Лучшая трасса России построена финнами, а самые честные полицейские в Карелии

Главная / Новости / Лучшая трасса России построена финнами, а самые честные полицейские в Карелии

Жизнь дальнобойщиков мало похожа на сказку. В рейсе их ждут разбитые дороги, многокилометровые пробки, полицейские-взяточники и бандиты, которые регулярно взимают с водителей «мзду». Но, несмотря на это, профессия «дальнобойщик» не теряет своей популярности, и с каждым годом ряды водителей-профессионалов пополняются. После кризиса 2008 года за рулем грузовиков оказались офисные работники, врачи и учителя. Сейчас же в ряды дальнобойщиков повадились и мигранты из Средней Азии. Об ужасах российских дорог рассказывает дальнобойщик с 36-летним стажем Аркадий Борода.

«Помните, в школе задавали сочинение на тему «Кем я хочу быть»? — вспоминает водитель. — Я и написал: хочу шоферить, как и мой отец. Тогда это звучало гордо. Папа был профессиональным водителем, междугородником. Так в то время называли дальнобойщиков. Он всю Россию проехал. По Мурманской области катался, когда там и дорог-то еще как таковых не было».

Начинал Аркадий на стареньком «Захаре» (так дальнобойщики называют «ЗИЛ 164»), потом на отцовском «ГАЗ 52».

«Это такая доисторическая техника, — с нежностью отмечает водитель. — Я на папином «ГАЗе» в первую длительную поездку отправился. Как сейчас помню, Ленинград — Рига, 600 километров. А сейчас я езжу на «Мазурике» — на «МАЗе» то есть».

Потомственных шоферов с огромным опытом на трассе сейчас совсем немного. После сериала «Дальнобойщики», вышедшего в 2001 году, «романтикой» дальнобоя увлеклись тысячи новых людей, причем многие из них имели о профессии весьма смутное представление.

«Насмотревшись этого фильма, люди решили, что наша профессия — это сплошная романтика и легкие деньги, — говорит Аркадий. — В этом сериале главные герои то и дело останавливаются на ночь в небольших мотелях, гостиницах. Они по каким ставкам работают? Все это чушь собачья, уж поверьте мне. Мы спим прямо в своих машинах. Хорошо, если у тебя «американец», а если ты ездишь на «МАЗе»? Об удобствах там сложно говорить. Мы моемся в речках, потому что душ на трассе еще поискать надо. Да и грязно там… Лучше бы создатели «Дальнобойщиков» к нам на стояночку приехали да поговорили с шоферами, тогда и фильм получился бы куда правдивей».

Кризис 2008 года заставил сесть за баранку офисных работников, учителей, бизнесменов, врачей. Немного позднее на трассе стали появляться и выходцы из Средней Азии.

«Гастарбайтеры за рулем маршруток — это уже пройденный этап. Теперь они на междугородных перевозках, — отмечает Аркадий Борода. — В Москве есть даже автотранспортная фирма, которая одно время брала к себе только мигрантов. Они ведь готовы практически бесплатно работать. Как они ездят? Вы что не видели, как они по городу колесят? Примерно так же и на трассе… Конечно, сейчас всех выходцев из Средней Азии хотят заставить получить российские водительские удостоверения. Чем это закончится? Мне кажется, карманы наполнятся у сотрудников ГАИ…»

Стоит отметить, что и слабый пол потянулся в ряды дальнобойщиков.

«Это на Западе дама за рулем огромной фуры давно никого не удивляет. Недавно я встретил на трассе одну цыпочку-блондинку на новеньком красном «Вольво» с финскими или польскими номерами. Она так лихо совершала обгон, что я аж засмотрелся. В Европе женщинам легко — там у них на каждом паркинге и душ, и удобный туалет. Сломалась машина? Позвонил по телефону, к тебе тут же приехали из специальной фирмы и быстро решили все проблемы. А у нас с этим трудно. Я даже представить себе не могу, как женщина меняет на трассе пробитое колесо. Так что не от хорошей жизни наши дамы идут в дальнобойщики. Российская разбитая дорога — это все-таки не женское дело», — считает Аркадий.

И действительно, хороших дорог в России совсем немного. К их числу можно отнести трассу М-4 «Дон», которую отремонтировали к предстоящей Олимпиаде в Сочи, дорогу на границе России и Беларуси, а также часть трассы от Петербурга до Выборга.

«Один кусочек этой дороги строили мы, другой — финны. И эти отрезки отличаются, как день и ночь. Та часть трассы, которая сделана руками финнов, и есть лучшая дорога в России», — уверяет Аркадий.

Однако, отсутствие удобств на трассе и плохие дороги — это еще не самое страшное. Ведь в пути дальнобойщиков подстерегают еще и бандиты. В лихие 90-е они собирали с водителей оброк практически на каждой трассе. После оплаты водителям выдавали специальную бумажку, которую нужно было показывать следующим бандитам, стоящим «в карауле» дальше по трассе. И тогда те пропускали машину.

