Перевозчики против вымогателей в погонах

Главная / Новости / Перевозчики против вымогателей в погонах

ГИБДД Московской области проводит широкомасштабную служебную проверку в отношении сотрудников, которые могут быть причастны к «крышеванию» перевозчиков негабаритных грузов и фальсификации вещественных доказательств. Помимо этого, Следственный комитет и прокуратура Московской области начали свои проверки в отношении сотрудников одного из отделов подмосковного ГИБДД. По предварительным расчетам, в год полицейские могли получать мзду за беспрепятственный проезд по дорогам области в размере около 200 млн рублей.

Недавно во все подразделения ГИБДД Подмосковья была разослана телеграмма за подписью и.о. начальника подразделения Дмитрия Столярова. В документе содержится обращение к сотрудникам всех подразделений подмосковного ГИБДД, чтобы они взяли себя в руки и вспомнили о том, что любой из них, совершая провокацию по отношению к автоперевозчику (то есть, вымогая у него деньги за беспрепятственный проезд), может сам стать фигурантом уголовного дела. Причем, если коллега возможного «коррупционера в погонах» узнает о факте такого вымогательства, он должен незамедлительно сообщить об этом своему руководству и внутренней службе безопасности, поскольку за укрывательство преступления также предусмотрена уголовная ответственность.

Эта телеграмма фактически стала признанием того, что в подразделениях ГИБДД Московской области есть нечистые на руку сотрудники. Вероятно, сейчас стоит ожидать очередную показательную зачистку рядов. Кого-то привлекут к дисциплинарному наказанию, кого-то уволят, на кого-то может быть даже заведут уголовные дела. При этом никто не даст гарантии, что отстраненные сотрудники через некоторое время вновь не окажутся при исполнении, а может быть и вовсе пойдут на повышение, как это часто случается в последнее время.

Как сообщил источник в правоохранительных органах, схема по вымогательству денег с перевозчиков, занимающихся негабаритными грузами, в частности, опорными балками для мостов, была разработана подмосковными гаишниками около 15 лет назад. Однако бизнесмены уверяют, что лишь весной 2012 года подмосковные инспекторы буквально взяли за горло перевозчиков – за провозку одной балки с них требовали дань в сумме 50 тыс. рублей, а их по дорогам Подмосковья перевозится по нескольку сотен в день.

О своих переговорах с инспекторами рассказывает гендиректор компании «ИнСпецКом» Виктор Петрущенко:

«Мы встретились в кафе. На встрече присутствовал старший госинспектор дорожного надзора контрольно-разрешительного отдела (КРО) ГИБДД области майор Алексей Кобцев и его непосредственный начальник подполковник Дмитрий Докшин. Они предложили мне сдать других перевозчиков балок, которые ездят без разрешительных документов по подмосковным дорогам, и тех сотрудников ДПС, которые сопровождают эти грузы. Также они потребовали платить им по 50 тыс. рублей с провоза каждой балки. Заявив при этом, что если я соглашусь на сделку, у меня будет «зеленая улица», они уберут мелких конкурентов с рынка и тогда можно будет поднять цену на услуги в два раза. Когда я отказался, на меня началась настоящая охота».

Предприниматель уверяет, спустя несколько дней после этого разговора три его автопоезда с балками были остановлены сотрудниками ГИБДД. Разрешительные документы на груз были в порядке, однако после весового контроля, проведенного прямо на обочине, инспекторы составили административные протоколы за перевес и отправили машины на штрафстоянку.

Вопрос по вывозу трех балок со штрафстоянки необходимо было решать, потому что за недоставку груза заказчики могли выставить крупные штрафные санкции. В частности, заказчик балок известил бизнесмена в письменной форме, что за срыв строительства путепровода через Подушкинское шоссе Одинцовского района неустойка может составить 100 млн рублей.

«Я понимал, что надо выкручиваться из сложившейся ситуации, и чтобы решить вопрос позвонил инспектору Кобцеву, хотя и понимал причину задержки машин. На встрече Кобцев заявил, что вернет машины, если я заплачу неустойку в размере 900 тысяч рублей. Я отказался, и мы стали готовить новые разрешительные документы на груз», – рассказывает Виктор Петрущенко.

Несколько раз предприниматель приносил пакет новых документов на груз и машины, оплатил штрафы, но каждый раз сотрудники ГИБДД придумывали различные предлоги, чтобы не возвращать ему машины.

«Я понимал, что работать мне не дадут, но заказ я должен был выполнить — доставить балки на объект, поэтому решил снова встретиться с Кобцевым. Тогда я не знал, что в управление экономической безопасности и противодействия коррупции Подмосковья поступила информация о том, что я якобы предлагаю гаишникам деньги. Я еще не понимал, что, возбудив против меня дело, сотрудники ГИБДД решили убрать меня с рынка перевозок, лишь потому, что я отказался стучать на своих коллег и платить мзду представителям госвласти. В какой-то момент я даже пожалел, что не согласился заплатить по 300 тысяч рублей за каждую машину. К тому же каждый день за спецстоянку уходило много денег, но гарантий, что мне дадут работать в Подмосковье, не было никаких, ведь все решали в Управлении ГАИ области», — продолжает свой рассказ предприниматель.

