Налог на грузовики: новые дороги или рост цен на продукты?

Главная / Новости / Налог на грузовики: новые дороги или рост цен на продукты?

Рос­сий­ских гру­зопе­ревоз­чи­ков ждут но­вые сбо­ры — Минт­ранс пред­ла­га­ет взи­мать пла­ту за воз­ме­щение вре­да до­рогам транс­пор­тны­ми средс­тва­ми мас­сой свы­ше 12 т. Для это­го мо­жет быть соз­дан спе­ци­аль­ный опе­ратор сис­те­мы, ко­торым ско­рее все­го ста­нет го­суч­режде­ние, под­конт­роль­ное од­ной из струк­тур Мин­тран­са. Это не­из­бежно ска­жет­ся на та­рифах на гру­зопе­ревоз­ки, а от­сю­да на це­не пот­ре­би­тель­ских то­ва­ров, осо­бен­но в ре­ги­онах.

Дан­ный опе­ратор бесп­лат­но ос­настит боль­шег­ру­зы спе­ци­аль­ны­ми бор­то­выми уст­рой­ства­ми, оп­ре­деля­ющи­ми марш­рут че­рез спут­ни­ковую на­вига­цию ГЛО­НАСС и расс­чи­тыва­ющи­ми пла­ту с ав­то­моби­ля в счет воз­ме­щения вре­да до­рож­но­му по­лот­ну. Пос­ле это­го вла­дель­цы ав­тотранс­пор­та долж­ны бу­дут за­регист­ри­ровать­ся в сис­те­ме опе­рато­ра и за­вес­ти ли­цевой счет, с ко­торо­го в ав­то­мати­чес­ком ре­жиме бу­дут спи­сывать­ся средс­тва за прой­ден­ное расс­то­яние. Сог­ласно про­ек­ту до­кумен­та, без ре­гист­ра­ции в сис­те­ме пе­рево­зоч­ная де­ятель­ность боль­шег­ру­зов ста­нет не­воз­можной. Соб­ранные средс­тва, сог­ласно идее раз­ра­бот­чи­ков до­ку­мен­та, долж­ны пе­ре­чис­лять­ся в до­рож­ный фонд для раз­ви­тия ав­то­мо­биль­ной се­ти.

Бе­зус­ловно, эта ини­ци­ати­ва влас­тей выз­ва­ла бур­ные дис­куссии, в пер­вую оче­редь в от­но­шении раз­ме­ров пла­ты в со­от­ветс­твии с но­выми нор­ма­ми. Пред­ва­ритель­ные рас­че­ты Мин­фи­на и рас­сужде­ния экс­пер­тов очень раз­нятся — от «сим­во­личес­ких» 0,24 руб. за 1 кг мас­сы транс­пор­тно­го средс­тва в год до 3,5 руб. за 1 км про­бега по фе­дераль­ным трас­сам. Са­ма кон­цепция пред­ло­жен­ных из­ме­нений раз­ра­бота­на по ана­логии с сис­те­мами, функ­ци­они­ру­ющи­ми в Ев­ро­пе. В част­нос­ти, не­мец­кая сис­те­ма оп­ла­ты до­рог Toll Col­lect сей­час не вы­зыва­ет воп­ро­сов у поль­зо­вате­лей. Од­на­ко на­пом­ню, что ее за­пуск в свое вре­мя под­нял мощ­ные про­тест­ные наст­ро­ения да­же в та­кой раз­ви­той стра­не, как Гер­ма­ния.

Что же ка­са­ет­ся Рос­сии, то внед­ре­ние по­доб­ной сис­те­мы не­из­бежно ска­жет­ся на рос­те та­рифов на пе­ревоз­ки. Со­от­ветс­твен­но, тут же вы­рас­тет сто­имость пот­ре­битель­ских то­варов, ко­торые дос­тавля­ют­ся до то­чек про­дажи ав­тотранс­пор­том. Осо­бен­но это кос­нется ре­ги­онов. Пла­та за про­езд ста­нет не­отъ­ем­ле­мой сос­тавля­ющей се­бес­то­имос­ти пе­рево­зок. При­чем, учи­тывая сов­ре­мен­ный рос­сий­ский опыт, по­мимо про­писан­ной в за­коне сум­мы пе­ревоз­чи­кам, ве­ро­ят­но, так­же при­дет­ся оп­ла­чивать сто­имость ор­га­низа­ци­он­но-тех­ни­чес­ких мер и всех фор­маль­нос­тей по соб­лю­де­нию норм дан­но­го за­ко­на.

При­меча­тель­но, что но­вые нор­мы и сбо­ры бу­дут вве­дены к уже су­щест­ву­ющим обя­затель­ным для всех гру­зопе­ревоз­чи­ков пла­тежам — транс­пор­тно­му на­логу на боль­шег­рузную тех­ни­ку и ак­ци­зам на топ­ли­во. То есть по су­ти это бу­дет треть­им на­логом для рос­сий­ских пе­ревоз­чи­ков. И, как предс­тав­ля­ет­ся, не пос­ледним — в ско­ром бу­дущем ожи­да­ет­ся вве­де­ние сбо­ров за про­езд по плат­ным до­ро­гам.

