Беларусь приютит российских перевозчиков, бегущих от утилизационного сбора

Главная / Новости / Беларусь приютит российских перевозчиков, бегущих от утилизационного сбора

По мнению экспертов, введение с 1 сентября в России утилизационного сбора, который в некоторой степени выступает в виде новой пошлины на ввозимые иномарки, может привести к тому, что многие российские и международные перевозчики начнутпереносить свой бизнес в Беларусь.

Уже сейчас многие белорусские бизнесмены, которые в начале 2000-х зарегистрировали свои автотранспортные фирмы в России, планируют вернуть свой бизнес на родину. К тому же, белорусские власти стимулируют этот процесс: для национальных грузоперевозчиков предусмотрены разнообразные льготы.

Белорусские участники ранка грузоперевозок считают, что их российские коллеги могут в значительной степени пострадать от введения утилизационного сбора. Ведь большинство из них приобретают технику за границей, причем как новую (чаще в лизинг), так и подержанную. При этом, ставка утилизационного сбора на импортную грузовую автотехнику может в отдельных случаях превышать 1,5 млн российских рублей. Грузоперевозчики, работающие преимущественно на внутреннем рынке, могут в некоторой степени компенсировать эти затраты за счет увеличения тарифов на свои услуги. Однако такая схема не сработает для международных перевозчиков, поскольку они просто будут вытеснены с рынка. Таким образом, российские транспортные компании окажутся неконкурентоспособными по сравнению с коллегами из Беларуси, Украины и Польши.

Уже в начале сентября в профессиональной среде стала появляться информация о том, что некоторые российские перевозчики начали готовить документы для перерегистрации своего бизнеса в Беларуси, кроме того, многие другие всерьез рассматривают такой вариант.

В то же время в самой Беларуси уже ожидают волну «бизнес-репатриантов», то есть возвращение многочисленных белорусских компаний, которые прежде предпочитали вести свой бизнес в Подмосковье.

Представитель одной российской фирмы-грузопереводчика, зарегистрированной в Смоленске, поделился планами переноса бизнеса в Беларусь. Он приехал в Минск, чтобы определиться с точным местом регистрации своей фирмы на территории Беларуси.

«Нам нужны седельные тягачи. И мы теперь оказываемся перед выбором: или покупать подержанные Scania и поднимать расценки, или покупать новые «МАЗы» и переплачивать за ремонт, простой и т. д. То есть по деньгам выходит то же самое. А взять по лизингу мы теперь не сможем: пока нет определенности с лизинговыми схемами в новых условиях, никто не хочет рисковать», – рассказал он.

В период с 1998 по 2009 гг. многие белорусские предприниматели в области грузоперевозок переносили свой бизнес в Россию, пытаясь сбежать от неблагоприятного белорусского бизнес-климата и преследования со стороны контролирующих органов.

Среди значимых игроков восточноевропейского рынка автоперевозок можно назвать такие российские компании белорусского происхождения, как группа «Дженти», группа «Траско/Алев-Транс». В одной из крупнейших компаний Смоленского региона – «Альфа Транс» – также имеются белорусские соучредители. Если же взять, к примеру, Брянскую область, то здесь практически весь местный транспортный рынок занят компаниями, которые пришли сюда из Гомельской области Беларуси.

Но в последние годы правила ведения бизнеса в Беларуси претерпели изменения и стали немного более либеральными. К тому же российские компании, которые переносят свой бизнес в Беларусь, по местному законодательству рассматриваются в качестве иностранных инвесторов, вследствие чего они получают многочисленные льготы. Кроме того, белорусские власти стремятся повысить роль Беларуси на восточноевропейском транспортном рынке, для чего предпринимают различные меры. Стоит также отметить, что эти меры в некотором роде способствуют переманиванию перевозчиков из соседних стран. К примеру, плата за проезд грузовиков по белорусским дорогам рассчитывается в белорусских рублях для местных перевозчиков и в евро для всех прочих.

