Противоречивая статистика «свободной» МКАД

Главная / Новости / Противоречивая статистика «свободной» МКАД

Ограничения на движение грузовиков по МКАД в дневное время действуют уже более четырех месяцев. Фурам разрешено въезжать на МКАД только ночью – с полуночи до шести часов утра. Нарушителям выписывают штрафы, размер которых увеличивается каждый месяц: начинали с 300 рублей, а с 1 июля сумма штрафа выросла до 5 тысяч. Помогло ли это сократить пробки, как задумывали столичные власти? И что изменилось в жизни дальнобойщиков после введения запрета? Это решили выяснить журналисты «АвтоВестей».

Новые правила игры действуют достаточно долго, и транспортные компании уже должны были к ним адаптироваться, а ГИБДД, в свою очередь, успела разработать механизмы учета и контроля: видеокамер на МКАД после введения ограничений значительно прибавилось. Нарушителям запрета от ответственности не уйти, и ответственность эта совсем не символическая: штраф сам по себе довольно высок, при этом ГИБДД обещает выписывать отдельный штраф за проезд мимо каждого запрещающего знака. А ведь на маршруте среднестатистической фуры может попасться с десяток таких знаков. В итоге только одна поездка по МКАД может обойтись владельцу грузовика в несколько десятков тысяч рублей. Такие расходы вряд ли может себе позволить даже очень успешная транспортная компания. Теоретически такая схема должна работать очень эффективно. А что же происходит на практике?

Сразу стоит отметить, что часть фур, как и прежде, может ездить днем по МКАД, не нарушая правил и не рискуя получить огромный штраф. Запрет вводился с целью убрать с магистрали транзитные фуры, поэтому грузовики, обслуживающие клиентов в пределах Москвы и ближайших к МКАД районах области, никто «зажимать» не собирался. Владельцы таких машин могут получить специальные пропуска, которые позволяют передвигаться по кольцевой в любое время суток.

«Квота пропусков для областных транспортных предприятий изначально составляла 12 тысяч, но она может быть увеличена. В день запрашиваются пропуска на 200-300 автомашин – и абсолютное большинство заявок удовлетворяется. Отказы единичны – и причины, как правило, чисто технические: допущены ошибки при оформлении документов», – рассказывает представитель государственного учреждения, ответственного за выдачу пропусков в Московской области, Андрей Сидоров.

Представители транспортных компаний, в свою очередь, подтверждают, что при наличии договоров на обслуживание клиентов, находящихся в прилегающих к МКАД районах, пропуска можно получить довольно быстро и без лишних проволочек.

Спецпропуска выдаются как в Москве, так и в области. В столице ограничений больше, хотя, как отмечают перевозчики, строгость «пропускного» режима компенсируется сговорчивостью должностных лиц.

«В каждой транспортной компании есть человек, отвечающий за доступ в те или иные закрытые для грузовиков зоны. Когда нужны пропуска – человек едет куда надо и быстро обо всем договаривается. Лично мне каждый день на электронную почту приходят предложения купить пропуска. Цены начинаются с 25 тысяч рублей», – рассказывает представитель одной из транспортной компаний.

Есть еще такая категория водителей, которых наказания в виде «писем счастья» не пугают. В первые месяцы после введения запрета представители некоторых транспортных компаний заявляли, что им проще платить штрафы, чем изменять маршруты или графики перевозок. Ведь, когда фура перевозит груз стоимостью в несколько десятков миллионов рублей, штраф в несколько тысяч погоды не сделает. Впрочем, штраф штрафу рознь, отмечают в Межрегиональном профессиональном союзе водителей профессионалов.

«Допустим, при штрафе в 2-3 тысячи рублей еще можно нарушить, проскочить. Когда будет 5 тысяч и больше – водители задумаются, а если под угрозой будут права, тогда большинство водителей просто откажутся ехать под запрещающий знак», – считают представители профсоюза.

Пока водительские удостоверения за нарушение новых правил проезда по МКАД не отбирают – еще находятся те, кого штрафы даже в 5000 рублей не пугают. В итоге получается, что фур днем на МКАД по-прежнему немало: несколько тысяч фур с пропусками плюс неустановленное число тех, кто нарушает сознательно. То есть в реальности запрет помог удержать от въезда на МКАД днем лишь незначительный процент грузовиков. Правда, имеющаяся на сегодняшний день статистика отрывочна и противоречива.

