Наш экспорт им не нужен

Главная / Новости / Наш экспорт им не нужен

Лишь 0,5% рос­сий­ских ком­па­ний - од­на из каж­дых двух­сот - отп­рав­ля­ет свою про­дук­цию на экс­порт. Для срав­не­ния: в Гер­ма­нии - од­на из трех. Сум­марный объ­ем го­сударс­твен­ной под­держ­ки экс­пор­та в Рос­сии сос­тавля­ет опять-та­ки 0,5% от ана­логич­ной под­держ­ки в Ки­тае и 1% - от Гер­ма­нии. 67% рос­сий­ско­го экс­пор­та - сырье, и толь­ко 5% - то­вары с вы­сокой сте­пенью пе­рера­бот­ки, 3% - су­пер­техно­логич­ные то­вары, из ко­их еще 90% - ору­жие и во­ен­ная тех­ни­ка. В ми­ровом вы­соко­тех­но­ло­гич­ном экс­пор­те рос­сий­ская до­ля не пре­вы­ша­ет 0,3-0,4%.

Та­кую ста­тис­ти­ку при­вели участ­ни­ки "круг­ло­го сто­ла" "При­ори­теты на­ци­ональ­ной предп­ри­нима­тель­ской ини­ци­ати­вы по под­держ­ке и прод­ви­жению экс­пор­та. До­рож­ные кар­ты", сос­то­яв­ше­гося в Тор­го­во-про­мыш­ленной па­лате РФ. Ви­це-пре­зидент ТПП РФ Ге­ор­гий Пет­ров на­пом­нил, что в ря­ду уже раз­ра­ботан­ных до­рож­ных карт для раз­ных от­раслей третья пос­вя­щена под­держ­ке экс­пор­та, а чет­вертая - со­вер­шенс­тво­ванию та­можен­но­го ад­ми­нист­ри­рова­ния. Са­мое ак­тивное учас­тие в раз­ра­бот­ке до­рож­ной кар­ты под­держ­ки экс­пор­та при­няло Рос­сий­ское агентство по стра­хова­нию экс­пор­тных кре­дитов и ин­вести­ций (ЭК­САР). Агентство уже внед­ря­ет це­лую гам­му фи­нан­со­вых инс­тру­мен­тов под- держ­ки экс­пор­та, соз­да­вая га­ран­тии для прод­ви­же­ния на­шей ма­ши­но­тех­ни­чес­кой про­дук­ции на ми­ро­вой ры­нок.

Ге­нераль­ный ди­рек­тор ЭК­САР Петр Фрад­ков раск­рыл суть до­рож­ной кар­ты по под­держ­ке экс­пор­та, под­робно ос­та­новив­шись на ее клю­чевых мо­мен­тах. По его сло­вам, глав­ным здесь яв­ля­ет­ся но­вый фор­мат вза­имо­дей­ствия биз­не­са и влас­ти: ини­ци­ато­ром про­ек­тов выс­ту­па­ет предп­ри­нима­тель­ское со­об­щест­во, а тех­ни­чес­кое воп­ло­щение на се­бя бе­рут ор­га­ны влас­ти, что яв­ля­ет­ся ин­но­ваци­он­ным под­хо­дом к раз­ви­тию экс­пор­та. Для пре­одо­ления не­гатив­ных тен­денций "до­рож­ная кар­та" пред­ла­га­ет уп­ростить фис­каль­ные про­цеду­ры, ак­ти­визи­ровать прод­ви­жение рос­сий­ских вы­соко­тех­но­логич­ных то­варов на ми­ровой ры­нок, раз­ви­вать ре­ги­ональ­ную инф­рас­трук­ту­ру под­держ­ки экс­пор­та, ори­ен­ти­рован­ную на ма­лые и сред­ние предп­ри­ятия и "на­чина­ющих" экс­пор­те­ров. Пред­ла­га­ет­ся обес­пе­чить сис­темное вза­имо­дей­ствие тор­го­вых предс­та­витель­ств по прод­ви­жению рос­сий­ско­го экс­пор­та, уве­личить объ­ем вы­соко­тех­но­логи­чес­ко­го экс­пор­та и чис­ло оте­чест­вен­ных экс­пор­те­ров ( до 10% от об­ще­го чис­ла рос­сий­ских ком­па­ний к 2015 го­ду и до 15% - к 2018-му) бла­года­ря рос­ту до­ли ма­лых и сред­них предп­ри­ятий, а так­же рас­ши­рить ас­сор­ти­мент рос­сий­ско­го экс­пор­та. Так­же к 2018 го­ду в два ра­за на­ме­че­но уве­ли­чить сто­имость не­сырь­евых пос­та­вок за ру­беж.

