Порт Мурманск в Северном бассейне будет основным балкерным портом для экспортных грузов

Главная / Новости / Порт Мурманск в Северном бассейне будет основным балкерным портом для экспортных грузов

На пер­вом за­седа­нии наб­лю­датель­но­го со­вета ПО­ЭЗ за­мес­ти­тель ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра ООО «Фи­нан­со­вый и ор­га­низа­ци­он­ный кон­салтинг» Алек­сандр Ка­заков предс­та­вил Кон­цепцию соз­да­ния и раз­ви­тия осо­бой пор­то­вой эко­номи­чес­кой зо­ны. За­каз­чи­ком кон­цепции выс­ту­пи­ло Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия Мур­манс­кой об­лас­ти.

«Мы дос­та­точ­но под­робно от­ра­баты­вали все воп­ро­сы на ра­бочих груп­пах с мест­ны­ми и фе­дераль­ны­ми ор­га­нами ис­полни­тель­ной влас­ти, фе­дераль­ны­ми под­ве­домс­твен­ны­ми уч­режде­ни­ями», - уточ­нил Алек­сандр Алек­се­евич. Раз­ви­тие ПО­ЭЗ обус­ловле­но на­личи­ем по­тен­ци­аль­но за­ин­те­ре­со­ван­ных ре­зи­ден­тов.

Пред­по­сыл­ки соз­да­ния зо­ны бы­ли эко­номи­чес­кие, транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­кие, со­ци­аль­ные и ге­ог­ра­фичес­кие. Сре­ди эко­номи­чес­ких: на­личие по­тен­ци­аль­ных ре­зиден­тов, фи­нан­си­рова­ние раз­ви­тия инф­рас­трук­ту­ры в рам­ках про­ек­та «Комп­лек­сное раз­ви­тие Мур­манс­ко­го транс­пор­тно­го уз­ла», су­щест­ву­ющая гру­зовая ба­за пор­та, на­личие ква­лифи­циро­ван­но­го пер­со­нала, ис­то­ричес­ки за­нято­го в пор­ту, зе­мель­ных участ­ков для раз­ме­щения ин­весто­ров в рам­ках пер­во­го эта­па соз­да­ния ПО­ЭЗ, по­тен­ци­ала для рас­ши­рения ви­дов де­ятель­нос­ти в зо­не пу­тем обс­лу­жива­ния шель­фо­вых про­ек­тов. А так­же - воз­можность раз­ви­тия ры­бопе­рера­баты­ва­юще­го клас­те­ра на ос­но­ве уже су­щест­ву­ющих про­из­водств, от­ход от иск­лю­читель­но сырь­евой мо­дели пор­тов, на­личие в пор­ту про­из­водс­твен­но-тех­ни­чес­кой ба­зы для ока­за­ния всех не­об­хо­ди­мых ви­дов ус­луг, бла­гоп­ри­ят­ный кли­мат для ве­де­ния ин­вес­ти­ци­он­ной де­ятель­нос­ти.

Транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­кие пред­по­сыл­ки это - кон­ку­рент­ные пре­иму­щест­ва пор­та Мур­манск как удач­ной точ­ки для экс­пор­тно-им­порт­ных опе­раций со стра­нами Се­вер­ной и За­пад­ной Ев­ро­пы, Се­вер­ной Аме­рики, фор­ми­рова­ние кон­ку­рен­тоспо­соб­ных транс­пор­тных схем для экс­пор­та мас­со­вых сырь­евых гру­зов с ис­поль­зо­вани­ем круп­но­тон­нажных транс­пор­тных су­дов до 300 000 DWT, не­об­хо­димость соз­да­ния ба­зы для ос­во­ения арк­ти­чес­ких мес­то­рож­де­ний, воз­можность кон­со­лида­ции гру­зов в пор­ту и их пе­рерасп­ре­деле­ния пу­тем ка­ботаж­ных пе­рево­зок в нап­равле­нии Се­вер­ных пор­тов и пор­то­пунк­тов. А так­же - ре­али­зу­емые про­ек­ты по стро­итель­ству и мо­дер­ни­зации Мур­манс­ко­го транс­пор­тно­го уз­ла, пла­ны РЖД по раз­ви­тию даль­них под­хо­дов к Мур­манс­ко­му уз­лу, за рам­ка­ми про­ек­та МТУ. К ге­ог­ра­фичес­ким пред­по­сыл­кам от­не­сены - ес­тест­вен­ное ге­ог­ра­фичес­кое по­ложе­ние пор­та Мур­манск (не­замер­за­ющая бух­та, боль­шие глу­бины, пря­мой вы­ход на меж­ду­народ­ные пу­ти), по­тен­ци­аль­ная воз­можность раз­ви­тия ту­рис­ти­чес­кой от­расли, пас­са­жирс­ко­го тер­ми­на­ла и морс­ко­го фа­са­да Мур­манс­ка. К эко­ло­ги­чес­ким - не­об­хо­ди­мость улуч­ше­ния эко­ло­ги­чес­кой си­ту­ации в го­ро­де, по­вы­ше­ния бла­го­сос­то­яния на­се­ле­ния, прек­ра­ще­ние от­то­ка на­се­ле­ния.

