Автовладельцы будут платить за каждый километр пробега

Главная / Новости / Автовладельцы будут платить за каждый километр пробега

Соз­да­ние в ны­неш­нем го­ду сис­те­мы до­рож­ных фон­дов по­может улуч­шить сос­то­яние до­рож­но­го хо­зяй­ства стра­ны.
Та­кая мысль проз­ву­чала на не­дав­нем "круг­лом сто­ле" "До­рож­ные фон­ды и об­щест­вен­ный конт­роль за их ис­поль­зо­вани­ем". За­мес­ти­тель ми­нист­ра транс­пор­та Олег Бе­лозе­ров на­пом­нил, что в свое вре­мя та­кие фон­ды уже су­щест­во­вали, но в 2000 го­ду бы­ли от­ме­нены. Ре­зуль­та­ты не зас­та­вили се­бя ждать. Фе­дераль­ные рас­хо­ды на со­дер­жа­ние до­рож­но­го хо­зяй­ства упа­ли с 1,6% от ВВП до 0,7%. А в ре­ги­онах этот по­каза­тель ока­зал­ся еще ху­же - 0,6%. В ито­ге по всей Рос­сии в год ре­мон­ти­рова­лось в луч­шем слу­чае 3500 км ав­то­дорог и стро­илось но­вых 300-400 км при пот­реб­нос­ти 7500 и 6700 км со­от­ветс­твен­но.

Это при­вело к дег­ра­дации до­рож­ной се­ти. По дан­ным прош­ло­го го­да, 61,1% об­щей про­тяжен­ности фе­дераль­ных трасс не со­от­ветс­тву­ет нор­ма­тив­ным тре­бова­ни­ям, 26,6% ра­бота­ет с заг­рузкой, пре­выша­ющей до­пус­ти­мую (в том чис­ле на 8000 км наг­рузка в пол­то­ра ра­за боль­ше нор­мы), 11,7% мос­тов на­хо­дят­ся в уд­ру­ча­ющем сос­то­янии.

И вот вер­ну­лись к хо­рошо за­быто­му ста­рому. Фе­дераль­ный фонд был соз­дан в мае прош­ло­го го­да, од­на­ко пол­но­цен­но на­чал функ­ци­они­ровать толь­ко в ны­неш­нем го­ду. С ян­ва­ря 2012-го об­ра­зова­ны и ре­ги­ональ­ные фон­ды. Ос­новны­ми ис­точни­ками их фор­ми­рова­ния оп­ре­деле­ны це­левые на­логи: ак­ци­зы на топ­ли­во и транс­пор­тный на­лог. Кро­ме то­го, ту­да бу­дут пос­ту­пать средс­тва из иных ис­точни­ков, свя­зан­ных с до­рож­ной де­ятель­ностью, нап­ри­мер пла­та за про­езд по не­кото­рым ма­гист­ра­лям. Для фе­дераль­но­го фон­да Бюд­жетным ко­дек­сом ус­та­нов­ле­но 14 та­ких ис­точни­ков, для ре­ги­ональ­ных го­раз­до боль­ше - 32. За­коно­датель­но зак­реп­ле­но, что не­вост­ре­бо­ван­ные в от­чет­ном го­ду средс­тва фон­дов пе­ре­те­кут на сле­ду­ющий год.

Хо­тя та­кое слу­чит­ся вряд ли, пос­коль­ку и сей­час до­рож­ное хо­зяй­ство ис­пы­тыва­ет яв­ное не­дофи­нан­си­рова­ние. По сло­вам ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра Рос­сий­ской ас­со­ци­ации тер­ри­тори­аль­ных ор­га­нов уп­равле­ния ав­то­доро­гами (РА­ДОР) Иго­ря Ста­рыги­на, в 2011 го­ду на стро­итель­ство и ре­монт ре­ги­ональ­ной до­рож­ной се­ти бы­ло бро­шено 206 млрд руб. В ны­неш­нем бла­года­ря пе­рерасп­ре­деле­нию ак­ци­зов на топ­ли­во и транс­пор­тно­го на­лога эта сум­ма вы­рос­ла до 344 млрд. При пот­ребнос­ти от­рас­ли 1 трлн руб. Так что на сле­ду­ющий год пе­ре­но­сить бу­дет не­че­го...

Впро­чем, как счи­та­ет на­уч­ный ру­ково­дитель НИИ транс­пор­та и до­рож­но­го хо­зяй­ства Ми­ха­ил Блин­кин, в перс­пек­ти­ве фон­ды ста­нут по­пол­нять­ся и за счет пот­ре­бите­лей в за­виси­мос­ти от про­бега и марш­ру­та их ав­то. На каж­дой ма­шине бу­дет ус­та­нов­лен ма­ячок ГЛО­НАСС, и спут­ник прос­ле­дит, кто ку­да и ког­да по­ехал. Хо­чешь в буд­ни днем ка­тать­ся по Буль­вар­но­му коль­цу - це­на од­на, и не ма­лень­кая. По­ехал в воск­ре­сенье ночью к ба­буш­ке на бли­ны в де­рев­ню Га­дюки­но - сов­сем дру­гая. Ду­ма­ет­ся, осо­бен­но бу­дут счаст­ли­вы от та­кого но­вов­ве­дения ком­па­нии-пе­ревоз­чи­ки. Впро­чем, рань­ше чем че­рез 10 лет ав­то­моби­лис­ты та­кой "ра­дос­ти" не дож­дутся. Что же ка­са­ет­ся об­щест­вен­но­го конт­ро­ля ис­поль­зо­вания средств до­рож­ных фон­дов, то здесь воп­рос по­ка ос­та­ет­ся отк­ры­тым. Хо­тя все участ­ни­ки дис­куссии сош­лись во мне­нии, что та­кой конт­роль не­об­хо­дим, без не­го на­ше до­рож­ное хо­зяй­ство так и бу­дет счи­тать­ся "чер­ной ды­рой". Пред­ло­жены ва­ри­ан­ты соз­да­ния об­щест­вен­ных со­ветов при фон­дах всех уров­ней, Еди­ного ин­форма­ци­он­но­го цент­ра, а так­же ос­ве­щения в СМИ каж­до­го те­лод­ви­же­ния до­рож­ни­ков. Хо­тя, по боль­шо­му сче­ту, фор­ма конт­ро­ля де­ло де­ся­тое. Глав­ное, что­бы средс­тва за­ка­та­ли в ас­фальт в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Источник: Российская Газета