиллиона индивидуальных предпринимателей. Это произошло из-за увеличения взноса в пенсионный фонд на 22 тысячи в год! А нам говорят, заплатите за каждую машину от 750 тысяч до миллиона рублей в год! Возьмите эти деньги у своих заказчиков. Считаю, что переложить эти расходы целиком на плечи заказчиков не получится. Ведь с введением акциза на топливо, цены на перевозки никто не поднял. Почему мы питаем иллюзии, что заказчик наших услуг будет платить больше? Мы будет вынуждены просто остановиться, потому что станет абсолютно невыгодно работать. А куда пойдут водители, а что будут делать те, у кого кредиты за спиной, ипотека и прочее? Не приведет ли это к социальному взрыву? Даже когда выплаты в пенсионный фонд собирались поднимать, некоторые у нас предлагали перекрыть дороги, но тогда Леонид Штейнберг смог всех успокоить и призвал не делать этого, а поискать внутренние резервы».

Источник ati.su