Логистика как инструмент интеграции

Главная / Новости / Логистика как инструмент интеграции

В Тор­го­во-про­мыш­ленной па­лате Рос­сии сос­то­ялось за­седа­ние ко­мите­та по ло­гис­ти­ке, на ко­тором об­сужда­лись воп­ро­сы ин­тегра­ции предп­ри­нима­тель­ской де­ятель­нос­ти на рын­ке же­лез­но­дорож­ных пе­рево­зок. В ра­боте ко­мите­та при­няли учас­тие со­вет­ник пре­зиден­та РФ Игорь Ле­витин и пре­зидент ТПП РФ Сер­гей Ка­тырин. С док­ла­дами выс­ту­пили ге­нераль­ный ди­рек­тор ОАО «РЖД Ло­гис­ти­ка» Па­вел Со­колов и про­фес­сор Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки Тать­яна Ку­ла­ко­ва.

Как от­ме­тил пре­зидент ТПП РФ Сер­гей Ка­тырин, с ло­гис­ти­кой свя­заны прак­ти­чес­ки все нап­равле­ния рос­сий­ско­го предп­ри­нима­тель­ства. Про­яв­ля­ют к ней ин­те­рес и за­рубеж­ные биз­несме­ны. И мы бу­дем прод­ви­гать­ся по пу­ти ее со­вер­шенс­тво­вания с уче­том за­меча­ний за­рубеж­ных кол­лег, но во гла­ве уг­ла долж­ны сто­ять ин­те­ре­сы рос­сий­ско­го биз­не­са.

Па­вел Со­колов в сво­ем док­ла­де за­метил, что в ус­ло­ви­ях кон­ку­рент­но­го рын­ка осо­бое зна­чение при­об­ре­та­ет пла­ниро­вание про­цес­са неп­ре­рыв­но­го дви­жения то­варов, обес­пе­чение ста­биль­ных по­токов ин­форма­ции. Для это­го не­об­хо­димы комп­лек­сные ло­гис­ти­чес­кие ус­лу­ги вы­со­ко­го ка­чест­ва.

С соз­да­ни­ем Та­можен­но­го со­юза транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­кий ры­нок из­ме­нил­ся. Сня­тие та­можен­ных барь­еров при­водит к рос­ту то­варо­обо­рота внут­ри аль­ян­са, уве­личи­ва­ет­ся по­ток гру­зов в нап­равле­нии Ев­ро­пы. На выс­шем уров­не под­держа­но ре­шение о соз­да­нии объ­еди­нен­ной транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­кой ком­па­нии. Пла­ниру­ет­ся, что в ее собс­твен­ность бу­дут пе­реда­ны ак­ти­вы, поз­во­ля­ющие конт­ро­лиро­вать как под­вижной сос­тав, так и тер­ми­наль­но-складс­кие мощ­ности. Это поз­во­лит ОТЛК стать пос­тав­щи­ком ка­чест­вен­но­го и ком­мер­чес­ки прив­ле­ка­тель­но­го тран­зит­но­го про­дук­та.

Од­на­ко в ожи­дании соз­да­ния объ­еди­нен­ной ком­па­нии рос­сий­ские пе­ревоз­чи­ки не си­дят сло­жа ру­ки. Сей­час за­пущен важ­ный про­ект, обес­пе­чива­ющий по­выше­ние ка­чест­ва ло­гис­ти­чес­ких ус­луг. Это кон­тей­нер­ный по­езд, ко­торый свя­зыва­ет Ки­тай и Ев­ро­пу и кур­си­ру­ет меж­ду го­рода­ми Чун­син и Дуй­сбург. За 16 су­ток по­езд пре­одо­ле­ва­ет расс­то­яние в 11 тыс. км.

Ог­ромный по­тен­ци­ал меж­ду­народ­ных гру­зовых пе­рево­зок подт­вер­жда­ет­ся все­ми прог­но­зами рын­ка. По са­мым кон­серва­тив­ным оцен­кам, объ­ем тран­зи­та по тер­ри­тории Рос­сии вы­рас­тет к 2020 го­ду до од­но­го мил­ли­она ДФЭ (двад­ца­тифу­товый эк­ви­ва­лент. – Прим. ред.) в год.

Од­на­ко су­щест­ву­ет ряд фак­то­ров, сдер­жи­ва­ющих раз­ви­тие тран­зи­та. На­ибо­лее ак­ту­аль­ным из них яв­ля­ет­ся нес­та­биль­ная ско­рость про­хож­де­ния все­го марш­ру­та. Тот же кон­тей­нер­ный по­езд на­ходит­ся в пу­ти 16 су­ток не всег­да. Иног­да этот срок уве­личи­ва­ет­ся и до 25 су­ток. И это при том, что за гра­фиком его сле­до­ва­ния ор­га­ни­зо­ван осо­бый конт­роль.

