Порты Юга России работают на пределе, - Путин

Главная / Новости / Порты Юга России работают на пределе, - Путин

Глава российского государства взял под личный контроль развитие морских портов юга России.

Планы строительства морских портов в Азово-Черноморском бассейне вчера получили одобрение президента Владимира Путина. Проекты рассчитаны до 2025 года и обойдутся казне и частным инвесторам в сотни миллиардов рублей. Через Новороссийск, Тамань и Туапсе бу­дет организована перевозка нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа, металла, зерна. Работа строится с таким расчетом, чтобы кардиналь­но решить проблему инфраструктурных ограничений, сдерживающих сегодня российский экспорт, а значит, и рост экономики в целом.

Вчера Владимир Путин провел совещание по развитию портов на Черном и Азовском морях. Он призвал наращивать возможности с уче­том роста потребностей и регионов, и всей национальной экономики, а также роста экспортных и транзитных перевозок. "Нужны четкие ори­ентиры на перспективу, увязанные с планами отечественного бизнеса, наших крупных компаний и, конечно, с развитием других видов транспорта: трубопроводного, железнодорожного, автомобильного. В этой связи предлагаю провести целую серию встреч, совещаний, на которых поговорим о перспективах развития портов в наших ключевых морских акваториях", - заявил президент.

Порты Азово-Черноморского бассейна занимают второе место после балтийских по объему грузооборота. И год от года нагрузка растет. "По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 млн. тонн, что более чем в два раза превышает сегодняшние возможности. Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном нап­равлении. По сути, это инфраструктурные ограничения роста в самой экономике. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода", - подчеркнул Путин.

При этом возможности модернизации существующих портов - Туапсе и Новороссийск - ограниченны и не в состоянии компенсировать серь­езный спрос на грузоперевозки. Стоит задача не просто снять инфраструктурные ограничения, но и создать резерв портовых мощностей на многие годы вперед. Бизнес активно инвестирует в порты Черного и Азовского морей. Миссия правительства в том, чтобы оказывать под­держку инвесторам, создавать предсказуемые, понятные правила, снижать административные и коммерческие риски и т.д. "Еще одна важ­ная задача - обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса. Это одна из критических компонент при работе портов сегодня в России. Часто наши грузоотправители обращаются к иностранным услугам именно в силу неразвитости логистики, именно в силу завышенных тарифов", - сказал Путин.

Глава Минтранса Максим Соколов дополнил выводы президента ведомственной статистикой. Он подтвердил критичность ситуации. Пропуск­ная способность портов Азово-Черноморского бассейна составляет 260 млн. тонн. Это в целом по наливным и сухим грузам, а по сухим гру­зам возможности ограничены 68 млн. тонн. "На сегодняшний день вся совокупная мощность практически полностью исчерпана. Более того, по данным последнего года оборот составил свыше 70 миллионов тонн, то есть уже за пределами пропускной способности", - отметил ми­нистр. Как результат - снижение качества перевалки грузов, снижение их объемов с начала текущего года. В ФЦП предусмотрены средс­тва на модернизацию Новороссийского порта - 120 млрд. руб. до 2020 года, из которых порядка 50 млрд. руб. выделит бюджет и около 70 млрд. руб. - частные инвесторы.

Второй крупнейший проект Минтранса предполагает создание сухогрузного района морского порта Тамань. "В целом этот проект предпо­лагает развитие этого грузового района до 2025 года. Общий прирост портовых мощностей для перевалки составляет 94 миллиона тонн су­хих грузов нарастающим итогом начиная с 2019 года", - пояснил Соколов. По Тамани разработана проектная документация, получены необ­ходимые согласования и даже пройдена экологическая экспертиза. Цена вопроса - 228 млрд. руб.

В свою очередь, глава РЖД Владимир Якунин согласился с тезисом, что развитие Новороссийска имеет ограничения. "Может быть, здесь в большей степени стоит сосредоточиться на развитии как раз таманской морской инфраструктуры. Для того чтобы провести заявленные гру­зы, нам необходимо в общей сложности инвестировать 166 миллиардов рублей. Из них 72 миллиарда рублей присутствует сегодня в ин­вестиционной программе, долгосрочной инвестиционной программе ОАО "РЖД", а вот 88 миллиардов - это те деньги, которые должны прий­ти из ФЦП", - задал, по сути, риторический вопрос Якунин.

То, что без морского порта Тамань не обойтись, подтверждают и независимые эксперты. Вице-президент Российского зернового союза Алек­сандр Корбут назвал этот проект "ключевым". Ну а в целом развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры на побережье Кубани для отечественных производителей зерна имеет принципиальное значение. Основные объемы экспорта приходятся на июль-декабрь. В ав­густе этого года, по словам Корбута, южным морским путем должно быть отправлено около 3,2 млн. тонн зерна. И частный бизнес можно не агитировать вкладывать деньги в порты Кубани. Уже сейчас строятся новые и реконструируются существующие терминалы. То, что прези­дент взял проблему под контроль, вселяет в Корбута уверенность, что задачи будут решены.

Экспорт нефти через Новороссийский порт сокращается, что можно объяснить усилением поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, говорит партнер RusEnerdgy Михаил Крутихин. Для "Роснефти" приоритетом является Туапсе, где компания строит НПЗ. С точки зрения потребностей нефтяной отрасли эксперт особой надобности в расширении портовой инфраструктуры на Черном и Азовском морях не видит. Когда-то давно были планы создания мощностей по экспорту сжиженного углеводородного газа (СУГ), но лет 12 назад, после ЧП с продуктопроводом, их отложили в долгий ящик. Крутихин не исключает, что теперь этот проект может быть реанимирован.
Источник: trans-port