Груз пойдет морем

Главная / Новости / Груз пойдет морем

Морские грузоперевозки - один из наиболее объективных индикаторов экономической активности. По ним можно оценить, что происходит со спросом на товары или сырье в реальном времени. В то время как другие экономические показатели, к примеру, индекс потребительских цен, часто рассматривают то, что на рынке уже случилось. Чем выше спрос на товар, тем больше его производят и тем активнее перевозки. Даже если производитель не может реагировать моментально на падение спроса, скорее всего, лишний объем товаров будет отвезен на склады, что точно так же уменьшит грузооборот, отражая реальное состояние экономики. 

Хотя есть сегменты рынка, где количество перевозок зависит не только от потребления товаров. Это могут быть социальные программы (ввоз оборудования для строительства медицинских центров), проекты, финансируемые государством (добыча нефти, газа и других природных ресурсов) или строительство каких-либо объектов. Но такие проекты, где перевозки не зависят от прямого спроса, скорее исключение, чем правило. 

По данным Ассоциации морских торговых портов России, Itella Business Insight, DT Global Business Consulting 2013, в 2012 году на морские перевозки и международные портовые операции приходилось около 80% мировой торговли по физическому объему. В России доля морского транспорта в структуре коммерческого грузооборота страны имеет тенденцию к снижению и в 2012 году составила всего 1,9%. В 2013 году морские порты России увеличили оборот грузов на 3,9% по сравнению с прошлым годом. Он составил 590 млн тонн, из них на долю экспортных грузов пришлось 78% (460,1 млн т), а на долю импортных - 8% (48,4 млн т). Транспортировка транзитных грузов увеличилась на 4,6% по сравнению с прошлым годом и составила 44,5 млн т. Если говорить о контейнерных морских перевозках, объем перевалки грузов в контейнерах составил 44,4 млн т (+4,1%). Особенно вырос оборот контейнеров в российских портах Дальневосточного бассейна. 
Конечно, основной критерий выбора морского вида транспортировки связан с географией. Например, из Южной и Северной Америки, Африки, Австралии грузы в Россию невозможно доставить никаким другим способом, кроме как авиацией или морем. Однако морской путь можно назвать одним из самых экономичных видов транспортировки товаров на большие расстояния. Хотя время перевозки по сравнению с авиатранспортом значительно увеличивается, стоимость авиауслуг далеко не всегда целесообразна. А если говорить о больших партиях товаров, то доставить их авиатранспортом порой попросту невозможно. 

Более того, морские перевозки конкурируют не только с авиаперевозками. Иногда они выступают как надежная и недорогая альтернатива сухопутной доставке. В сегменте европейских перевозок в последнее время наблюдается растущий спрос на интермодальные контейнерные перевозки, так называемые short-sea, с использованием морского и автомобильного или морского и железнодорожного транспорта, например, через порты Балтийского или Черного моря. Выбор в пользу моря может быть обусловлен пиком сезона в сухопутных перевозках: в этом случае очень часто цены на автоперевозки увеличиваются, а транспорта не хватает. Перевозками short-sea - интермодальными контейнерными перевозками с использованием нескольких видов транспортных средств - занимаются многие компании. Но технически организация short-sea намного сложней, чем автотранспортные перевозки, поэтому не все компании работают с "коротким морем" успешно. 
Если рассматривать рыночные сегменты, то наибольшее количество контейнерных перевозок приходится на долю automotive, electronics, FMCG, fashion и DIY (Do It Yourself, "Сделай сам"). Обычно транспортировка осуществляется с одного континента на другой, поэтому выбор встает между воздушными и водными путями, и чаще всего экономически целесообразнее оказывается везти товар морем. Конечно, рынок морских перевозок далек от идеала. Очевидным преимуществом является цена и надежность, но главным недостатком все же остается транзитное время. 
К видам морских транспортировок, кроме контейнерных, также относятся трамповые - перевозки, когда для крупной партии груза фрахтуется целое судно, следующее из порта отправления в пункт назначения. При такой доставке судно следует по конкретному маршруту, не принимая на борт и не выгружая по пути другие партии товаров. Так, к примеру, обычно перевозятся крупные партии сырья, строительных материалов, пшеницы. Естественно, что трамповые перевозки не организуются в контейнерах. По сравнению с Европой рынок России в 2014 году должен характеризоваться определенным ростом. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы в зоне Евросоюза будет наблюдаться низкий темп экономического роста. Европейский кризис и неопределенная ситуация с госдолгом в Европе еще не закончились. Россия же по-прежнему остается растущим и перспективным рынком логистических услуг. По оценкам экспертов, рост чистых доходов семей в России с 2008 по 2013 год составил 18%. Это не единственный показатель роста экономики. К примеру, электронная коммерция также показывает стабильный рост. И если во всей Европе этот показатель за 2012 год составил 21%, то в России электронные продажи показали рост 33%. 
Если российская экономика продолжит уверенный рост, который наблюдался в прошлые годы, развитие морских перевозок также неминуемо, вот почему пропускная способность портов и терминалов будет иметь огромное значение. И хотя сейчас серьезных проблем с обработкой в портах практически нет - объемы выросли не так сильно, - для улучшения ситуации при условии роста объемов необходимо вводить дополнительные мощности на существующих терминалах по обработке контейнеров и строить новые. 
Рынок морских контейнерных перевозок еще не до конца восстановился после кризиса 2008-2009 годов. Сейчас показатели стабильны. Хотя многие эксперты ожидали снижения, связывая это с очередной экономической рецессией в Европе, на некоторых направлениях наблюдается небольшой рост. 
При благоприятном развитии ситуации, а именно в том случае, если европейская или мировая нестабильность не слишком серьезно отразится на российской экономике, в следующем году мы увидим более динамичный рост по импорту товаров. Это, соответственно, повлечет за собой рост всех видов перевозок, в особенности морских и железнодорожных, поскольку основная доля импортируемых в Россию продуктов производится в Китае и Юго-Восточной Азии. 

Источник: Российская газета