Капризный груз

Главная / Новости / Капризный груз

Отечественным транспортно-логистическим компаниям предстоит продолжить работу по снижению издержек и повышению качества услуг для сохранения конкурентоспособности.

Масштабная экономическая встряска приводит к преобразованию структуры экономики не только отдельных стран, но и мира в целом. В результате меняются не только объемы грузопотоков, но и их направление. В условиях глобализации логистических схем все это лишь усиливает конкуренцию на рынке транспортно-экспедиторских услуг.

Отечественные логистические компании по-прежнему придерживаются политики сокращения транспортных, складских и информационных расходов, одновременно работая над повышением качества сервиса, – так охарактеризовал ситуацию, сформировавшуюся на рынке транспортно-логистических услуг, на Московском международном логистическом форуме (ММЛФ-2011) заместитель председателя Координационного совета по логистике (КСЛ) Ырысбек Ташбаев.

Согласно ежегодному опросу КСЛ, 43% компаний (транспортных, дистрибуторских, производителей продуктов, представителей розничного и экспедиторского бизнеса) одной из главных своих задач в текущем году назвали оптимизацию затрат на логистику. И хотя в 2011 году этот показатель был несколько выше – 47%, результаты опроса свидетельствуют о нестабильной ситуации в секторе и увеличении конкуренции. Поэтому не случайно, что вторая по значимости задача, которую предстоит решить компаниям, – повышение качества сервиса логистических услуг. Так считают уже 31% опрошенных против 23% годом ранее.

Между тем 52% опрошенных компаний не готовы отдавать организацию товарных потоков на аутсорсинг. Это отличает отечественный бизнес от европейского, где аутсорсинг в сфере предоставления логистических услуг очень развит. «У нас происходит обратное – в целях минимизации издержек многие пошли на создание собственных транспортных отделов и отделов внешнеэкономической деятельности», – замечает генеральный директор компании «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс.

По словам Кисса, тому есть несколько объяснений. Во-первых, отечественный бизнес пока не готов к аутсорсингу, особенно в части передачи управления (пусть и не на долгое время) материальными ресурсами. Во-вторых, специфика таможенного администрирования в стране позволяет выстраивать сотрудничество с таможенными органами лишь на основе личностных отношений. В то же время по направлениям таможенного представительства и комплексного логистического сервиса, то есть там, где привлечение профессионального посредника позволяет сократить риски, спрос на аутсорсинговые услуги все же увеличивается, дополняет руководитель управления маркетинга компании «РОСТЭК-Северо-Запад» Марина Белоглазова.

Еще одной тенденцией, проявившейся в конце прошлого года, стало общее замедление темпов роста товаропотока. При этом в целом по году объем транспортных операций вырос. На взгляд Белоглазовой, в 2011 году традиционное предновогоднее увеличение грузопотоков в Северо-Западном регионе было меньше обычного. Одной из причин стала частичная переориентация грузопотоков на страны – члены Таможенного союза, в первую очередь на Казахстан. По наблюдениям Белоглазовой, в 2012 году эта тенденция продолжения пока не получила. «Кто ушел, тот ушел, ведь Таможенный союз вступил в силу в июле 2010 года», – отмечает она.

Однако Руслан Кисс считает, что сокращение товаропотока будет продолжаться, поскольку одной из причин этого явления остается нестабильная ситуация в сфере таможенного администрирования и искусственное перераспределение Федеральной таможенной службой грузопотоков. «Например, на Балтийской таможне введен так называемый запрет на транзит, что заставило участников внешнеэкономической деятельности переориентировать свои потоки на другие направления, в результате чего появились очереди на российско-финской границе после Нового года», – констатирует Кисс. Также продолжается переориентация грузопотоков на казахстанское направление, что также снижает спрос на транспортные услуги.

Ожидания на текущий год у участников рынка сдержанные. Около 80% из них все же рассчитывают на рост товаропотока на 10-30%. Однако более 20% придерживаются противоположного мнения и ожидают снижения на 5-10%. «Мы не ждем ни особенно сильных потрясений, ни бурного роста рынка. И политические, и экономические факторы – как внешние, так и внутренние – обещают рынкам транспортной логистики, внешнеэкономической деятельности серьезные перемены. Отчасти мы их видим, понимаем и готовы к ним», – признает Марина Белоглазова.

Руслан Кисс не столь оптимистичен в оценках текущего года: «Особого перелома в ситуации не произойдет – как бы не стало хуже». Среди причин, по которым может произойти снижение спроса, он называет предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию. «Это уже вынудило импортеров определенных товарных групп придерживать поставки и не увеличивать, а по некоторым группам, например отдельным видам мясопродукции, даже перенести их на второе полугодие», – говорит Кисс.

Источник: expert.ru