Без навигационных устройств ГЛОНАСС можно ездить до конца 2012 года

Главная / Новости / Без навигационных устройств ГЛОНАСС можно ездить до конца 2012 года

Минтранс РФ подготовил новый приказ о порядке оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Приказ был подписан 26 января и сейчас проходит регистрацию в Минюсте РФ. В соответствии с документом, с 1 января 2013 года весь пассажирский транспорт, за исключением легковых автомобилей, а также грузовые транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть оснащены аппаратно-программными устройствами ГЛОНАСС/GPS, определяющими местоположение и передающими информацию органам Ространснадзора.

В Госавтонадзоре сообщили, что всего под регулирование попадает свыше 900 тыс. транспортных средств. Однако по данным на начало текущего года только 65,149 тыс. пассажирских транспортных средств и 5,021 тыс. грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы, были оснащены навигационными устройствами должным образом. Получается, что в действительности темпы оснащения транспорта устройствами ГЛОНАСС/GPS довольно далеки от плановых. Причина такого отставания кроется не только в нежелании перевозчиков тратиться на новые устройства, но и в неподготовленности самого процесса внедрения данных устройств.

Во-первых, производители обязательной к установке навигационной аппаратуры работают не на полную мощность. Как сообщили в Минпромторге, теоретически такие предприятия могут выпускать до 700 тыс. приборов в год, однако оп данным за июнь прошлого года выпуск навигационных устройств не превышал 5% от возможного объема.

Во-вторых, еще не создана инфраструктура для сбора информации с установленных на транспорте устройств. Согласно приказу Минтранса от 26 января, каждое устройство, приобретенное владельцем транспортного средства за свой счет, должно быть протестировано территориальным управлением Ространснадзора, после чего «рабочие» приборы заносятся в базу данных «Автоматизированного центра контроля и надзора» (АЦКН) Ространснадзора. Однако как сообщил 11 декабря замруководителя Ространснадзора Владимир Черток, такие центры только создаются: «в качестве пилотного проекта завершается создание трех из девяти запланированных АЦКН: в Москве, Люберцах и Ростове-на-Дону». А целостная система АЦКН, по его словам, на тот момент была только в виде «действующего макета». Примечательно, что это было сказано за 20 дней до того момента, когда сотни тысяч единиц транспорта уже должны были ездить с аппаратурой ГЛОНАСС и сообщать о себе надзорному органу всю информацию о пути следования, скорости и длительности остановок.

В надежде на то, что сроки по внедрению навигационного оборудования будут вновь пересмотрены, большинство коммерческих перевозчиков воздержалось от значительных трат: стоимость одного прибора составляет 15-40 тыс. рублей, плюс затраты на его установку и интеграцию, плюс оплата каналов связи для передачи информации о движении транспортного средства. И надежда эта была вполне обоснованной: предложенные в 2011 году Минтрансом проекты нормативных документов по внедрению ГЛОНАСС были публично раскритикованы Минэкономразвития. Из-за чего правительство так и не утвердило единые требования к устанавливаемому оборудованию ГЛОНАСС, также не были приняты и поправки в КоАП, предусматривающие штраф до 50 тыс. рублей за отсутствие обязательных навигационных устройств в транспортном средстве.

Критикуя требования Минтранса по обязательному оснащению ГЛОНАСС, Минэкономразвития назвало их «преждевременными и избыточными», что совпало с мнением многочисленных перевозчиков, считающих принудительное внедрение навигационного оборудования малоэффективным и довольно затратным мероприятием.

Отметим, что на подготовку нового плана-графика оснащения транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС/GPS Минтранс затратил всего лишь пять дней. 21 января вице-премьер Владимир Сурков провел совещание, в ходе которого были обсуждены проблемы внедрения навигационного оборудования.

Похоже, чиновники в очередной раз спешат принять требования на бумаге, в надежде, что сам проект как-нибудь выживет. К тому же все можно доработать уже в процессе.

Источник: cargofon.ru