Производство отечественных грузовиков под угрозой

Главная / Новости / Производство отечественных грузовиков под угрозой

По мнению Стенли Рута, руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.», 2012 год был успешным для российской автомобильной отрасли. Успех был обусловлен впечатляющей эффективностью автомобильных цепочек поставок, созданных «с нуля» всего за 10 лет. Однако грузовой сегмент эти цепочки спасти не смогли: в 2012 году производство грузовых автомобилей в России вырастет на 1,6%, а в 2013-м – всего на 1,4%. Такие данные были озвучены на 21-й международной конференции «Автомпром-2012».

Эксперты считают, что уже совсем скоро производство российских автомобилей будет окончательно раздавлено промышленной сборкой. Доля иностранных моделей в общем количестве автомобильного производства неуклонно растет.

«Сейчас мы практически ничего не производим, а только собираем. Компонентная база сейчас приходит к нам, но приходит, к сожалению, только по отверточной сборке», – отмечает гендиректор компании «АСМ-холдинг» Александр Ковригин.

Напомним, что, в соответствии с новыми правилами производства автомобилей на территории РФ, к 2018 году уровень локализации должен составить не менее 60%. Было решено, что расчет будет производиться исходя из стоимости локализованных компонентов, а не по их количеству в собираемом автомобиле. Но, как сообщил Ковригин, в настоящее время разработана новая программа, и основана она на совершенно иных принципах. В частности, программа предусматривает определение не уровня локализации, а добавленной стоимости на уровне не менее 48% от цены ввозимого автокомпонента. Причем кроме стоимости сборки в нее могут входить абсолютно любые затраты, не имеющие отношения к основному производству. По словам эксперта, эта программа уже получила одобрение Минпромторга.

«Если эта программа будет утверждена, то локализации у нас в стране как не было, так и не будет, потому что добиваться ее без мотивации будет невыгодно, тем более что мы вошли в ВТО», – считает Ковригин.

По его словам, проблема заключается в том, что законодательно уровень локализации промышленной сборки автомобилей никем не контролируется.

«В Китае, например, прописано, что предприятие может работать на его территории только как совместное, с долями 50-50, и если бы у нас был такой пункт, то у нас были бы полнокровные совместные предприятия, и не только сборочные, но и компонентные», – поясняет эксперт.

Принятое в 2005 году постановление о промышленной сборке автомобилей Ковригин считает ошибкой. Напомним, что данный документ помимо прочего предусматривает значительные таможенные льготы для компаний, которые занимаются промышленной сборкой (не менее 25 тыс. автомобилей в год) и заключили инвестиционные соглашения с Минэкономразвития.

«Надо было дать льготы при производстве 500 тысяч, тогда бы у нас процесс пошел», – отмечает он.

Аналогичная ситуация складывается и в «грузовом» секторе. Так в 2011 году в России было произведено 11,5% грузовиков иностранных марок, в 2012 году ожидается рост до 14,9% , а в 2013 году их доля предположительно вырастет до 17,4%. Еще менее позитивно для отечественных производителей выглядит картина продаж грузовых автомобилей. В текущем году продажи отечественных грузовиков остались практически на уровне предыдущего года, ожидаемая прибавка к выпуску составит около 500 грузовиков. В то же время иностранные грузовики показывают хорошие результаты роста: в 2011 году «иностранцев» было продано свыше 166 тыс., в 2012 году, по прогнозам «АСМ- холдинга», будет продано около 188 тыс. единиц, а в 2013 году ожидается рост до 215 тыс. грузовиков.

Исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин отметил, что продажам российских грузовиков, в частности, мешает китайский фальсификат.

По его словам, новые грузовики ставятся на учет, например, в Китае, затем через несколько дней завозятся в Россию уже как подержанные. В 2011 году и первом полугодии 2012 года из Китая и Южной Кореи было импортировано 14,6 тыс. грузовиков массой более 14 тонн, большая часть по «серой» схеме. Это повлекло свыше 30 млн рублей убытков для отечественных производителей грузового автотранспорта и сокращение объемов производства на 20%.

По словам Коровкина, «объединение ведет активную борьбу с импортом контрафактных грузовиков, в первую очередь из Азии» и «настаивает на ужесточении правил аккредитации компаний, которые сертифицируют автомобили, а также правил техрегламента в отношении определения экологического класса автомобиля».
Источник: cargofon