«Нам юристы еще объяснили, что в Беларуси сейчас есть правило: если фирма регистрируется и действует в малом или среднем городе, то она на семь лет освобождается от множества налогов, а также от обязательной продажи валютной выручки, что для нас особенно важно, – отмечает представитель одной из российских фирм-грузоперевозчиков. – То есть нас будут рассматривать как инвесторов, отсюда и льготы». (Данное правило предусмотрено декретом № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», подписанном президентом Александром Лукашенко 6 мая 2012 года).

Также стоит отметить еще один важный момент. Сегодня правительство Беларуси вкладывает большие деньги в строительство транспортно-логистических и складских центров в разных районах страны, что заметно облегчает жизнь грузоперевозчикам.

«Посмотрите на карту Беларуси. Страна полностью транзитная: между Украиной и странами Балтики, между Россией и Европой. Так что грузоперевозки всех видов – это один из главных источников дохода бюджета. Чтобы использовать транзитные возможности в полной мере, мы с 2009 года строим по всей стране транспортно-логистические центры (ТЛЦ). Такие центры строятся в точках пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог, рядом с крупными городами, что способствует развитию рынка транспортных услуг», – сообщил заместитель главы департамента министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Грибов.

Логистические центры, строящиеся за счет белорусского госбюджета, можно назвать достаточно типовыми, поскольку они включают склады временного хранения, таможенные склады и склады общего пользования с регулируемым температурным режимом, автоматизированные системы управления. При таких центрах, как правило, работают представители служб карантинного фитосанитарного контроля и госстандарта, а также расчетно-кассовых центров. Таким образом, международные грузоперевозки могут сократить затраты на перевозку грузов и сэкономить время, получить качественное обслуживание товаропотоков, снизить коммерческие риски.

Программа развития логистической системы в Беларуси на период до 2015 года предусматривает порядка 50 площадок для строительства логистических центров. На данный момент заканчивается (или уже завершено) строительство 41 такого центра. 25 из этих проектов реализовано в рамках госпрограммы за бюджетные деньги, остальные 16 осуществляются в рамках дополнительных проектов по инвестиционным договорам с зарубежными компаниями.

Стоит также отметить, что для транспортных компаний, зарегистрированных в Беларуси, предусмотрен льготный доступ к таким транспортно-логистическим центрам.

По статистике BusinessStat, в 2011 году стоимостный объем российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок вырос на 17,4% (до 490,6 млрд руб). Рост выручки рынка объясняется ростом грузооборота и доходных ставок на автомобильные грузоперевозки.

Коммерческий грузооборот автотранспорта в России в 2011 году вырос на 4% (до 84,1 млрд тонно-км). Росту грузооборота способствовало общее повышение пропускной способности российских автодорог, увеличение средней дальности перевозки грузов, рост массы перевозимых грузов, а также увеличение количества сделок и снижение процентных ставок по лизингу автотехники. Аналогичные тенденции наблюдались и в первом полугодии 2012 года.

На конец 2011 года в России насчитывалось 46,3 тыс. предприятий, занимающихся автомобильными грузоперевозками. Стоит отметить, что 90% автомобильных грузоперевозок в стране осуществляется предприятиями малого бизнеса. Посредством деления бизнеса на более мелкие организации, коммерческие структуры получают возможность уйти от системы выплаты крупных налогов и работать по схеме выплаты единого налога на вмененный доход. Участники рынка отмечают, что малые компании-грузоперевозчики обладают наибольшей мобильностью и, при необходимости, легко могут перенести свой бизнес в зоны наибольшего благоприятствования.

Итак, вернемся к белорусскому рынку. Стабильный рост объемов услуг, оказанных операторами данного рынка, свидетельствует о его подъеме.

Приведем данные Национального статистического комитета. За первые 7 месяцев 2012 года транспортники Беларуси увеличили объем грузоперевозок на 10,6% (до 187 млн т), в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. Экспорт транспортных услуг в Беларуси в январе-июле 2012 года составил свыше 1,6 млрд долларов, что на 16,6% больше, чем в том же периоде 2011 года.
Источник: cargofon