«Круглый стол» на тему «Саморегулирование транспортно-экспедиционной деятельности»

Главная / Новости / «Круглый стол» на тему «Саморегулирование транспортно-экспедиционной деятельности»

Дирекция Гильдии профессиональных участников ВЭД совместно с руководством комитета по транспорту Гильдии провела деловое обсуждение предпринимательской инициативы по введению саморегулирования в сфере транспортно-экспедиционной деятельности. Участниками мероприятия стали представители 21 транспортно-экспедиторской компании.

В рамках официальной части выступил руководитель комитета по транспорту Гильдии Дмитрий Красильников. Будучи экспертом в сфере транспортной экспедиции, он акцентировал внимание аудитории на проблематике отрасли и необходимости принятия мер к оздоровлению рынка транспортно-экспедиторских услуг.

В своем выступлении Дмитрий Красильников отметил, что экспедирование – это очень сложный вид деятельности, который требует наличия специального образования, знаний технологии перевозок грузов различными видами транспорта, особенностей перевозок различных видов грузов, а также контроля качества, предоставляемых услуг клиентам. Несмотря на то, что процесс предоставления услуг регламентируется множеством законодательных и нормативных документов, в стране полностью отсутствует систематический контроль их соблюдения со стороны государственных и иных регулирующих органов. Говоря об этом, эксперт отметил, что отсутствие простейших норм регулирования или, хотя бы, обязательности страхования становится причиной произвола стихийной рыночной конкуренции.

В последние годы участники рынка показывали стремительный рост, это привело к тому, что рынок стал стихийным и неуправляемым. Это, в свою очередь, сказывается на профессионализме в данной сфере, ведь большую часть работающих сегодня трудно назвать термином «специалист», в понятии мастер своего дела. Постоянная текучка кадров, которая сейчас характерна для многих компаний, порождает безответственность сотрудников и правовую незащищенность клиентов. Развитие подобного бизнеса приводит к тому, что профессиональные компании с высококвалифицированным персоналом, страхующие свои риски в интересах клиента, имеющие современнейшую хорошо оснащенную базу, становятся неконкурентными по сравнению с «псевдоэкспедиторами», которые оказывают услуги по искусственно заниженным ценам и не несут ответственности ни за качество своих услуг, ни за сохранность груза Клиента в целом.

В результате этого страдает:

  • экономика, из-за ухода от налогов или занижения налогов от ТЭД;
  • клиент (владелец товара), который становиться менее защищенным;
  • качество оказания услуг;
  • имидж компании, снижается уровень доверия со стороны иностранных партнеров.

После Дмитрия Красильникова выступил директор Гильдии Роман Козлов. Его презентация была посвящена теме «Саморегулирование в России. Цели, задачи и преимущества для бизнеса». Выступая он отметил, что, согласно мировому опыту, именно саморегулируемые организации (СРО) осуществляют реальный контроль и надзор за деятельностью «собратьев по цеху» с принятием ответственности за каждого недобросовестного члена. При этом он подчеркнул: эксперты считают, что для видов предпринимательской деятельности, не подлежащих специальному госрегулированию путем лицензирования, именно обязательность участия в СРО приобретает особенную актуальность в качестве «допуска к профессии» (или выхода на рынок).

Затем последовала презентация эксперта по правовым вопросам Гильдии Анастасии Чурсиной на тему «Юридические аспекты и критерии регулирования транспортно-экспедиторской деятельности».

В своем выступлении Чурсина отметила, что в России уже довольно основательно сформировано нормативно-правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности. Но, несмотря на это, манипулирование с применением нулевой ставки НДС в отношении услуг транспортной экспедиции до сих пор нуждается в многократных разъяснениях Минфина России так же, как и в связи с удержанием налога на доходы иностранных организаций от источника в Российской Федерации. Недобросовестные участники рынка до сих пор применяют договоры транспортной экспедиции, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку внешнеторговых сделок с использованием подставных компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях.

В регулирующих нормативах, выпущенных Правительством, отсутствуют санкции за их неисполнение, вследствие этого предприятия малого и среднего бизнеса имеют возможность повсеместно предлагать услуги транспортной экспедиции (услуги профессионального посредника) зачастую вразрез с установленными нормами и правилами.

