Международные перевозчики в королевстве кривых весов

Главная / Новости / Международные перевозчики в королевстве кривых весов

Автоперевозчики не перестают возмущаться по поводу осуществления контроля весовых параметров транспортных средств на российско-финской границе. Основная причина недовольства – техническое состояние автомобильных весов, на основании показаний которых, таможенные органы и Ространснадзор возбуждают многочисленные дела об административных правонарушениях.

Руководитель филиала АСМАП по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацюк рассказал о том, что предпринимается для изменения сложившейся ситуации.

Отвечая на вопрос о целесообразности взвешивания транспортных средств на границе, он отметил, что цели такого взвешивания действительно очевидны.

«Во-первых, взвешивание проводится с целью определения весовых параметров, в рамках таможенного контроля грузов и транспортных средств, пересекающих границу, – пояснил А. Дацюк. – Полученная в результате взвешивания информация, сравнивается таможенным инспектором с данными в предоставляемых перевозчиком документах. Выявленные расхождения, если они есть, могут стать основанием для сомнения в правильности декларирования груза и принятии соответствующих мер. Вторая цель – контроль за соблюдением российских норм нагрузки на дороги. С лета прошлого года эта функция также выполняется таможенными органами».

Следующий вопрос был посвящен хозяевам весовых комплексов на МАППах. Представитель АСМАП напомнил, что до середины прошлого года такие комплексы принадлежали таможенным органам. В настоящее время, по распоряжению правительства, все имущество, находящееся в пограничных зонах, перешло к ФГКУ Росгранстрой. При этом Дацюк отметил, что эта передача не произошла до конца.

«Например, на сегодняшний день часть весового оборудования, находящегося в зоне ответственности Выборгской таможни, продолжает оставаться на балансе таможенных органов, – сообщил он. – Исключение составляет весовой комплекс, расположенный в закрытом боксе в зоне углубленного досмотра на МАПП Торфяновка, который передан Росгранстрою. На пограничных переходах в регионах Псковской и Себежской таможен весы также переданы Росгранстрою. В связи с этим на Торфяновке возникла некоторая коллизия, связанная с тем, что у таможни в данный момент весов уже не может быть и, следовательно, нет средств на обслуживание весов, а у ФГКУ Росгранстрой весов еще нет на балансе, поэтому и нет средств на их ремонт. Собственно для нас, как для организации, представляющей интересы автоперевозчиков, принадлежность весов – вопрос вторичный. Важно, чтобы весы находились в исправном состоянии».

Говоря об исправности и наличии сертификатов пограничных весовых устройств, Дацюк сообщил, что соответствующие сертификаты имеются, правда, претензии к качеству работы весовых устройств все же возникают.

«На прошлой неделе ФГКУ Росгранстрой провел инспекционную проверку весового оборудования с привлечением специалистов Ространснадзора, завода-изготовителя и нашими представителями для решения вопроса о принятии весов на баланс и устранения имеющихся недостатков, а их было выявлено немало», – рассказал он.

В продолжение разговора о недостатках весовых устроиств, Дацюк привел два реальных случая, произошедших нынешней осенью на МАПП Брусничное.

«Машину, перевозящую наливной груз из Швеции, взвешивали на одних и тех же весах пять раз. И получили пять разных показаний, что подтверждено соответствующими квитанциями. Для перевозчика это достаточно сложная ситуация, поскольку машину с выявленным перевесом из Финляндии в Россию не пускают, требуя устранить нарушение. Как устранять перевес наливного груза в полевых условиях абсолютно непонятно, и это только один аспект, возникшей у перевозчика проблемы. Другой и более важный состоит в том, что пять различных показаний весового устройства рождают вполне понятное недоверие к его показаниям, тем более, что груз был достаточно дорогой и тщательно взвешивался на заводе отправителем при его заливке в танк. Цена решения вопроса – сутки простоя на въезде в Россию, – заключил представитель АСМАП.

Второй случай также произошел на МАПП Брусничное: при взвешивании грузовика, следующего из Финляндии, была выявлена перегрузка на ось автомобиля.

«Характер груза и его вес не позволил переместить его на приграничном терминале с таким расчетом, чтобы более равномерно распределить нагрузку на ось. Машину пришлось возвращать в Финляндию. При этом у нас, как и предыдущем случае, не было уверенности в том, что весы работают правильно и требования к перевозчику обоснованы, – отметил Дацюк. – Такие случаи происходят практически ежедневно. Разумеется, это негативно сказывается на бизнесе автоперевозчиков. Я уже не говорю о том, что эта чехарда со взвешиванием машины на нескольких весах значительно увеличивает очередь машин на въезд в Россию», – добавил он.

Затем он рассказал о результатах проверки, которая состоялась неделю назад с участием специалистов АСМАП.

«Во время нашего визита мы провели элементарный эксперимент – взвесили на трех весах, расположенных на МАПП Торфяновка, одно и то же транспортное средство. На одних весах перевес составил 800 килограмм, на вторых – 1360, на третьих – 1200 килограмм. Аналогичная картина была выявлена и на МАПП Брусничное. Данные контрольных взвешиваний, разумеется, подтверждены соответствующими актами, – сообщил он. – Оставляет желать лучшего и техническое состояние подъездов к весовым устройствам. Сейчас практически все подъезды к весам имеют уклоны и выбоины. В результате тягач и прицеп, заезжая на весы, производят по весовому устройству несколько динамических ударов довольно большой силы. Понятно, что это влияет на показания весов, причем, отнюдь не в сторону их уменьшения. Я уже не говорю о том, что сами весовые устройства, не рассчитанные на эксплуатацию в таких условиях, чаще выходят из строя и срок их работы значительно сокращается. Все эти недостатки также зафиксированы во время работы комиссии».