Майор назначил встречу в одном из подмосковных кафе. В ходе беседы полицейский подвел бизнесмена к разговору о взятке, которую Петрущенко был готов заплатить, чтобы забрать свои машины. Сумма в 1 млн рублей инспектора явно не устроила и он вышел якобы посоветоваться со своим начальством. По возвращении Кобцев поинтересовался: «Это все, что вы готовы предложить?». Петрущенко подумал, что за такую сумму ему машины не вернут, и предложил еще 500 тыс. рублей. Кобцев снова вышел из кафе, чтобы кому-то позвонить, а когда вернулся, дал свое согласие на сделку. Через два дня бизнесмен и майор снова встретились в том же кафе.

«Полтора миллиона я ему принес по договоренности, и еще 500 тысяч решил заплатить за то, чтобы беспрепятственно доставить еще 10 балок на объекты заказчиков», — поясняет предприниматель.

После того, как деньги были переданы полицейскому, бизнесмена задержали. Ему было предъявлено обвинение по статье УК РФ «Покушение на дачу взятки в особо крупном размере должностному лицу» с подпиской о невыезде.

Машины бизнесмену все же вернули, правда, за простой груза на штрафстоянке, получение повторных спецразрешений на провозку груза по дорогам Мособласти и штрафы Петрущенко пришлось заплатить 2,5 млн рублей. В ходе следствия обвиняемый признал свою вину лишь в том, что его вынудили дать взятку, при этом он утверждал, что сотрудник ГИБДД Кобцев спровоцировал его, следовательно дело было сфабриковано на фальсификации улик. Когда обвинительное заключение было утверждено, дело передали в Истринский горсуд.

Судья внимательно изучил материалы следствия, вещественные доказательства, допросил всех участников процесса и пришел к выводу, что оперативный эксперимент был проведен с грубейшими нарушениями, поскольку информации о том, что подсудимый Петрущенко собирается дать взятку полицейскому Кобцеву, в рассекреченных документах обнаружено не было. По мнению суда, «о признаках провокации со стороны сотрудника ГИБДД Кобцева свидетельствуют и другие обстоятельства», в частности, полицейские явно намекали на передачу 300 тыс. рублей за освобождение каждой арестованной машины компании «ИнСпецКом». При этом поведение майора Кобцева суд назвал «провокационным, как до проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ), так и во время». Ведь все встречи полицейский проводил с подсудимым не в служебном кабинете, а в кафе, «что является неприемлемым для должностного лица органов полиции». Кроме того, поведение майора, предлагающего обвиняемому озвучить сумму взятки, «могло восприниматься Петрущенко как согласие принять взятку». Также судом было отмечено, что во время просматривания записи ОРМ «в действиях Кобцева имелись провокационно-подстрекательские действия».

Помимо этого суд не оставил без внимания «действия сотрудников ГИБДД, производивших взвешивание» машин «ИнСпецКома» и признал, что со стороны инспекторов «имеются элементы провокации», «с грубыми нарушениями руководства по эксплуатации весов», результатом которых стали административные штрафы, «заполненные с нарушениями», и помещение автопоездов на спецстоянки. В итоге доказательства, собранные по данному делу, были признаны недопустимыми, а подсудимый был оправдан.

Сейчас Петрущенко пытается через суд вернуть деньги, потраченные на спецстоянку. Кроме того, он собирается подавать на реабилитацию за незаконное уголовное преследование.

После того, как приговор вступил в законную силу, прокуратура и следственный комитет начали проверку по выявленным фактам коррупции в подразделении ГИБДД Подмосковья. Одновременно с этим МВД назначило служебную проверку своих сотрудников.

Однако противостояние бизнесмена Петрущенко и подмосковного ГИБДД этим не закончилось. По словам бизнесмена, подмосковное ГАИ теперь вообще не подписывает его фирме разрешительные документы на провоз балок по областным дорогам.

Тем временем, перевозчики отмечают, что монополистом в области перевозки опорных балок для мостов является одно известное крупное ООО. Так может быть сотрудники ГИБДД просто заинтересованы в создании подобных ситуаций с перевозкой негабаритных грузов на дорогах для возможного своего обогащения и фальсификации доказательств по уголовным делам против непокорных бизнесменов?

Как рассказали в одной из подмосковных компаний, не так давно они попытались провезти две балки по Горьковскому шоссе в Орехово-Зуевский район. Оба автомобиля были сразу остановлены сотрудниками ГИБДД и, несмотря на наличие разрешительных документов, поставлены на «спецстоянку».

Кстати, эта «спецстоянка» представляет собой следующее: оба автопоезда посменно охраняются сотрудниками «Мособлстоянки», час такой охраны обходится в 500 рублей. Таким образом, за 2,5 месяца простоя перевозчику пришлось заплатить почти миллион рублей. В итоге он сбросил балки на месте «штрафстоянки», забрал свои машины, а за невыполненный заказ заплатил неустойку в размере 1,6 млн рублей. А пока его машины простаивали, крупная компания-монополист перебила заказ.

По словам перевозчиков, такая ситуация имеет место не только в Московской области. С подобными вымогательствами можно столкнуться и в других регионах страны, например, в Казани, Набережных Челнах. Предпринимателям приходится закладывать в каждый рейс определенные суммы взяток, причем они постоянно увеличиваются.
Источник: cargofon.ru