На платной трассе много не заработаешь

Главная / Новости / На платной трассе много не заработаешь

Платная трасса Москва-Санкт-Петербург будет сдана раньше ожидаемого срока. Введение трассы в эксплуатацию запланировано на 2018 год. И уже совсем скоро дорога будет сдана в концессию: распоряжение о заключении концессионного соглашения по двум участкам трассы уже подписано премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. В пресс-службе правительства также сообщили, что основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса, которые касаются участков трассы 543-646 км и 646-684 км, уже утверждены. ГК «Российские автомобильные дороги» («Автодор») сейчас занимается подготовкой данного документа.

Главная цель создания платного дублера федеральной трассы Москва-Санкт-Петербург – распределение автомобильного потока между двумя столицами. Ведь на сегодняшний день это одна из самых загруженных в стране. Несмотря на пропускную способность в 40 тысяч автомобилей, ежедневно по трассе проходит около 130-170 тысяч автомобилей. Данное направление наиболее востребовано рынком центральной России, поэтому проблема требует скорейшего решения еще и с точки зрения развития экономических связей. Однако вопрос привлекательности проекта в глазах частных инвесторов вызывает сомнения. Издание «Правда.ру» решило выяснить, на что рассчитывают частные инвесторы, вкладывая деньги в строительство магистрали, и высока ли рентабельность проекта? На вопросы журналистов ответил первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

«Платные дороги, честно говоря, никогда не давали прибыли. Нигде в мире платные дороги не дают прибыли. Мировой опыт говорит о том, что процент платных дорог очень мал — от доли процента до 2-3 процентов. И никогда платные дороги прибыли не приносили, — рассказал чиновник. — Почему сейчас частно-государственное партнерство пропагандируется в этой отрасли? Чем можно заинтересовать частного инвестора? Очень просто — это дорожная инфраструктура, придорожная территория, на которой можно размещать соответствующие сервисы, пункты обслуживания, магазины и так далее. Вот эта часть придорожной территории всегда дает прибыль, а сами дороги (плата за них) никакой прибыли не дают. Это очень скромные деньги, которые идут на текущие обновления: дорожные разметки, уплата персоналу и так далее. То есть, ожидать от платных дорог каких-то вливаний в бюджет, которые дадут возможность строить дороги бесплатно — это абсолютная утопия и незнание предмета».

Трасса протянется от МКАДа до автобана вокруг Санкт-Петербурга, ее длина составит 684 км, поэтому инвесторам здесь разыграться будет где, считает Лысаков. Трасса пройдет по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям, минуя населенные пункты. Магистраль будет разделена на восемь частей, часть из которых будет переданы в концессию, другие останутся под крылом государства. Эксперты считают, что такой подход к проекту платной трассы вполне правильный.

«Для бюджета вообще строительство дорог — это крайне эффективное инвестирование государственных денег, потому что строительство дорог имеет мультипликативный эффект. То есть, если ты вкладываешь в дорогу, у тебя развиваются смежные отрасли, начиная от добычи металла, станкостроения и так далее, потому что дороги строятся под машину, и вся эта цепочка (экономическая спираль) начинает стремительно развиваться. Потому этот мультипликативный эффект дает возможность, вложив один рубль, или один юань, или один доллар, вернуть потом эти деньги в пятикратном размере. Поэтому просто даже строительство с использованием бюджетных средств — это крайне эффективный способ вложения денег. Но что касается частных инвесторов, то здесь небольшие цены за проезды километров будут привлекательны для потребителей тех услуг, которые будут составлять всю дорожную инфраструктуру», — пояснил Вячеслав Лысаков.

При этом чиновник отметил, что для того, чтобы ожидания инвесторов окупились, необходимо привлечь на дорогу как можно больше автовладельцев, поэтому плата за проезд должна быть приемлемой для большинства потенциальных клиентов.

«Если это где-то не более трех рублей за километр (условно говоря 1,5-2 рубля), тогда есть смысл достаточно широкому кругу автовладельцев, включая перевозчиков, такой дорогой пользоваться. Если стоимость километра будет 5-7 и более рублей, то, конечно, вряд ли трасса будет пользоваться спросом, — пояснил чиновник. — Поэтому здесь нужен оптимальный выбор, нельзя отпугнуть пользователей. Надо вводить небольшую стоимость проезда, поскольку эти деньги ничего не решают. Они никогда не вернут затраты, вложенные в строительство. А вот привлечь потенциальных клиентов дорожной инфраструктуры небольшой ценой — вот это правильный шаг. Тогда будет хороший транспортный поток, тогда люди будут пользоваться заправками, сервисами, магазинами сопутствующих товаров и так далее. И деньги не просто вернутся, а вернутся с прибылью».

Стоит отметить, что именно в вопросе платы чиновники никак не могут договориться. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, плата за проезд по первому участку трассы будет рассчитываться из тарифа 3,36 рублей за километр, то есть за весь участок придется заплатить 156 рублей. По информации в СМИ на участках, которые будут находиться под управлением «Автодора» (Новгородская и Тверская области), цена за километр составит 1,70-2,60 рублей. Конечно эти цифры – всего лишь наброски, а окончательные цены за проезд каждого вида транспорта будут сформированы к началу 2014 года. Но уже сейчас имеется информация, что автомобилистам за 5-6 часов пути по платной трассе (против 10 часов общего времени по трассе М-10) придется платить около 600 рублей. Казалось бы, для единичной поездки эта цена вполне приемлемая, однако как быть с теми, кому приходится пользоваться этим направлением почти ежедневно? В частности, это относится к коммерческому транспорту, ведь такие ежедневные путешествия могут весьма отрицательно отразиться на прибыли предприятий (чего они, конечно же, не допустят). А ведь высокая загруженность трассы М-10 обусловлена, главным образом, именно большим количеством ежедневных коммерческих рейсов из Петербурга в Москву и обратно. Так что в вопросе стоимости проезда по платной трассе М-11 чиновникам и инвесторам целесообразнее было бы умерить свои аппетиты.

Источник:  cargofon.ru