Минтранс планирует: компании должны иметь персональные парковки

Главная / Новости / Минтранс планирует: компании должны иметь персональные парковки

Минтранс хочет заставить все компании и частных предпринимателей озаботиться персональными парковками для всех своих автомобилей, а также специализированным помещением для их сервисного обслуживания. На Едином портале для размещения проектов нормативных актов Минтранс России опубликовал законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Таким образом чиновники собираются победить стихийные стоянки вдоль дорог и во дворах жилых домов. Компания или частный предприниматель должны будут организовать собственную  стоянку, либо заключить договор об аренде со специализированными организациями. Для нарушителей предлагают внести штраф в 25 тыс. рублей. Эксперты считают, что если эта система в отношении юридических лиц заработает, то следующими будут уже частные автомобилисты. Такая практика есть в некоторых странах: в Японии нельзя купить автомобиль, пока не докажешь, что у тебя есть место для его парковки. Каждый вечер москвич Сергей гонит свой маленький бизнес — фургон МАЗ — в район Савёловского вокзала. Здесь машина будет ночевать в одном из дворов, потому что хозяин живёт неподалёку. Когда Сергей подъезжает к импровизированной стоянке, там уже стоят его давние соседи — несколько «газелей» азербайджанца Ализады. Здесь машины паркуются и здесь же ремонтируются — рядом валяются пустые канистры из-под масла, коробки. Такие стихийные стоянки грузовиков и частных коммерческих автомобилей есть в каждом спальном районе Москвы.

Столичные власти, как могут, с ними борются, но победить никак не получается. По данным Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), за первую половину 2016 года было зарегистрировано 90 тыс. случаев нарушений правил остановки и парковки. Больше всего стихийные парковки беспокоят пожарных и другие специальные службы, которые не могут получить доступ к домам и другим объектам во время ЧП. Недавно замначальника столичного ГУ МЧС РФ Пётр Остапенко говорил, что за три месяца 2016 года было 11 случаев, когда сотрудники ведомства не смогли поставить подъёмные механизмы во дворах при тушении пожаров из-за стихийных парковок.

— Поправки эти направлены на введение ответственности для индивидуальных предпринимателей и организаций за отсутствие необходимого количества парковочных мест для обеспечения стоянки всего транспорта, принадлежащего им и используемого в хозяйственной деятельности, — возмущается председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов ЦС МПВП Александр Котов. По словам Котова, все эти поправки чиновников противозаконны.

«Они не имеют такого права ограничивать бизнес. Всё это делается для того, чтобы вытеснить с рынка автомобильных перевозок малый бизнес, — утверждает лидер ЦС МПВП Александр Котов. — У крупных транспортных компаний есть площади, где они хранят свой транспорт, а у ипэшников или маленьких компаний — 5—10 машин, таких стоянок нет, и они вынуждены парковаться либо во дворах, либо на нелегальных отстойниках, расположенных в пригородах». С ним согласен и столичный водитель «газели» Сергей.

«Стоянка в Москве в сутки для моей „газели“ стоит 150 рублей, а в месяц это уже 4,5 тысячи. Для меня это деньги. А если я пересяду на пятитонный ЗИЛ или 15-тонную фуру, то платить буду уже в день за стоянку от 250 до 300 рублей, — рассказывает Лайфу Сергей. — Это, конечно, меньше штрафа в 25 тысяч рублей, который планируют установить чиновники за отсутствие постоянного парковочного места, но для меня и 300 рублей в сутки — деньги». Но если инициатива Минтранса будет поддержана Правительством РФ, то Сергея, его коллег — индивидуальных предпринимателей — и транспортные организации планируется наказывать штрафом в 25 тысяч рублей и за отсутствие у них помещений и оборудования, необходимых для обслуживания и ремонта транспортных средств. Чтобы избежать санкций, бизнесменам придётся заключать договоры со сторонними организациями об обслуживании и ремонте своих автомобилей.

Александр Котов, однако, уверен, что инициатива Минтранса об обязательных парковках для всех автомобилей компаний и частных предпринимателей не будет поддержана Правительством РФ. "Это же глупо, нелепо, а главное, по моему мнению, незаконно. Наш профсоюз, который действует с 1998 года и объединяет тысячи российских грузоперевозчиков, встанет на защиту прав своих коллег", — заявил Лайфу Котов.

В Минтрансе считают, что сейчас законодательством не установлены требования к объектам транспортной и сервисной инфраструктуры бизнеса. Поэтому у большинства организаций, которые владеют автотранспортом, нет необходимого оборудования для обеспечения его стоянки и технического обслуживания. Поскольку такие машины используются бизнесом в работе, например для перевозки пассажиров и грузов, это создаёт определённые неудобства и даже опасность для других участников дорожного движения.
Разработчики инициативы считают, что необходимо установить дополнительный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые используют автомобильный транспорт для собственных нужд.
Руководитель профсоюза "Дальнобойщик" Валерия Войтко считает, что основная проблема заключается в том, что мест для легальных автостоянок катастрофически не хватает, несмотря на то что власти сообщали об открытии почти 200 парковок, рассчитанных на 5,5 тысячи большегрузов.
По состоянию на 1 июля 2016 года, в России насчитывается 3,69 млн грузовых автомобилей, из которых 168 тысяч — в Москве. Многие из них отстаиваются на стихийных стоянках.  
Основатель общественного движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов считает, что новшество может стать тестовым "плацдармом": впоследствии эти же правила могут распространить и на физических лиц. "Наши власти неоднократно приводили в пример азиатские мегаполисы, где используются подобные правила, например, такая практика существует в Токио. Там гражданин не может иметь машину без парковочного места, — говорит Шкуматов. — Поэтому вполне может оказаться так, что эта инициатива впоследствии распространится и на физических лиц. А это, в свою очередь, может привести к тому, что люди начнут заключать фиктивные договора с так называемыми "резиновыми" парковками, считает общественный деятель.
Если проект Минтранса будет одобрен, он вступит в силу спустя год со дня официального опубликования.
У Александра Котова и его коллег ещё есть время для подготовки к исполнению новых требований. Сейчас документ проходит публичное обсуждение, которое закончится 24 октября. После чего законопроект поступит на рассмотрение Правительства РФ.

Сейчас ограничение на продажи машин без парковки действуют в Токио и ещё нескольких японских городах. Над введением подобных законов подумывали и в Пекине в 2015-м, где более трети автомобилистов не имеют "прикреплённого" парковочного пространства, но пока дальше инициативы у них дело не пошло.

Источник: ATI