«На­ша ком­па­ния раз­ра­баты­вала кон­цепцию соз­да­ния ПО­ЭЗ в пор­ту Со­ветс­кой Га­вани (Ха­баровс­кий край), и там ост­ро сто­яли кад­ро­вые воп­ро­сы, - срав­нил Алек­сандр Ка­заков. - В Мур­манс­ке та­ких проб­лем мы не ви­дим. В хо­де об­ще­ния с предс­та­вите­лями ры­бопе­рера­баты­ва­ющих предп­ри­ятий Мур­манс­кой об­ласти вы­яс­ни­лось, что они очень за­ин­те­ресо­ваны в этом про­ек­те. В част­нос­ти - в рас­ши­рении сырь­евой ба­зы, бла­года­ря вве­дению в пор­ту Мур­манск осо­бого та­можен­но­го ре­жима». Спе­ци­алист по кон­салтин­гу от­ме­тил, что в вы­сокой сте­пени го­тов­ности на­ходят­ся про­ек­ты по до­быче уг­ле­водо­родов на шель­фе Ба­рен­це­ва мо­ря. Су­щест­ву­ет пот­ребность по их снаб­же­нию и обс­лу­жива­нию, что ло­гич­но впи­салось бы в кон­цепцию раз­ви­тия ПО­ЭЗ. Глу­бины пор­та Мур­манск поз­во­ля­ют при­нимать су­да дед­вей­том до 300 ты­сяч тонн без про­веде­ния до­рогос­то­ящих дно­уг­лу­битель­ных ра­бот. От­но­ситель­но близ­ко на­ходят­ся рын­ки сбы­та экс­пор­тно­го сырья и Сев­морпуть. При раз­ви­тии внеш­ней инф­рас­трук­ту­ры это поз­во­лит Мур­манс­ко­му пор­ту в сред­несроч­ной перс­пек­ти­ве пре­тен­до­вать на ста­тус круп­ней­ше­го бал­керно­го пор­та Ев­ро­пей­ской час­ти РФ. Но и се­год­ня его мес­то в морс­кой транс­пор­тной сис­те­ме Рос­сии дос­та­точ­но за­мет­но. В 2010 го­ду че­рез тер­ми­налы пор­та Мур­манск бы­ло пе­рева­лено 32,5 млн тонн, что сос­тавля­ет бо­лее 6% от сум­марно­го гру­зо­обо­рота пор­тов РФ. В струк­ту­ре гру­зо­обо­рота наб­лю­да­ет­ся яв­ный крен в сто­рону экс­пор­тных гру­зов - неф­ти и уг­ля. За­мет­но при­сутс­твие ми­нераль­ных удоб­ре­ний и же­лезо­руд­но­го сырья. Мно­гочис­ленные прог­но­зы рос­та рос­сий­ско­го гру­зо­обо­рота на пе­ри­од до 2030 го­да го­ворят о том, что он дол­жен вы­рас­ти на 80%. А в Се­вер­ном бас­сей­не, к ко­торо­му от­но­сит­ся и порт Мур­манск, гру­зо­обо­рот уве­личит­ся в 1,7 ра­за или в 2,5 ра­за - по раз­ным сце­нари­ям. Стра­тегия раз­ви­тия морс­кой пор­то­вой инф­рас­трук­ту­ры РФ от­во­дит Мур­манс­ку в Се­вер­ном бас­сей­не роль ос­новно­го бал­керно­го пор­та для экс­пор­тных гру­зов. При­чем сце­нарий рез­ко­го уве­личе­ния пе­ревал­ки су­хих гру­зов к 2030 го­ду - до 60 млн тонн - свя­зан с ре­али­заци­ей про­ек­та «Бел­ко­мур» и вы­хо­дом его на Мур­манс­кий и Ар­хан­гель­ский пор­ты. На эти пор­ты вый­дут экс­пор­те­ры уг­ля, ру­ды, ми­не­раль­ных удоб­ре­ний из ре­ги­онов Ура­ла и За­пад­ной Си­би­ри. В этой свя­зи для раз­ви­тия ПО­ЭЗ Мур­манс­кой об­лас­ти бу­дет важ­но раз­ви­тие же­лез­но­до­рож­ных под­хо­дов (что уже про­ис­хо­дит в рам­ках ре­али­за­ции про­ек­та МТУ).

