Екатеринбург из промышленного гиганта может превратиться в логистический центр

Главная / Новости / Екатеринбург из промышленного гиганта может превратиться в логистический центр

Исполнилось сто дней, с тех пор как Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО). Национальный союз железнодорожников обратился с просьбой к Уральской торгово-промышленной палате (УТПП) обсудить за региональным «круглым столом» актуальные проблемы сектора логистики и железнодорожного транспорта после вступления России в ВТО.

Никаких неожиданностей

Этот процесс открыл для России, с одной стороны, новые возможности для выхода на международный рынок, а с другой — создал предпосылки для усиления конкуренции на внутреннем. Всё это было ожидаемо и подтвердилось.

Уральская торгово-промышленная палата сделала свой анализ итогов более раннего присоединения к Всемирной торговой организации бывших республик Союза.

Эти исследования подтвердили, что те отрасли, которые изначально не относились к конкурентоспособным, к примеру, сельское хозяйство Молдавии, Грузии и даже более развитое Прибалтики, понесли самые ощутимые потери. Все страны СНГ, как и прежде, имеют отрицательное сальдо торгового баланса. Из этого ряда какое-то время выбивалась только Украина — за счёт мощных поставок в Россию продукции машиностроения, сельского хозяйства.

То есть, можно утверждать, что вступление в ВТО ни в коей мере не повлияло на закономерности экономического развития этих стран.

—Но железного занавеса больше не будет, поэтому лучше учиться работать по новым меркам, чем противодействовать, — сказал вице-президент УТПП Александр Макаров.

Пока правительство России также обеспокоено и принимает меры поддержки — финансовые, инвестиционные, административные и социальные — только сельского хозяйства и лёгкой промышленности. Для того чтобы привлечь внимание к другим отраслям, нужны убедительные причины.

Железная дорога вне рисков или в застое?

—По видению сверху, железнодорожный транспорт у нас как будто не самый беззащитный. Но если вы предвидите потенциальные проблемы в организации железнодорожных перевозок в регионе, то хотелось бы услышать конкретные предложения — что именно требуется от федеральной власти для их устранения, смягчения, — обратился к уральцам в начале дискуссии президент Национального союза железнодорожников, заместитель руководителя экспертного совета комитета по транспорту Государственной Думы, член общественного совета Минтранса России Юрий Бусыгин.

От имени участников «круглого стола» выступил руководитель Центра развития и размещения производительных сил Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, доктор технических наук Михаил Петров. Он высказал свою точку зрения на тенденции последних посткризисных трёх лет, прогнозы на предстоящие пять-десять лет и на новые требования к транспортно-логистической системе в связи со вступлением в ВТО.

О тенденциях. Во-первых, грузооборот железнодорожного транспорта сохраняет свою устойчивость — это 40 процентов в общем показателе этой отрасли. Во-вторых, усиливается неравномерность загрузки сети, когда исчерпаны пропускные способности на определённых участках. И существует нехватка вагонов для грузов, в том числе первого тарифного класса. Причина — неэффективное использование и поэтому ускоренное их выведение из строя, которое не смогло компенсировать даже огромное количество универсальных вагонов, введённых в эксплуатацию в последние годы. Как результат — не вывезенные грузы, прежде всего это уголь, стройматериалы, продукция лесной промышленности.

Прогнозы же таковы. Вступление в ВТО пока не оказало существенного влияния на развитие железнодорожного транспорта. А пойти оно может по двум сценариям.

Первый — ресурсно-экспортный. От железнодорожников потребуется перераспределение совокупного парка вагонов в доходообразующие регионы, в основном нефтегазовые, металлургические. А также усиление связи этих регионов с сухопутными погранпереходами и морскими портами.

Второй — противоположный, модернизационный. Это сочетание концентрации работы на основных магистралях с интенсивным и в большей мере индивидуальным транспортным обслуживанием на местных ответвлениях. То есть разнообразие режимов доступа к железнодорожным услугам. Общая проблема в случае реализации обоих сценариев — консервативность топологии транспортной сети. В стране длительное время не прокладывались новые крупные железнодорожные линии. Сегодня необходимо расставлять чёткие приоритеты в очерёдности запланированного в последнее время строительства таковых. Для Урала, например, очень важно Северо-западное направление — выход на северные порты, на Тиман для укрепления собственной алюминиевой базы, а также на новые пути доставки более дешёвого, чем экибастузский, угля.

Транспортная логистика на смену машиностроению

По заявлению Михаила Петрова, модернизационный сценарий пока не стал доминирующей стратегией и имеет очень слабые шансы быть осуществлённым в первоначально намеченные сроки. Не решено главное — сколько-нибудь значимое перераспределение ресурсов из сектора, создающего ренту природную, в сектор переработки и получения продукции высокой добавленной стоимости, инновационной. Единственный надёжный способ защитить эту отрасль — господдержка и госгарантии для обрабатывающих производств. Необходимо расширение законодательных инициатив о равномерности территориального развития. Первым шагом здесь стало определение приоритетных для каждого региона моногородов и их поддержка. Теперь неплохо бы с помощью федеральных программ подкрепить спрос на продукцию периферийных районов.

Этого и ждут железнодорожники от правительства России. А уральские — особенно. На Среднем Урале также предвидится существенное снижение перевозок продукции обрабатывающего сектора. Ведь только в машиностроении в последние годы регион потерял 50 процентов производства. Сюда не идёт надёжный поток инвестиций для перевооружения.

— В нынешней ситуации перспектива для Екатеринбурга — развитие не столько как промышленного, сколько как международного транспортного центра. Ведь он, как и Челябинск, и в меньшей степени Нижний Тагил, оказался в эпицентре крупных транзитных потоков. Урал может активнее развиваться в этом плане в связке с портом Перми и другими перевалочными пунктами, — считает Михаил Петров.

Обсуждение предложений, поступивших от Уральской торгово-промышленной палаты, по словам Юрия Бусыгина, состоится на расширенном заседании президиума Национального союза железнодорожников в начале декабря этого года. Они будут отправлены министру транспорта Российской Федерации.

Источник: Областная газета