Отсутствие обязательного требования по страхованию от ущерба третьим лицам транспортно-экспедиционной деятельности позволяет недобросовестным экспедиторским компаниям уходить от выплаты ответственности, в связи с отсутствием достаточных средств у экспедитора для выплаты ущерба третьему лицу, что совсем не способствует росту доверия со стороны клиентов и мешает развитию предпринимательской деятельности в этом направлении. Кроме того, исходя из арбитражной практики гражданско-правовых споров по взысканию ущерба с экспедиторов, суд, как правило, отказывает во взыскании, если у сторон отсутствуют установленные Правительством необходимые документы, свидетельствующие о заключении договора транспортной экспедиции.

Добросовестные российские экспедиторы добровольно страхуют свою ответственность перед третьими лицами, обучают и проводят профессиональную подготовку сотрудников для надлежащего заключения договоров транспортной экспедиции и следования установленным стандартам, что ставит такие компании в неравное положение по сравнению с «псевдоэкспедиторами», которые оказывают свои услуги без надлежащего оформления, страхования, профессиональной подготовки кадров, информирования клиентов.

По словам Анастасии Чурсиной, необходимость регулирования рынка оказания услуг транспортной экспедиции остро назрела как в свете обеспечения равных условий для всех участников рынка, так и для защиты потребителей этих услуг от непрофессионализма и уклонения от возмещения нанесенного ущерба (если применимо) со стороны «псевдоэкспедиторов».

Поскольку стандарты и правила оказания услуг транспортной экспедиции, в большинстве своем, нормативно закреплены государством, то спецификой саморегулирования организаций в этой области должен стать именно контроль за соблюдением уже имеющихся стандартов и правил. При вступлении в СРО, каждая транспортно-экспедиционная компания должна будет пройти сертификацию на соответствие оказываемых услуг национальным стандартам. СРО будет проводить внутренний аудит деятельности своих членов, что позволит гарантировать следование установленным государством стандартам. Таким образом, именно членство в саморегулируемой организации должно стать критерием добросовестного и качественного оказания услуг транспортной экспедиции, индикатором для крупных компаний – клиентов, а также для перевозчиков и стивидоров.

Обязательность вступления в СРО для оказания услуг транспортной экспедиции повлечет за собой административную ответственность по статье 14.1 КоАП РФ для тех предприятий, которые оказывают услуги транспортной экспедиции без членства в СРО. Членство в СРО станет надежным ориентиром для контролирующих органов в вопросе отнесения тех или иных услуг к услугам транспортной экспедиции, в том числе и в плане применения налоговых льгот, присуждения компенсации за причиненный ущерб, признания расходов по договорам транспортной экспедиции для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Помимо этого, гарантированная компенсационным фондом ответственность членов СРО перед клиентами за причиненный ущерб будет способствовать возрождению доверия к таким посредническим услугам, а также позволит поднять транспортно-экспедиционные услуги на качественно новый уровень услуг с минимизированными рисками для компаний-контрагентов.

По мнению Чурсиной, только введение обязательного саморегулирования транспортно-экспедиционной деятельности позволит эффективно решить поставленные проектом задачи оздоровления отрасли. Так как деятельность по оказанию услуг транспортной экспедиции подведомственна Минтранса РФ, предлагается делегировать полномочия по ведению реестров СРО этому ведомству.

Таким образом, профессиональное сообщество должно определить основные требования, предъявляемые к СРО в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, а именно:

1. количество членов СРО в области оказания услуг транспортной экспедиции;
2. установить размер компенсационного фонда и порядок его формирования (взносы, страхование);
3. должны ли охватываться саморегулированием услуги транспортной экспедиции, оказываемые на территории РФ иностранными организациями, и также организациями, оказывающими услуги транспортной экспедиции как сопутствующие. (Предлагается ограничить оказание услуг транспортной экспедиции на территории РФ иностранными компаниями экспедиторами, иначе как в составе услуг международной перевозки, осуществляемой иностранным перевозчиком).

Для дальнейшего продвижения проекта «Саморегулирования в сфере транспортно-экспедиционной деятельности» создан отдельный сайт, который начнет работать с 3 сентября. На сайте можно будет подробно ознакомиться с информацией обо всех проводимых мероприятиях, интерактивный сервис позволит обсуждать разрабатываемые документы. Все предложения по совершенствованию отрасли будут приниматься и обсуждаться с последующим анализом и выработкой рекомендаций.
Источник: cargofon