«Платон» заморозят на три года

Главная / Новости / «Платон» заморозят на три года

Как стало известно Газете.Ru, в правительстве готовы скорректировать ожидаемые сборы от системы «Платон», оставив их до конца 2019 года на нынешнем уровне. Вместо планируемого еще совсем недавно ежегодного сбора с дальнобойщиков в 40–50 млрд руб. в новом бюджете оказалась заложена сумма всего в 20 млрд в год. Именно столько приносит «Платон» сейчас.

При этом работа оператора системы съедает более половины этой суммы. Правительство планирует сохранить на ближайшие годы действующий тариф на проезд для тяжелых грузовиков в рамках системы «Платон». Как сообщил источник в кабинете министров, знакомый с деталями распределения бюджетных ассигнований на ближайшие три года, в связи с этим и сборы от системы останутся на нынешнем уровне.

Согласно информации источника, прогноз доходов от платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам грузовиками массой свыше 12 тонн, а также штрафов за неоплату проезда составляет на 2017 год — 19,975 млрд руб., на 2018 год — 20,215 млрд и на 2019 год — 20,510 млрд. При этом еще год назад Минфин прогнозировал совсем другие цифры.

Так, согласно информации Росавтодора, в 2016 году благодаря «Платону» планировалось собрать и направить в Федеральный дорожный фонд около 45,3 млрд руб., в 2017 году — около 45,7 млрд, а в 2018 году порядка 46,3 млрд. Еще раньше, до запуска системы, руководство Росавтодора не раз называло громкую цифру в 50 млрд руб., которую «Платон» мог приносить в бюджет при тарифе 3,73 руб. за каждый пройденный грузовиком километр. Впрочем, после снижения тарифа таких заявлений больше не было.

Расходы оператора системы Важным моментом в запуске системы «Платон» в ноябре 2015 года стало и определение платы, которую будет получать оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) по договору концессии, заключенному на 13 лет. Так, согласно постановлению правительства №1662, базовый размер платы со стороны государства по концессионному соглашению составляет 10,6 млрд руб. в год. Плата начисляется концессионеру — РТИТС — за каждое календарное полугодие.

Получается, что за 13 лет договора концессии «РТ-Инвест Транспортные Системы» может получить от государства более 137 млрд руб. Общие инвестиции в проект составили около 30 млрд руб. Из них, по данным СМИ, 27 млрд руб. было получено в качестве заемных средств в Газпромбанке, а остальную сумму в проект вложили акционеры-инвесторы. Как сообщили в пресс-службе «РТ-Инвест Транспортные Системы», эта сумма утверждена постановлением правительства и изменяться не будет. Несмотря на снижение планируемого дохода от «Платона», по итогам 2017 года в компании рассчитывают получить аналогичную сумму. Таким образом, при планах собрать с водителей около 20 млрд руб. вгод за проезд по федеральным трассам более половины этой суммы будет тратиться на обслуживание самой системы.

Дебаты о тарифе

Напомним, что вследствие массовых протестов дальнобойщиков по всей стране в Росавтодоре были вынуждены заметно скорректировать тарифы за проезд. Так, сначала с перевозчиков планировалось взимать по 3,73 руб. за километр пути. Однако под давлением общественности этот тариф снизили до 1,53 руб., а затем так и не подняли до 3,06 руб., как это планировалось. В конце зимы премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что тариф не будут поднимать до июня 2017 года. Не обошлось и без судов.

В итоге в конце мая Конституционный суд РФ признал, что «Платон» стал для перевозчиков «основной финансовой нагрузкой», и указал, что государство не должно взимать чрезмерную плату за пользование дорогами. Отменять или изменять понижающие коэффициенты нельзя без адаптационного периода. Таким образом, тариф в 1,5 руб. за километр заморожен. Как уточнили в РТИТС, ставка заморожена до специального решения и информации о ее ближайшем изменении в компанию не поступало. С учетом сниженной ставки, по данным на 15 июля 2016 года, в Дорожный фонд по всей России удалось собрать 11 млрд руб. Кроме того, после введения «Платона» перевозчики потребовали, чтобы их вывели из-под двойного налогообложения и избавили от уплаты транспортного налога. В итоге со следующего года сумма транспортного налога в отношении большегрузов тяжелее 12 т будет уменьшаться на сумму платы, осуществленной их владельцами в системе «Платон» до 1 января 2019 года.

Мнение экспертов

Председатель регионального совета АСМАП в Центральном федеральном округе Валерий Алексеев заявил, что в целом договоренность между перевозчиками и правительством была достигнута. «Нас услышали, тариф заморозили, а сборы в дорожные фонды и на развитие региональных дорог, инфраструктуры идут через акцизы, которые повысили, а также пока еще посредством транспортного налога, — сказал Алексеев. — В итоге сейчас около 400 млрд пришли через акцизы, еще 180 млрд — через транспортный налог». В свою очередь, руководитель компании «Навигатор-М», член Ассоциации международных перевозчиков Руслан Шанкин признается, что пока никаких изменений после введения «Платона» в плане организации работы не заметил. «Только расходов стало больше по итогам года, — сказал Шанкин. — Если тариф повысят, у нас просто не будет выбора, придется платить». Участник рынка грузовых автоперевозок Тарас Коваль обращает внимание на то, что европейские страны ведут учет по количеству проплаченных километров, что дает более точную статистику и распределение потоков движения. «У нас же непонятно, 20 собранных миллиардов рублей — это много или мало. Так, перевозчики из Сибири говорят, что у них никто не платит, а оплачивают путь преимущественно при движении по Московской области, ряду соседних городов и Ленинградской области. Получается, что даже при действующем тарифе 1,53 руб. за километр есть еще большой ресурс для увеличения сборов». Глава Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает позицию правительства по консервации тарифа компромиссной. «В этой истории есть две группы влияния. Одна группа — это активные, хорошо организованные дальнобойщики, а также мелкий и средний бизнес, с которым у них общие интересы. И они показали себя политически активной силой. И другая группа — пользователи дорог в регионах, куда должны были пойти эти деньги. Но они не представляют собой какой-то организованной силы. И вот правительство, ограничивая ставки «Платона», идет на политический компромисс, — уверен эксперт. — По здравому смыслу тариф должен быть прогрессивный. Система очень дорогая, для того чтобы ее содержать, надо тратить чуть более 10 млрд руб. в год. С точки зрения здравой экономики транспортно-дорожного хозяйства и ощутимой пользы бюджету ставка должна быть выше нынешней и регулярно подниматься. Но это могу говорить я, нейтральный эксперт, а чиновник в правительстве так сказать не может, потому что с политической точки зрения это очень непростая, для многих болезненная тема».

По словам специалиста, разрушающее воздействие на дорогу от тяжелых фур пропорционально четвертой степени осевой нагрузки. «У одного такого грузовика давление на дорогу на каждой оси 5 тонн. А у моей легковушки полтонны, и получается, что грузовик приносит дороге в 10 тысяч раз больше вреда, чем я. Любой здравый смысл говорит, что за это надо платить». Блинкин не берется прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в ближайшее время, но выразил уверенность, что тариф неизбежно будет расти. 

 Источник: Газете.Ru