По итогам проверки были составлены письма, адресованные в Северо–Западную транспортную прокуратуру и руководителю ФТС РФ Андрею Бельяминову. В них, основываясь на полученных в ходе проверки данных, специалисты АСМАП высказались о недопустимости дальнейшего использования данного весового оборудования в том виде в виде, в каком оно находится сейчас, и предложили приостановить процедуры контрольного взвешивания на время устранения технических недостатков и приведения весового оборудования в исправное состояние.

«Кроме того, представитель АСМАП отметил, что проблемы взвешивания сводятся не только к техническому состоянию устройств, нередко они связаны с организационными просчетами. Как известно с лета этого года функции контроля за соответствием веса российским нормам в отношении транспортных средств, пересекающих границу в обоих направлениях, переданы таможенным органам, – пояснил Дацюк. – Однако, в силу ведомственных противоречий, эти функции переданы не полностью. Сейчас сотрудник таможни может только установить сам факт превышения веса транспортного средства. Выписать уведомление на соответствующий штраф за данное нарушение он не имеет права. Эта функция продолжает оставаться за Ространснадзором, представителей которого на границе нет. В результате ситуация выглядит более чем нелепо. Водитель, транспортное средство которого превышает установленные весовые нормы, вынужден по требованию таможенного инспектора ехать в представительство Ространсназора, расположенное в шестидесяти километрах от границы в поселке Климово. Выполнение всей этой процедуры занимает практически пол дня. Устранить это недоразумение, можно было бы буквально одним росчерком пера, выпустив документ, дающий право таможенному органу самостоятельно выписывать штраф за превышение веса. Однако на сегодняшний день этого не сделано».

Причем в процессе выполнения этой процедуры нередко возникают парадоксальные ситуации, связанные с техническими недостатками весовых устройств, работающих на границе. Так в ряде случаев, при взвешивании на весах Ространсназдора транспортного средства, отправленного за нарушение весовых норм с границы, превышение нормы веса обнаружено не было. Вполне естественно, что в таких случаях возмущению водителя нет предела.

Кроме того, Дацюк назвал еще одну проблему, которая существенно затрудняет прохождение грузов через посты и увеличивает время прохождения процедуры весового контроля.

«Сейчас схема выстроена таким образом, что водителю сначала надо выстоять очередь к пункту весового контроля, затем пройти его и остановится в ожидании результатов. Данные весового контроля сотрудник таможни оформляет на бумажном носителе и передаёт водителю, тот в свою очередь должен отправиться на стоянку, оставить там машину и поспешить в операционный зал, где ему вновь придётся выстоять очередь к сотруднику таможни, осуществляющему контроль документов. Этот инспектор и вводит данные с бумажного носителя в электронную систему, – пояснил он. – Должен сказать, что на фоне постоянных заверений таможни о полном переходе на современные электронные технологии, вся эта беготня с бумажками, которой вынужден заниматься водитель, выглядит, по меньшей мере, странной. Тем более что технические возможности весового оборудования вполне позволяют передать результаты взвешивания прямо на рабочее место инспектору, который будет оформлять это транспортное средство. Заметим попутно, что при переходе на автоматическую передачу данных взвешивания, у таможни, постоянно жалующейся на нехватку кадров, высвобождаются от выполнения этой неквалифицированной работы две штатные единицы на каждом посту».

На вопрос о том, когда же на границах исчезнут очереди грузовиков, представитель АСМАП затруднился дать точный ответ. Он отметил, что, несмотря на внедрение множества инициатив, задуманных для ускорения таможенных и других контрольных процедур на границе, существенных результатов достигнуто не было. Поэтому основная стратегия работы АСМАП заключается в устранении таких недостатков, мешающих работе международных перевозчиков.

«Мы постоянно обращаем внимание ведомств, ответственных за работу международных пунктов пропуска, на недостатки, которые выявляются в процессе реализации новых норм и законов. В отношении конкретного предмета нашего сегодняшнего разговора – весовых устройств, работа которых вызывает много нареканий, мы будем продолжать добиваться принятия мер по изменению ситуации. Надеюсь, что наши инициативы будут поддержаны и со стороны Северо-Западной транспортной прокуратуры, отвечающей за соблюдение выполнения требования законодательства в отношении добросовестных автоперевозчиков. Я также надеюсь, что недавнее обсуждение проблем в работе весовых устройств на границе, которое состоялось в рамках работы Общественного совета при Северо-Западной транспортной прокуратуре, не было бесплодным и конкретные шаги со стороны СЗТП для устранения нарушений норм законодательства в отношении автоперевозчиков будут сделаны», – резюмировал Дацюк.

Также сообщим, что Северо-Западная транспортная прокуратура провела проверку исполнения законодательства при функционировании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

«В ходе проверки установлено, что пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации не в полной мере обеспечены необходимым оборудованием, их обустройство не завершено. Выявлено 293 нарушения закона, с целью устранения которых внесены 47 представлений (из рассмотренных 37 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности), принесено 5 протестов на незаконные правовые акты (все удовлетворены). Возбуждено 6 дел об административных правонарушениях (6 лиц привлечено к административной ответственности). В суды направлены 4 заявления, одно рассмотрено и удовлетворено», – сообщили в пресс-службе СЗТП.
Источник: cargofon