Непростая ситуация с иностранными разрешениями для перевозчиков: что дальше?

Главная / Новости / Непростая ситуация с иностранными разрешениями для перевозчиков: что дальше?

Непростая ситуация с иностранными разрешениями продолжает волновать российских перевозчиков. В связи с этим, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков подготовила для Минтранса РФ новые меры для улучшения сложившейся ситуации.

В настоящее время действует постановление правительства №89, в соответствии с которым Минтранс РФ принимает решение о введении распределения иностранных разрешений в конкретной стране. Данное решение принимается исходя из обобщенных предыдущих годовых заявок, которые перевозчики обязаны подавать ежегодно.

Как отметила и.о. руководителя департамента организации перевозок АСМАП Ирина Мордашова, выступая на тематической конференции в рамках выставки «Автомобильная и прицепная техника для международных перевозок «АСМАП-2012», на 2012 год кулуарно была заявлена потребность в более 2 млн разрешений. Озвученная цифра существенно превышает общий базовый обмен разрешениями на этот год. В этом году российские перевозчики получили количество разрешений, не превышающее уровень фактического обмена 2011 года. Причем по некоторым странам предварительный обмен был произведен на более низком уровне. Это произошло потому, что в течение прошлого года перевозчикам удалось получить дополнительное количество разрешений. В текущем году аналогичных разрешений получено не было.

«Мы знаем, что это сыграло негативную роль по Польше, где мы имели в прошлом году 30 тыс. разрешений. Такая же ситуация была по Италии, Нидерландам и Греции. Заявленная перевозчиками потребность в разрешениях превышала уровень предварительного годового обмена по большинству стран, а обмен происходит с 50 странами в течение года. По ряду стран превышение оказалось особенно существенным: по Греции в 9 раз, более чем трехкратное превышение по Чехии, Словении, Италии, Нидерландам, более чем в 2 раза по Польше и по Германии», – сообщила Ирина Мордашова.

Проанализировав направления рапортов российских перевозчиков, с учетом рапортов по заявкам, комиссия Минтранса РФ решила распределить иностранные разрешения на 2012 год по 10 странам. Распределение производилось на основании действующих условий, причем распределение итальянских и немецких разрешений было произведено с учетом долевого соотношения разрешений обычных сухопутных и разрешений смешанного сообщения. Отметим, что разрешения были распределены полностью, без формирования каких-либо остатков и резервов. После такого распределения от перевозчиков поступали заявления с жалобами о том, что полученное ими количество разрешений не в полной мере обеспечивает их потребности, причем нередко нынешнее количество разрешений оказывалось меньше, чем они получали по факту в прошлом году.

Одной из объективных причин этого стал рост перевозок российским автотранспортом, так как наши автоперевозчики постепенно восстанавливают свой докризисный объем перевозок. Согласно условиям распределения иностранных разрешений российским перевозчикам, утвержденным приказом Минтранса РФ от 17 декабря 2009 года, в 2012 году было произведено распределение разрешений следующих стран: Греция, Италия, Венгрия, Германия, Китай, Нидерланды, Словения, Чехия, Польша, Словакия.

В ходе проведения заявочной компании были выявлены основные ошибки перевозчиков:

  • не подана заявка;
  • в заявку на разрешения не включена необходимая страна;
  • в заявку внесены только разрешения конечной страны, но не указаны разрешения транзитных стран;
  • ошибка при заказе с видом разрешений или с категорией «Евро»;
  • включение в заявку совершенно ненужных разрешений;
  • заявлена потребность в разрешениях, в несколько раз превышающая факт их использования в предыдущем году.

Итак, чем же может помочь Минтранс? Меры, предложенные АСМАП для улучшения ситуации с иностранными разрешениями, включают несколько пунктов:

1. подготовка и проведение переговорной работы с целью получения дополнительного количества иностранных разрешений по квотируемым странам;

2. принятие мер, направленных на обеспечение надлежащего транспортного контроля за иностранным автотранспортом;

3. подготовка предложений для совершенствования нормативной базы, которая регулирует вопросы заявочной компании и распределение иностранных разрешений.

Кроме того, эксперты отмечают, что работа по увеличению количества иностранных разрешений для российских перевозчиков уже ведется. На данный момент дополнительно получено 4 тысячи разрешений для двусторонних и транзитных перевалок грузов по Азербайджану, 5,8 тысяч – по Румынии, 1 тысяча – по Сербии, кроме того, получено 100 разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран для Узбекистана. В июне-июле текущего года Минтранс РФ планирует провести двусторонние переговоры на тему дополнительных разрешений с Италией, Германией, Польшей и Китаем.

Справочно сообщаем, что на сегодняшний день разрешительная система регулируется следующими межправительственными соглашениями России о международном автомобильном сообщении:

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
  • Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 89 «Об утверждении правил выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам».
  • Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. №110 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №89».
  • Приказ Минтранса РФ от 17 декабря 2009 г. №240 «Об утверждении условий распределения иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам».

Кроме того, АСМАП вносит и свои предложения по совершенствованию нормативной базы. В частности, уже ведется подготовка по внесению изменений в приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 года №110. Поправки предусматривают корректировку формы годовой заявки с учетом подвижного состава перевозчика, и корректировку формы бланка российского разрешения с введением отрывного талона.

Также готовится новая редакция условий распределения иностранных разрешений российским перевозчикам, утвержденных приказом Минтранса РФ от 17 декабря 2009 года №240. Согласно новой версии документа:

  • при оценке опыта работы будет учитываться выполнение перевозок по разрешениям ЕКМТ, кроме того, будет введен повышающий коэффициент опыта работы для перевозчиков с опытом работы не менее 5 лет, равный 1,2, для новых перевозчиков коэффициент опыта работы будет снижен с 0,5 до 0.2.
  • для учета нарушений при выполнении международных перевозок будет введено дополнительное значение коэффициента нарушений для перевозчиков, которые допустили в предыдущем отчетном периоде передачу иностранного разрешения третьим лицам.
  • будут введены ограничения для новых перевозчиков: суммарное количество разрешений для новых перевозчиков не должно превышать 3% от общего количества распределяемых разрешений.
  • будут введены дополнительные санкции. Так в случае невозврата перевозчиком выданных ему иностранных разрешений в течение 60 дней с даты выдачи, так же как и в случае невозврата хотя бы одного из выданных ему иностранных разрешений отчетного периода до 1 марта текущего года, предусмотрено уменьшение квоты текущего года. Помимо этого, предусмотрено аннулирование квоты текущего года в случае, если в текущем году перевозчик допустил передачу выданного ему иностранного разрешения третьим лицам.
  • будут внесены изменения и в форму заявки перевозчика для определения общей годовой потребности в иностранных разрешениях. Согласно проекту в новую форму-заявку предлагается внести дополнительные таблицы, которые будет заполнять перевозчик. Здесь, в частности, нужно будет указывать количество транспортных средств, имеющих карточки допуска на выполнение международных автоперевозок, с указанием категории «Евро», планируемое количество рейсов (в прямом и обратном направлении с указанием транзитных маршрутов) с использованием иностранных разрешений. Кроме того, планируется введение таких мер как обеспечение соответствия заявляемой годовой потребности в иностранных разрешениях провозным возможностям перевозчика и возможность представления заявки в электронном виде. Проект электронной заявки разработан специалистами АСМАП, данная заявка будет подаваться через сайт ассоциации.

Источник: cargofon