Грузовой передел

Главная / Новости / Грузовой передел

Рос­сий­ские пор­ты в вос­точной Бал­ти­ки за­бира­ют у При­бал­тий­ских стран на­ибо­лее при­быль­ные гру­зы, ос­тавляя им низ­ко­мар­жи­наль­ные уголь и удоб­ре­ния. В це­лом пор­то­вая от­расль это­го ре­ги­она за по­лу­го­дие вы­рос­ла на 16,2%.

С ян­ва­ря по июль это­го го­да по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­ри­одом 2011 го­да, гру­зо­обо­рот в вос­точном ре­ги­оне Бал­тий­ско­го мо­ря, где рас­по­ложе­ны пор­ты Рос­сии и стран Бал­тии, уве­личил­ся на 16,2% или на 28,7 млн тонн. Из это­го объ­ема боль­шую часть (56%) заб­ра­ли при­бал­тий­ские пор­ты. В ос­новном это рос­сий­ский и бе­лорусс­кий экс­порт. За­то оте­чест­вен­ным пор­там дос­та­лись на­ибо­лее при­быль­ные гру­зопо­токи – это не­габа­рит­ные, кон­тей­нер­ные и на­кат­ные (ро-ро) гру­зы, а иност­ран­ные кон­ку­рен­ты на­ращи­вали об­ра­бот­ку низ­ко­мар­жи­наль­ных на­сып­ных гру­зов, преж­де все­го, уг­ля.

Нап­ри­мер, "Порт Вы­соц­кий", спе­ци­али­зиру­ющий­ся на пе­ревал­ке уг­ля, сок­ра­тил его пе­рег­рузку за 7 ме­сяцев это­го го­да на 20% до 1,5 млн тонн. Та­кой спад в пор­ту объ­яс­ни­ли сни­жени­ем спро­са в стра­нах-пот­ре­бите­лях. Из этой га­вани уголь ухо­дит, пре­иму­щест­вен­но в бли­жай­шие стра­ны - Фин­ляндию, Гер­ма­нию, на су­дах дед­вей­том 30 ты­сяч тонн. В то­же вре­мя, нап­ри­мер, из лат­вий­ско­го Вент­спил­са уголь отг­ру­жа­ет­ся боль­ши­ми ко­раб­ля­ми, дед­вей­том свы­ше 75 ты­сяч тонн, на даль­ние расс­то­яния. Од­на­ко вско­ре об­ласт­ной порт смо­жет на рав­ных бо­роть­ся за гру­зопо­токи . "На прош­лой не­деле мы отп­ра­вили в Ве­ликоб­ри­танию пер­вое суд­но ти­па Pa­namax, дед­вей­том 80 ты­сяч тонн, в пла­нах на сен­тябрь два та­ких суд­на", - со­об­щи­ли "ДП" в пор­ту.

Гру­зо­обо­рот неф­ти и неф­тепро­дук­тов в этом го­ду мень­ше, чем в прош­лом и боль­шую часть 60% но­вого объ­ема гру­зов в этом сек­то­ре за­бира­ют се­бе стра­ны Бал­тии. Об­ра­бот­ка неф­тепро­дук­тов в круп­ней­шей га­вани ре­ги­она - Боль­шом пор­ту Пе­тер­бурга, с на­чала это­го го­да сок­ра­тилась на 20%, в то же вре­мя сок­ра­тил на 2% пе­ревал­ку неф­тепро­дук­тов порт При­морск, а пе­ревал­ка неф­ти в нем поч­ти не из­ме­нилась по срав­не­ние с прош­лым го­дом. При­морск сдер­жи­ва­ет низ­кая про­пуск­ная спо­соб­ность же­лез­ной до­роги, но РЖД ее уже ак­тив­но рас­ши­ря­ет, отк­ры­вая пе­ред При­морс­ком но­вые го­ри­зон­ты.

Что ка­са­ет­ся неф­ти, то вес­ной в Усть-Лу­ге за­рабо­тал неф­те­налив­ной тер­ми­нал (БТС-2), прав­да, по­ка не на пол­ную мощ­ность. Он расс­чи­тан на 30 млн тонн в год, а по­ка про­качи­ва­ет око­ло 15 млн тонн. Но за­то он уже поз­во­лил Усть-Лу­ге уд­во­ить обо­рот по срав­не­нию с 2011 го­дом. В об­щем ли­диру­ющие по­зиции РФ на Бал­ти­ке в пе­ревал­ке неф­ти и неф­теп­ро­дук­тов не­по­ко­ле­би­мы.

Ут­ра­ту уг­ля и сок­ра­щение пе­ревал­ки неф­ти и неф­тепро­дук­тов рос­сий­ские пор­ты ком­пенси­ру­ют вы­соко­рен­та­бель­ны­ми гру­зами. Пе­тер­бург­ский порт за 7 ме­сяцев это­го го­да по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­ри­одом прош­ло­го об­ра­ботал на 6% боль­ше кон­тей­не­ров и на 20% боль­ше ро-ро гру­зов - ав­то­моби­лей, при­цепов, тя­гачей, трей­ле­ров и про­чей тех­ни­ки, ко­то­рая мо­жет са­мос­то­ятель­но за­ка­тить­ся на суд­но.