Ска­зыва­ет­ся и проб­ле­ма с от­сутс­тви­ем ва­гонов, их раз­но­тип­ностью. Ска­жем, при­ват­ный и ин­вентар­ный ва­гоны пред­по­лага­ют раз­ное за­пол­не­ние до­кумен­тов. Серь­ез­но вли­яет на прив­ле­катель­ность ази­атс­ко-ев­ро­пей­ско­го марш­ру­та та­кой фак­тор, как от­сутс­твие тех­но­логий, поз­во­ля­ющих сгла­дить се­зон­ность. Ни для ко­го не сек­рет, что Ка­захс­тан с кон­ца но­яб­ря по фев­раль ис­пы­тыва­ет воз­дей­ствие низ­ких тем­пе­ратур. Они до­ходят по­рой до 50 гра­дусов мо­роза, а для элект­ро­ники, ко­торая экс­пор­ти­ру­ет­ся из Ки­тая в Ев­ро­пу, это гу­би­тель­ная тем­пе­ра­ту­ра. Сю­да до­бав­ля­ют­ся и инф­рас­трук­тур­ные ог­ра­ни­че­ния.

Са­мый прос­той при­мер, име­ющий от­но­шение к же­лез­но­дорож­но­му транс­пор­ту, – это по­ез­да раз­ной дли­ны. В Ки­тае при­нята од­на дли­на по­ез­дов, в стра­нах ЕЭП – дру­гая, в Ев­ро­пе – третья. Ну и, ко­неч­но, от­сутс­твие уни­фици­рован­ных пе­рево­зоч­ных до­кумен­тов. Тес­то­вые отп­рав­ки по объ­еди­нен­ной нак­ладной уже сде­ланы, но не­об­хо­димо, что­бы это за­рабо­та­ло не толь­ко на од­ном пог­ра­нич­ном пе­ре­хо­де.

Од­ним из ва­ри­ан­тов ре­шения су­щест­ву­ющих проб­лем мо­жет стать про­ект, ре­али­зу­емый ОАО «РЖД Ло­гис­ти­ка» сов­мест­но с ООО «Транс­порт Де­велоп­мент Групп» в За­бай­каль­ске, ко­торый на­зыва­ет­ся «Раз­ви­тие тех­но­логий ло­гис­ти­ки и элект­рон­ный до­кумен­то­обо­рот «Вос­ток – За­пад». В бу­дущем про­ект при­ведет к соз­да­нию меж­го­сударс­твен­ной се­ти пе­реда­чи ин­форма­ции по транс­пор­тной ло­гис­ти­ке, та­можен­но­му оформ­ле­нию и иным смеж­ным сфе­рам. Кро­ме то­го, пла­ниру­ет­ся здесь же ис­пы­тать на прак­ти­ке из­ме­нения в по­ряд­ке пе­рег­рузки гру­зов – с тем, что­бы часть из них пе­рег­ру­жалась еще на ки­тай­ской сто­роне. Это зна­читель­но по­высит про­пуск­ную спо­соб­ность За­бай­каль­ска и поз­во­лит сок­ра­тить сред­нее тран­зит­ное вре­мя на пе­ре­хо­де Манч­жу­рия – За­бай­каль­ск с 3–5 су­ток до 12–18 ча­сов.

Выс­ту­пив­шие на за­седа­нии чле­ны ко­мите­та и приг­ла­шен­ные экс­пер­ты по­дели­лись сво­ими со­об­ра­жени­ями о том, как ре­шать проб­ле­мы ло­гис­ти­ки.

Ито­ги дис­куссии под­вел со­вет­ник пре­зиден­та Рос­сии Игорь Ле­витин. Он от­ме­тил, что час­то пра­витель­ство кри­тику­ют за не­вер­ную та­риф­ную по­лити­ку. Но у нас за­быва­ют о так на­зыва­емых не­регу­лиру­емых та­рифах, ко­торые ус­та­нав­ли­ва­ют са­ми ком­па­нии. А их то­же сто­ит про­ана­лизи­ровать и ра­зоб­рать­ся в том, нас­коль­ко они ры­ноч­ные.

К со­жале­нию, мы ут­ра­тили комп­лек­сную ус­лу­гу по экс­пе­диро­ванию гру­зов, от­ме­тил Игорь Ле­витин. Пе­ревоз­чи­ки есть, а экс­пе­дито­ров нет. Но имен­но та­кая ус­лу­га поз­во­ляла в са­мой удоб­ной фор­ме при­об­щать­ся к ло­гис­ти­ке ма­ло­му и сред­не­му биз­не­су.

Игорь Ле­витин на­пом­нил, что пре­зидент Пу­тин оп­ре­делил срок до­работ­ки про­ек­та фе­дераль­но­го за­кона о тран­зи­те – это ко­нец ян­ва­ря. Та­ким об­ра­зом, за это вре­мя нуж­но под­го­товить пред­ло­жения биз­нес-со­об­щест­ва о том, кто бу­дет ус­та­нав­ли­вать стан­дарты в ло­гис­ти­ке. Как долж­ны быть выст­ро­ены вза­имоот­но­шения транс­пор­тни­ков и го­сударс­твен­ных служб. Что ка­са­ет­ся проб­лем с кад­ра­ми в об­ласти ло­гис­ти­ки, то их со­вет­ник пре­зиден­та пред­ло­жил об­су­дить на оче­ред­ном за­седа­нии ко­мите­та, сде­лав его вы­езд­ным. На­ибо­лее удоб­ным мес­том, по мне­нию Иго­ря Ле­ви­ти­на, мо­жет стать МИ­ИТ, где есть ка­фед­ра ло­гис­ти­ки.

Источник: ТПП-Информ