Новости Одной строкой Мероприятия Общение Бизнес возмущен «революционными» идеями нового Таможенного кодекса Таможенного союза

Главная / Новости / Новости Одной строкой Мероприятия Общение Бизнес возмущен «революционными» идеями нового Таможенного кодекса Таможенного союза

Недавно подготовленный проект «революционных» поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза вызвал шквал негодования со стороны крупнейших бизнес-ассоциаций. Представители бизнеса возмущены тем, что таможенники трех союзных государств разработали данные поправки без их участия.

Они считают, что предложенные изменения нисколько не совершенствуют таможенное администрирование, а наоборот усложняют его и сулят лишь еще большее развитие коррупции. По мнению бизнеса, документ не учитывает утвержденные правительством планы по сокращению таможенного оформления до 15 минут пр наличии финансовых гарантий.

Напомним, над проектом поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза трудились таможенники России, Беларуси и Казахстана под руководством главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Изначально документ не планировалось согласовывать с бизнесом, однако сделать это настояло Минэкономразвития. Проект был разослан для ознакомления в четыре крупнейшие бизнес-ассоциации: в «Деловую Россию», «Опору России», Торгово-промышленную палату (ТПП) и Росcийский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В небольшой срок бизнес должен был сформулировать свои отзывы на 117-страничный документ.

«Наше мнение никого не интересует: Минэкономразвития делает это для галочки, чтобы создать видимость консультаций с бизнесом, нас такая система работы не устраивает. Такая ситуация сохраняется, несмотря на подписанное в 2011 году соглашение между Минэкономразвития и бизнес-ассоциациями, по которому все нормативные акты должны обсуждаться с бизнесом. Но этот механизм до сих пор не работает», — возмущаются в комитете РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО.

Представители «Деловой России» отмечают, что были очень огорчены, увидев этот проект, так как декларируется одно, а на практике получается совсем другое.

«Изначально и ФТС, и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин объявляли, что эти поправки направлены на упрощение таможенного оформления, на сокращение времени, но ничего этого мы не увидели. Более того, в документе множество отсылочных норм на национальное законодательство, хотя главной идеей было их сокращение и максимальная унификация. В реальности наблюдается совершенно обратный процесс», — заявляет эксперт комитета «Деловой России» по внешнеэкономической деятельности и таможенной политике Марина Лякишева.

При этом она добавляет, что данные поправки максимально расширяют возможности таможенного контроля.

«Расширяется обвинительная направленность деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД и физических лиц. Система управления рисками, которая применяется ФТС для контроля грузов, и сейчас вызывает много вопросов. Она непрозрачна, не работает автоматически, а зависит от решения того или иного инспектора. Поправки приведут к усилению коррупционной составляющей», — сетует Марина Лякишева.

Таким образом, в соответствии с поправками, предусмотренными ст. 127–129 ТК ТС, проверкам будут подвергаться не только декларанты, но и участники околотаможенного бизнеса, предоставляющие услуги временного хранения, услуги оформления, представителей, а также физических лиц. Теперь этот бизнес включен в число «объектов анализа рисков».

«На сегодняшний день система управления рисками, применяемая таможенниками, неэффективна, и неопределенность всех пугает», — выражает свое согласие председатель комитета «Опоры России» по внешнеэкономической деятельности и таможне Леонид Лозбенко.

Другая претензия, высказываемая бизнес-ассоциациями, к документу — в нем совсем не учтены положения таможенной «дорожной карты», предложенные поправки никак не отражают решения руководства России по совершенствованию таможенного администрирования.

Как отмечает президент РСПП Александр Шохин, в нынешних поправках присутствует целый ряд новелл, которые могут только ухудшить ситуацию.

«Сейчас я бы притормозил продвижение поправок с целью применения в них положений принятой правительством «дорожной карты. И не в режиме эксперимента, а по принципиальному вопросу сокращения до 15 минут времени прохождения таможни при наличии гарантий финансовых институтов и банков. Эту тему сейчас «подвесили» — считает Шохин.

По его мнению, главный недостаток документа – то, что он не проходил процедуру оценки регулирующего воздействия и разрабатывался без участия бизнеса.

«Разработка Таможенного кодекса и национального закона о таможенном регулировании проходила с участием бизнеса, и то нам пришлось столкнуться с многочисленными попытками ввести в российское законодательство более жесткие нормы, нежели те, которые прописаны в ТК», — подчеркивает Шохин.

Уважаемые читатели, участники ВЭД, согласны ли вы с мнением экспертов или считаете, что какие-то улучшения при прохождении таможенных процедур все же произойдут? Стало ли вам легче жить и работать с появлением Таможенного союза или это объединение «лишнее», как некогда назвал его Михаил Прохоров?
Источник: cargofon