В Усть-Лу­ге объ­ем пе­ревал­ки на­кат­ных гру­зов воз­рос на 37% бла­года­ря за­пус­ку но­вых па­ром­ных ли­ний и до­пол­ни­тель­ным су­доза­ходам. В сен­тябре 2011 го­да рос­сий­ское под­разде­ление датс­ко­го па­ром­но­го опе­рато­ра "СКФ ДФДС Лай­нз" за­пус­ти­ло па­ром из Усть-Лу­ги в Гер­ма­нию, но это­го ока­залось ма­ло. "С на­чала июля на ли­нии Киль-Пе­тер­бург мы ста­ли до­пол­ни­тель­но за­ходить в Усть-Лу­гу. Так­же на­чали пе­рево­зить на па­ромах же­лез­но­дорож­ные ва­гоны с це­мен­том, зер­ном", - го­во­рит ге­не­раль­ный ди­рек­тор «СКФ ДФДС Лай­нз» Зиг­мунд Ян­ковс­кий.

В то же вре­мя сни­жа­ет­ся гру­зо­обо­рот на па­ром­ной ли­нии "Усть-Лу­га – Бал­тий­ск". "Из-за не­высо­кого спро­са на гру­зопе­ревоз­ки в Ка­лининг­ра­де и Ка­лининг­рад­ской об­ласти", - по­яс­ня­ет пер­вый за­мес­ти­тель ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра ОАО «ПУЛ транс» Па­вел Нес­те­рен­ко. За­то на гер­манс­ком нап­равле­нии сни­жения объ­ема пе­рево­зок не пред­ви­дит­ся. На ли­нии "Усть-Лу­га – Зас­ниц" пе­рево­зят элект­ро­по­ез­да "Лас­точка", пред­назна­чен­ные для Олим­пи­ады в Со­чи, и стан­дарт­ные ва­гоны. Об­щее ко­личест­во "Лас­то­чек", ко­то­рые предс­то­ит дос­та­вить в Рос­сию че­рез порт Усть-Лу­га, – 38 еди­ниц.

Сре­ди пор­тов стран Бал­тии по объ­ему ро-ро гру­зов ли­диру­ет Клай­педс­кий порт. До­ля на­кат­ных гру­зов в его обо­роте бо­лее 10%, для срав­не­ния: в Пе­тер­бурге – 1,4%, в Усть-Лу­ге – 2,5%. Рос­сий­ские пор­ты ко­пиру­ют па­ром­ные ли­нии Клай­пе­ды и оотя­гива­ют на се­бя часть гру­зов, но вряд ли опе­редят при­бал­тий­ские пор­ты по на­кат­ным гру­зам в си­лу не­удач­но­го ге­ог­ра­фичес­ко­го рас­по­ложе­ния. "Мно­го гру­зов мо­рем идет в Моск­ву, а до­рога от Клай­пе­ды или Вент­спил­са до рос­сий­ской сто­лицы вдвое ко­роче, чем от Моск­вы или Пе­тер­бурга", - за­меча­ет Зиг­мунд Ян­ковс­кий. Имен­но ге­ог­ра­фия ста­ла при­чиной, что па­ром ли­нии Trans Rus­sia Exp­ress (опе­ратор Finn­li­nes) на пу­ти из гер­манс­ко­го Лю­бека в Пе­тер­бург с это­го го­да за­хо­дит в Вент­спилс, от­ку­да мно­гие рос­сий­ские им­порт­ные гру­зы про­дол­жа­ют путь до Моск­вы.

Оп­ро­шен­ные "ДП" предс­та­вите­ли па­ром­ных ком­па­ний го­ворят, что в трю­мах су­дов ос­та­ет­ся дос­та­точ­но сво­бод­но­го мес­та, что­бы уве­личить гру­зо­обо­рот при­мер­но вдвое. "Мы пот­ра­тили год, что­бы раск­ру­тить на­ши ли­нии на Сток­гольм и Хель­син­ки, сей­час па­ромы заг­ру­жены при­мер­но на 60% и на этом уров­не заг­рузка ста­биль­но дер­жится", - го­ворит пре­зиден­та ком­па­нии St.Pe­ter Li­ne Игорь Глу­хов. По­высить за­пол­ня­емость па­ромов, ухо­дящих из рос­сий­ских пор­тов, мог­ли бы ав­то­пере­воз­чи­ки, но они не расс­мат­ри­ва­ют всерь­ез вод­ное со­об­ще­ние. "У нас па­ромы слиш­ком до­рогие и ред­ко хо­дят, в слу­чае не­об­хо­димос­ти, мы идем в Гер­ма­нию в об­ход Поль­ши на па­ромах из Фин­ляндии, где су­да ча­ще хо­дят", - го­во­рит ге­не­раль­ный ди­рек­тор "Со­вав­то-Пе­тер­бург" Вя­чес­лав Ла­за­рян.

Источник: DP.RU