Почему грузоперевозчики плывут мимо Таможенного союза, а не едут по его дорогам?

Главная / Новости / Почему грузоперевозчики плывут мимо Таможенного союза, а не едут по его дорогам?

Происходит это при том, что Таможенный союз, и Белоруссия, в частности, как транспортный коридор, находится в очень выгодном положении между Европой и Азией и существуют реальные возможности зарабатывать на грузовых потоках, лишь мизерная часть идущих из Азии в Европу товаров проходит через территорию стран Таможенного союза.

По словам председателя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Николая Борового, из Азиатского региона в Европу идут действительно большие объемы транзита – более 140 миллионов тонн грузов. «Дорога по территории трех наших стран занимает 10 тысяч километров, а в обход, морским путём – 20 тысяч. По времени транзит в обход займет 40 дней, а напрямую – 12–18 дней», отметил Николай Боровой.

Казалось бы, такие условия должны притягивать все транзитные грузопотоки на нашу территорию, а на деле выходит мелочь – всего 4 миллиона тонн из 140 – приходится на транзит через территории трех наших государств. Более того, в 2013 году грузоперевозки в Белоруссии упали на 6,4%, а на территории всего Таможенного союза они на 1,7%.

Так почему же международные перевозчики предпочитают принцип: «поспешай не спеша», т.е. морской транспорт? Кроме того, что у оного есть неоспоримое преимущество в виде низкой стоимости доставки грузов, в Таможенном союзе, в свою очередь, состояние автомобильных и железных дорог на многих участках не соответствуют международным стандартам качества. Парк подвижного состава устарел физически и морально и не позволяет увеличивать скорость и объем перевозок. Не хватает мощностей погранпереходов и логистических центров.

Не так давно в Минске председатель совета директоров ООО "Интертрансавто" Андрей Смоляр сказал: "Литовские и польские перевозчики сегодня обладают общим парком в более чем 200 тыс. автомобилей, имеют доступ к европейским кредитным ресурсам по ставкам не выше 5%, у них есть возможность возврата НДС за топливо в странах Евросоюза. Однако самое главное то, что перевозчики Польши и Литвы получили беспрецедентные условия от России - фактически неограниченное количество разрешений».

Однако, еще более существенными, по мнению грузоперевозчиков, являются препятствия бюрократического характера: необоснованные задержки при пересечении границ, всевозможные сборы и дополнительные налоги со стороны контрольно-надзорных и местных органов, регулярный и произвольный контроль по определению веса груза и прочее… Если, к примеру, следуя из Литвы в Польшу, можно пройти все таможенные процедуры за сорок минут, то подобное же действо на российской территории отнимает у владельца габаритного груза массу времени и нервов. Вот и получается, что такая неэффективная система существенно задерживает продвижение транспорта к пункту назначения. Кроме того, больше всего нареканий грузоперевозчиков на территории ТС получает разрешительная система на транзит грузов. При этом считается, что белорусская сторона придерживается наиболее прогрессивных взглядов в этом вопросе и отстаивает необходимость либерализации транспортного рынка ЕЭП в ближайшие год-два.

Но этому противятся Казахстан и Россия – они готовы пойти на полную либерализацию не раньше 2020 года, учитывая интересы своих грузоперевозчиков. В итоге миллиарды долларов прибыли от транзита, которые могли бы оседать в странах ТС, поглощаются морскими фрахтовыми компаниями других стран. Впрочем, Беларусь уже начала активную работу по развитию транспортных услуг на своей территории и приняла определенные меры по упрощению процедуры транзита.

«В частности, для ускорения перевозок и пересечения границ используется электронное предварительное информирование, а также действует система автоматической регистрации деклараций без участия сотрудника таможенных органов. Кроме того, планируется передать функции санитарного и фитокарантинного контроля грузов в компетенцию органов пограничной и таможенной служб. В нашей стране и далее будут развиваться транспортно-логистические центры – под них выделено более 50 площадок», сообщили «ПРОВЭД» в республиканской таможне.

Тем не менее, если в прошлом году изменения дали ощутимый результат и наблюдался рост транзита, то в этом году ситуация может оказаться иной. Например, по транзиту железнодорожным транспортом снижение уже довольно ощутимо - на 5,2%. Правда, Беларусь увеличила на 14% экспорт услуг по перевозке грузов. Прогнозировать показатели по объему услуг наших организаций в текущем году сложно, ибо, если количество транспортных средств, которыми располагают перевозчики, в Беларуси выросло, то число полученных разрешений на выполнение грузоперевозок по территории других государств осталось примерно на прежнем уровне.

Как отметил председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики "БАМЭ" Николай Горбель: «В 2013 году какой-то прирост по объему оказанных услуг и выручки можно ожидать разве что за счет расширения парка перевозчиков, но никак не за счет повышения производительности"…

Источник: ПРОВЭД