«Не­об­хо­димо соз­дать двух­путное дви­жение на про­тяже­нии все­го участ­ка от Вол­ховс­троя до Мур­манс­ка в сред­несроч­ной перс­пек­ти­ве и ре­али­зовать про­ект «Бел­ко­мур» с обя­затель­ным вы­ходом на за­поляр­ную сто­лицу до 2030 го­да - в дол­госроч­ной перс­пек­ти­ве, - счи­та­ет Алек­сандр Ка­заков. - В хо­де ра­боты над кон­цепци­ей был про­веден глу­бокий де­таль­ный ана­лиз по­тен­ци­аль­ной гру­зовой ба­зы пор­та. Мы ви­дим здесь перс­пек­ти­вы соз­да­ния пер­во­го в Рос­сии спе­ци­али­зиро­ван­но­го тер­ми­нала для ра­боты с топ­ливны­ми пел­ле­тами. По этой те­мати­ке вы­ража­ют за­ин­те­ресо­ван­ность и иност­ран­ные ин­весто­ры. Соз­да­ние круп­но­го кон­тей­нер­но­го тер­ми­нала в пор­ту в сред­несроч­ной перс­пек­ти­ве, на наш взгляд, не­целе­со­об­разно. В сце­нарии уме­рен­но­го раз­ви­тия не­боль­шой кон­тей­нер­ный тер­ми­нал мощ­ностью 150 ты­сяч TEU (20-фу­товый эк­ви­валент - ус­ловная еди­ница из­ме­рения ко­личест­вен­ной сто­роны транс­пор­тных по­то­ков, про­пуск­ной спо­соб­нос­ти кон­тей­нер­ных тер­ми­на­лов или вмес­ти­мос­ти гру­зо­вых транс­пор­тных средств - Авт.) воз­мо­жен и перс­пек­ти­вен.

Не­об­хо­димо ос­та­новить­ся на трёх фак­то­рах, ко­торые мо­гут ока­зать вли­яние на перс­пек­ти­вы раз­ви­тия ПО­ЭЗ. Пер­вый - перс­пек­ти­вы ос­во­ения шель­фа Ба­рен­це­ва мо­ря. На­чал ос­во­ения Шток­ма­новс­ко­го мес­то­рож­де­ния поз­во­лит соз­дать в рам­ках ПО­ЭЗ ба­зу обс­лу­жива­ния и снаб­же­ния шель­фо­вых мес­то­рож­де­ний и зна­читель­но ди­вер­си­фици­ровать нап­равле­ния де­ятель­нос­ти ее ре­зиден­тов. Уже сей­час есть по­тен­ци­аль­ные за­ин­те­ресо­ван­ные ре­зиден­ты, в том чис­ле иност­ран­ные ком­па­нии, ко­то­рые го­то­вы раз­ви­вать эти нап­рав­ле­ния де­ятель­нос­ти.

Вто­рой фак­тор - про­ект «Бел­ко­мур». На наш взгляд, не­об­хо­димо сфо­куси­ровать его раз­ви­тие имен­но в нап­равле­нии Мур­манс­ко­го пор­та, ко­торый в си­лу уни­каль­но­го ге­ог­ра­фичес­ко­го по­ложе­ния име­ет пре­иму­щест­ва пе­ред Ар­хангель­ским. По на­шим рас­че­там, ес­ли пос­ле стро­итель­ства юж­но­го участ­ка про­вес­ти ре­конс­трук­цию участ­ка Обо­зерс­кая-Бе­ломорск - вмес­то стро­итель­ства се­вер­но­го участ­ка в нап­равле­нии Ар­хангель­ска, это мо­жет дать эко­номию бо­лее 30 млрд руб­лей и обес­пе­чить ре­али­за­цию за­явок гру­зо­отп­ра­ви­те­лей в рам­ках про­ек­та «Бел­ко­мур».