«Похоже, те времена снова возвращаются, — сетует дальнобойщик. — Эти лихие ребята отсидели свое и снова вышли на трассу. Они же больше ничего делать не умеют. Бумажек, конечно, сейчас уже никто не выдает. Но кабины регулярно вскрывают, сливают соляру, иногда воруют груз. Однажды остановился я переночевать в Петербурге на парковке. Просыпаюсь от холода. Смотрю, дверца в кабине открыта, бумажник пустой, ноутбука нет. Вскрыли меня. Видимо, заранее эфирчиком плеснули в кабину, чтобы я крепче спал и ничего не слышал…»

Хотя и простые поборы сейчас тоже не редкость.

«Как правило, это происходит ночью. К грузовику подходят 2–3 бандита и вежливо говорят водителю: «Дорогой, надо платить. Мы собираем деньги со всех, кто здесь проезжает. Сам понимаешь, нам общак держать надо, ребятам на зоне помогать». Чаще всего дальнобойщики не спорят и отдают бандитам 1000 рублей, — рассказывает Аркадий. — Ведь если не раскошелишься, они достанут ерш — дубинку, унизанную острыми гвоздями, — и разобьют капот или фару. Все водители понимают: ремонт обойдется дороже. Как ни странно, такие поборы случаются даже на платных стоянках, которые, по идее, должны быть безопасными… Но яростнее всего бандиты орудуют в пригородах Челябинска и Магнитогорска. Туда шоферы стараются даже не заезжать без охраны. А потому самый прибыльный бизнес в этих городах — организация сопровождения дальнобойщиков. Заплати специальной фирме 1000 рублей, и тебе выдадут визитку и клубную наклейку, которая гласит, что ее обладатель находится под защитой. В общем-то, местные бандиты делают то же самое, правда, их услуги в Челябинске обходятся дороже».

Помимо бандитов, дальнобойщикам приходится противостоять наркоманам. Их, конечно же, легче прогнать, но и они могут отомстить.

«Дизельный двигатель любого европейского грузовика оборудован интеркулером — системой охлаждения воздуха, — поясняет Аркадий. — Это очень дорогая штука. А находится она там, где радиатор. Обиженный наркоша тонким металлическим прутиком может одним движением руки через решетку радиатора проткнуть интеркулер. И все, приехали…»

В таких ситуациях мало кто из дальнобойщиков обращается за помощью в полицию. Во-первых, на оформлении всех заявлений теряются целые сутки. Во-вторых, потом необходимо будет приехать на суд. Ведь ограбить тебя могут в том же Челябинске, а живешь ты в Петербурге… В итоге таких разбирательств водитель теряет драгоценное рабочее время, а значит, и деньги.

«Но и это не главное, — уверяет дальнобойщик со стажем Аркадий. — Однажды после очередного ограбления я обратился в полицию. А мне там сказали: «Смотри, сколько у нас дел нераскрытых: вот убийство, вот изнасилование, а тут ты со своей кражей ноутбука!» А потом обвинили меня в том, что я якобы сам потратил все деньги на девочек. А к ним обратился, чтобы как-то выкрутиться из ситуации. И взятки полицейские берут, причем повсеместно. Честных я встречал разве что в Карелии. Вот там все четко, по закону. Наверное, сказывается близость к благополучной Финляндии…»

Вот и приходится водителям оставаться один на один с бандитами и наркоманами.

«Иногда у меня складывается ощущение, что мы — дальнобойщики — никому не нужны, — сетует водитель. — Это чувствуется даже в том, как к нам относятся простые водители на дорогах. Они нас подрезают, не пропускают. Ребята, а ведь я не к теще на блины еду! Я везу вам технику, запчасти для ваших автомобилей, я вас кормлю, одеваю. Я много ездил по Европе. Там к человеку на грузовике относятся с огромным уважением. Я только поворотник включу, мне дорогу уступают. Там понимают, что весь мир держится на автомобильных перевозках! Железную дорогу ведь к каждому населенному пункту не подведешь…»

Аркадий также пожаловался и на отсутствие взаимопонимания даже среди коллег-дальнобойщиков.

«Уже давно нет братства среди шоферов, — сожалеет водитель. — Раньше как было? Сломалось у тебя что-то, тут же останавливается фура, выходит дальнобойщик: «Ну что, бродяга, помощь нужна?» Благодаришь, отказываешься. Через пять минут снова кто-то тормозит. А сейчас даже запасной домкрат не выпросишь… Мне стыдно об этом говорить, но каждый сам за себя… Объединяет всех только одно — желание как можно больше заработать».

Чтобы заработать побольше денег, многие дальнобойщики идут на «рекорды»: они проводят за баранкой по 15 — 16 часов в сутки.

«После 12 часов дороги водитель напоминает человека, который принял минимум 100 грамм, — отмечает Аркадий Борода. — Вы понимаете, что у нас на дорогах коматозники? И это, видимо, устраивает владельцев многих автотранспортных фирм. Смотрите, один человек до Екатеринбурга едет двое суток, а другой — четверо. Догадываетесь, кого возьмут на работу? Ну а что, машина-то застрахована, за нее руководство получит деньги. А человеческая жизнь… Да ценится ли она вообще? Я тоже по молодости гонял по 12–14 часов, денег хотел побольше заработать. А потом в какой-то момент просто заснул за рулем и вылетел на встречку. Открываю глаза и вижу: чужие фары мне прямо в лоб светят. На всю жизнь это запомнил… Тогда Господь меня уберег. Все ограничилось разбитыми фарами и порванным тентом…»
Источник: cargofon.ru