В про­ек­те пос­та­нов­ле­ния так­же про­писа­но, что уст­рой­ства для сбо­ра ин­форма­ции бу­дут вы­давать­ся на спе­ци­аль­ных пунк­тах не да­лее 50 км от гра­ницы с Рос­си­ей. Вмес­те с элект­рон­ны­ми фор­ма­ми ре­гист­ра­ции и оп­ла­ты это долж­но соз­дать ос­но­ву для оп­ла­ты лю­бым пе­ревоз­чи­ком — как ре­зиден­том РФ, так и иност­ран­цем. Со­от­ветс­твен­но, ло­гич­ным яв­ля­ет­ся воп­рос о возв­ра­те иност­ран­ца­ми уст­рой­ств, ко­торые долж­ны им вы­давать­ся на без­возмезд­ной ос­но­ве. Ка­ким об­ра­зом бу­дут осу­щест­влять­ся по­доб­ные дос­та­точ­но слож­ные про­це­ду­ры и кто бу­дет их про­во­дить?

Ну и, собс­твен­но, са­мым важ­ным воп­ро­сом в дан­ной про­цеду­ре яв­ля­ет­ся ре­зуль­тат при­мене­ния но­вых норм. Экс­пер­ты и за­коно­дате­ли выс­ка­зыва­ют мне­ние о су­щест­вен­ном уве­личе­нии бюд­же­та на ре­монт и со­дер­жа­ние до­рог. Как пред­по­лага­ет­ся, боль­шая часть из этих средств (око­ло 70%) бу­дет пос­ту­пать в мест­ные бюд­же­ты, ос­таль­ное — в фе­дераль­ные фон­ды. По­доб­ный прин­цип уже при­меня­ет­ся (прав­да, в об­ратную сто­рону) по от­но­шению к став­ке транс­пор­тно­го на­лога — в не­кото­рых ре­ги­онах она ни­же, чем, к при­меру, в Моск­ве и Мос­ковс­кой об­ласти, что фор­ми­ру­ет не­ко­то­рое пре­иму­щест­во для ре­ги­ональ­ных транс­пор­тных ком­па­ний.

Но ос­новные гру­зопо­токи все же про­ходят не че­рез рос­сий­скую глу­бин­ку, од­на­ко ес­ли ру­ководс­тво­вать­ся за­коно­датель­ны­ми прин­ци­пами, то имен­но там дей­ству­ет «ль­гот­ный» ре­жим для раз­ме­щения транс­пор­тно­го предп­ри­ятия. При­мене­ние та­кого расп­ре­деле­ния соб­ранных в до­рож­ные фон­ды средств, ко­торые раз­де­лены на фе­дераль­ный и ре­ги­ональ­ные, ни­ко­им об­ра­зом не ре­шит сло­жив­шу­юся си­ту­ацию со стро­итель­ством до­рог, где, как из­вест­но, од­на из са­мых вы­соких в стра­не сте­пень кор­рупци­он­ной сос­тавля­ющей, и день­ги на стро­итель­ство до­рог про­хо­дят че­рез длин­ную це­поч­ку раз­лич­ных бюд­же­тов.

Эф­фектив­ным ре­шени­ем воп­ро­са мог бы стать по­этап­ный за­пуск сис­те­мы. На пер­вом эта­пе — ввес­ти ра­зум­ную пла­ту и конт­роль за на­ибо­лее ин­тенсив­ны­ми трас­са­ми, воз­можно, соп­ря­жен­ны­ми с пог­ра­нич­ны­ми пе­рехо­дами. Это зна­читель­но уп­рости­ло бы про­цеду­ру сбо­ра ин­форма­ции о пе­ревоз­чи­ках, не воз­никло бы не­об­хо­димос­ти пов­се­мест­но­го внед­ре­ния возв­рат­ных уст­рой­ств на ос­но­ве ГЛО­НАСС. На вто­ром и пос­ле­ду­ющих эта­пах уже мож­но бы­ло бы про­ана­лизи­ровать ре­зуль­та­ты и пе­рехо­дить к бо­лее масш­таб­но­му внед­ре­нию тех­но­ло­гии уже с мас­со­вым при­ме­не­ни­ем при­ем­ни­ков.

И, на­конец, са­мым важ­ным яв­ля­ет­ся собс­твен­но ка­чест­во ма­гист­ра­лей и до­рож­но­го по­лот­на. Этот на­болев­ший воп­рос с вве­дени­ем до­пол­ни­тель­ных сбо­ров и фи­нан­си­рова­ни­ем по­доб­ных прог­рамм дол­жен жест­ко конт­ро­лиро­вать­ся го­сударс­твом. Так­же не­об­хо­димо прив­лечь к про­цеду­рам конт­ро­ля об­щест­вен­ные ор­га­низа­ции, в том чис­ле и ре­ги­ональ­ные, с учас­ти­ем транс­пор­тни­ков и предс­та­ви­те­лей биз­не­са.

Источник: РБК