Тре­тий фак­тор - раз­ви­тие Се­мор­пу­ти. На наш взгляд, по­ка нет чет­ко­го предс­тав­ле­ния о сто­имос­ти ус­луг ле­доколь­ной про­вод­ки, край­не слож­но оце­нить его перс­пек­ти­вы. Ме­ханизм фи­нан­си­рова­ния ле­довой про­вод­ки по СМП бу­дет оп­ре­делен в бу­дущем го­ду, это поз­во­лит ре­аль­но оце­нить перс­пек­ти­вы раз­ви­тия это­го сег­мен­та гру­зо­вых пе­ре­во­зок.

В со­от­ветс­твии с тех­ни­чес­ким за­дани­ем на­ми раз­ра­бота­но 3 сце­нария. Инер­ци­он­ный пред­по­лага­ет раз­ви­тие ПО­ЭЗ с уже при­сутс­тву­ющи­ми в пор­ту сти­видор­ны­ми ком­па­ни­ями с их ре­алис­тичны­ми пла­нами раз­ви­тия. Сце­нар­ным до­пуще­ни­ем яв­ля­ет­ся ре­али­зация до­пол­ни­тель­ных рис­ков. Сце­нарий уме­рен­но­го раз­ви­тия пре­дус­матри­ва­ет за­дей­ствие пол­но­го спект­ра при­сутс­тву­ющих и го­товых к сот­рудни­чест­ву ком­па­ний. Он пред­по­лага­ет стро­итель­ство не­боль­шо­го кон­тей­нер­но­го тер­ми­нала на 150 ты­сяч TEU, раз­ви­тие транс­пор­тно-энер­ге­тичес­кой инф­рас­трук­ту­ры. Од­на­ко сце­нарий пред­по­ла­га­ет не­дос­та­ток го­то­вых пло­ща­дей для ре­зи­ден­тов и ряд не­ре­шен­ных проб­лем в сфе­ре за­ко­но­да­тель­ства.

Сце­нарий перс­пек­тивный пред­по­лага­ет ряд по­зитив­ных сдви­гов в сфе­ре за­коно­датель­ства, раз­ви­тие сырь­евой ба­зы, оп­ти­миза­цию зе­мель­ных участ­ков в ПО­ЭЗ. Ос­новным от­ли­чи­ем яв­ля­ет­ся пе­ренос неф­тя­ного тер­ми­нала на ре­зерв­ную тер­ри­торию в рай­он Ку­лон­ги. Ос­во­бодив­ша­яся тер­ри­тория в рай­оне Лав­ны поз­во­лит раз­местить там круп­ные бал­керные тер­ми­налы, ко­торые бу­дут обес­пе­чены внеш­ним же­лез­но­дорож­ным под­хо­дом. Что поз­во­лит уве­ли­чить сум­мар­ный гру­зо­обо­рот ПО­ЭЗ.

Сце­нарий уме­рен­но­го раз­ви­тия нам предс­тав­ля­ет­ся на­ибо­лее ре­алис­тичным. К 2030 го­ду по­каза­тели гру­зо­обо­рота долж­ны дос­тигнуть поч­ти 60 млн тонн, по пе­рера­бот­ке ры­боп­ро­дук­ции - бо­лее 50 ты­сяч тонн в год, что даст еже­год­ные от­числе­ния в бюд­же­ты всех уров­ней поч­ти в 9 млрд руб­лей, из них 71% - в бюд­жет Мур­манс­кой об­ласти. По это­му сце­нарию в ре­ги­оне бу­дет соз­да­но поч­ти 4 ты­сячи ра­бочих мест, до­бав­ленная сто­имость во внут­ренний ре­ги­ональ­ный про­дукт мур­манс­кой об­ласти по сце­нарию уме­рен­но­го раз­ви­тия к 2030 го­ду пре­вы­сит 50 млрд руб­лей».
Источник: ИА "Nord-News"