В чис­ле це­левых про­ек­тов - фор­ми­рова­ние об­ще­наци­ональ­ной сис­те­мы под­держ­ки экс­пор­та. Не­сом­ненный "ко­зырь" "до­рож­ной кар­ты": к 2015 го­ду 15% экс­пор­тных пос­та­вок долж­ны обес­пе­чивать­ся го­сударс­твен­ной под­держ­кой и 20% - к 2018-му. В этом го­ду на эти це­ли зап­ла­ниро­вано пот­ра­тить 1,5 млрд руб. Да­лее кар­та пред­по­лага­ет раз­ра­бот­ку на­ци­ональ­ной экс­пор­тной стра­тегии, внед­ре­ние на­ци­ональ­ных стан­дартов ока­зания экс­пор­тных ус­луг, мо­нито­ринг их ка­чест­ва, уси­ление стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания и ко­ор­ди­нацию ве­домств. Так­же зап­ла­ниро­вано внед­рить но­вые фи­нан­со­вые про­дук­ты, од­новре­мен­но сти­мули­руя кре­дит­ные ор­га­низа­ции при­менять но­вые инс­тру­мен­ты кре­дито­вания экс­пор­те­ров, раз­ви­вать куль­ту­ру экс­пор­та бла­года­ря рас­ши­рению рос­сий­ской се­ти фак­то­рин­го­вых, ли­зин­го­вых, стра­ховых и кон­салтин­го­вых ком­па­ний. В бли­жай­шей перс­пек­ти­ве за­рабо­та­ет еди­ный пор­тал внеш­не эко­номи­чес­кой ин­форма­ции, ори­ен­ти­рован­ный на ком­па­нии-экс­пор­те­ры. Пред­по­лага­ет­ся раз­вить за­рубеж­ную то­вароп­ро­водя­щую сеть, сос­то­ящую из тор­го­вых предс­та­ви­тель­ств Рос­сии за ру­бе­жом и рос­сий­ских тор­го­вых до­мов. От­дель­ный про­ект предс­тав­ля­ет со­бой раз­ви­тие эле­мен­тов са­мо­ор­га­ни­за­ции со­об­щест­ва экс­пор­те­ров, со­об­щил Петр Фрад­ков.

"До­рож­ную кар­ту" по со­вер­шенс­тво­ванию та­можен­но­го ад­ми­нист­ри­рова­ния предс­та­вила ру­ково­дитель прак­ти­ки по та­можен­но­му пра­ву и внеш­не­тор­го­вому ре­гули­рова­нию ком­па­нии "Пе­пеля­ев Групп" Га­лина Ба­лан­ди­на. Этот сце­нарий тре­бу­ет внед­ре­ния инс­ти­тута ге­нераль­ной фи­нан­со­вой га­ран­тии, раз­ра­бот­ки спе­ци­аль­ных ус­ло­вий бан­ковс­кой га­ран­тии, со­вер­шенс­тво­вания сис­те­мы та­можен­но­го конт­ро­ля, ос­но­ван­но­го на ана­лизе рис­ков. "Конт­роль дол­жен быть ре­аль­но вы­бороч­ным", - счи­та­ет Га­лина Ба­лан­ди­на. Сле­ду­ющие ша­ги: пе­реход на элект­рон­ный до­кумен­то­обо­рот при со­вер­ше­нии всех ад­ми­нист­ра­тив­ных про­цедур, свя­зан­ных с пе­реме­щени­ем то­варов че­рез гра­ницу (как меж­ду биз­не­сом и та­мож­ней, так меж­ду та­мож­ней и ины­ми конт­ро­лиру­ющи­ми и над­зи­ра­ющи­ми ор­га­нами), раз­ви­тие инс­ти­тута та­можен­ных предс­та­вите­лей (бро­ке­ров), в том чис­ле за счет пре­дос­тав­ле­ния ему пра­ва выс­ту­пать фи­нан­со­вым по­ру­чи­те­лем за им­пор­те­ра и вве­де­ния са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния его де­ятель­нос­ти.

Га­лина Ба­лан­ди­на оха­рак­те­ризо­вала под­держ­ку экс­пор­та как "неп­ро­тиво­дей­ствие экс­пор­те­рам со сто­роны та­можен­ных и про­чих конт­ро­лиру­ющих ор­га­нов". По­ка же та­мож­ня не вы­пус­ка­ет то­вар, ес­ли день­ги уп­ла­чены, но еще не пос­ту­пили на счет каз­на­чей­ства - вот для че­го не­об­хо­дим инс­ти­тут фи­нан­со­вой га­ран­тии. К то­му же инс­пек­тор мо­жет усом­нить­ся, что пош­ли­на уп­ла­чена вер­но, и пот­ре­бовать с экс­пор­те­ра до­пол­ни­тель­ные до­кумен­ты: про­вер­ка мо­жет длить­ся 2 не­дели, а то­вар все это вре­мя пы­лит­ся на скла­де. Хо­тя то­вар впол­не мож­но вы­пус­тить под бан­ковс­кие га­ран­тии, а до­ку­мен­таль­ный конт­роль про­вес­ти пост­фак­тум.

При­чиной та­кого "по­веде­ния" сот­рудни­ков ФТС Га­лина Ба­лан­ди­на счи­та­ет при­ори­тет фис­каль­ной сос­тавля­ющей в оцен­ке де­ятель­нос­ти та­можен­ни­ков. "Сла­ва ку­рицы, не­сущей зо­лотые яй­ца, не мо­тиви­ру­ет ФТС на внед­ре­ние но­вых инс­тру­мен­тов конт­ро­ля, - со­об­щи­ла она "РБГ", - хо­тя ло­гич­нее бы­ло бы оце­нивать эф­фектив­ность та­мож­ни по объ­ему те­нево­го обо­ро­та им­порт­ных то­ва­ров на рос­сий­ском рын­ке".

На "круглом столе" спонтанно возник вопрос: кому живется веселей, вольготней на Руси: импортеру или экспортеру? Импортеру, пришли к выводу участники. И знаете почему? Потому что импорта в стоимостном выражении (да и в физическом тоже) гораздо меньше: 93,7 млрд долларов против 175,8 млрд за четыре первых месяца года. Более свежими данными таможенная статистика пока официально не располагает.

Источник: Российская газета