«За почти полтора месяца с момента введения запрета на движение транзитных грузовиков их количество сократилось на 32%», – отрапортовал департамент транспорта Москвы в апреле.

Однако при этом чиновники умалчивают информацию о том, какой процент составляют транзитные фуры в общем количестве ежедневно проезжающих по МКАД. Немного позднее в Интернете появилась информация со ссылкой на сервис «Яндекс.Пробки», что в утренние и вечерние часы пик загруженность кольцевой магистрали соответствует уровню полугодовой давности. Между тем, очевидцы все больше склоняются на сторону властей.

«Раньше фур было намного больше. Нас водители не особо боятся: много ли мы можем остановить грузовиков, чтобы вручную проверить пропуск или путевой лист? А вот камеры – другое дело: их водители побаиваются. Поэтому, не имея пропуска, без острой необходимости на «закрытую» дорогу уже не поедут», – рассказывает инспектор ГИБДД, работающий на одном из расположенных на МКАД постов третий год.

С гаишниками соглашаются и жители соседних районов.

«После десяти вечера тут может твориться нечто невообразимое! Я как-то из аэропорта ехала – на подъезде к кольцевой даже поспать успела, пока стояли в толпе фур. Но это вечером, а днем машин действительно стало ощутимо меньше», – уверяет автомобилистка из Химок.

К тому же Мэрия Москвы подкрепляет это более точными цифрами.

«Около восьми тысяч транзитных грузовиков раньше выезжали на МКАД днем, а теперь делают это ночью», – недавно сообщил глава столичного департамента Максим Ликсутов.

Однако если на МКАД убыло, значит в Подмосквье прибыло. Но другие кольцевые дороги, имеющиеся на территории региона, – так называемые «бетонки» – мало подходят для транзитного потока фур: они узкие, проходят через множество населенных пунктов, пересекаются с железными дорогами на одном уровне. Чем передвигаться по ним с черепашьей скоростью, лучше переждать несколько часов на парковке. К тому же, если верить чиновникам, бесплатные парковки для грузовиков открываются на ключевых трассах одна за другой.

Интерактивная карта таких стоянок размещена в Интернете. В глаза сразу бросаются разноцветные значки, рассыпанные по всей территории области.

Однако многие нанесенные на схему стоянки еще только планируется создать, причем часть из них должна заработать только в 2015 году. На данный момент на подъездах к МКАД насчитывается 127 парковок. Большинство из них рассчитано на 10-20 машиномест, некоторые могут вместить менее 10 автомобилей. Стоянок емкостью от 80 до 170 мест насчитывается пока всего шесть. Но оказывается и этим цифрам верить можно не всегда.

К примеру, взять стоянку в населенном пункте Саларьево, что в паре километров от МКАДа по Киевскому шоссе. Если верить карте, то здесь можно разместить 100 автомобилей. Однако на самом деле емкость этой парковки вдвое меньше, поскольку процесс обустройства еще продолжается. Стоит отметить, что и имеющиеся на сегодня места заполняются вяло: за день здесь останавливается не больше 10 машин. Вероятно, водители пока еще не привыкли выбирать для отдыха оборудованные места. Впрочем «оборудованность» большинства таких стоянок весьма относительна. Поэтому вряд ли кто-то из этих мужчин полезет в Интернет ради поиска парковки, где мотель еще не открыт, кафе уже не работает, да и особого чувства безопасности не возникает. Впрочем, если дальнобойщики все же начнут активно пользоваться парковками, то мест на всех все равно не хватит. По официальным данным существующие стоянки могут приютить около 3 тысяч фур. Однако, согласно тем же официальным данным, мест требуется в два с половиной раза больше. Часть фур можно направить на частные стоянки, которые в области также имеются, правда, их суммарная емкость еще меньше, чем у государственных.

Причин и поводов избегать специально оборудованные места для стоянки у дальнобойщиков хватает – кто-то хочет сэкономить, не зная, что государственные парковки бесплатные, кто-то не желает отклоняться от маршрута, а кто-то и вовсе не знает о существовании таких стоянок. В результате, как отмечает руководитель профсоюза дальнобойщиков Александр Котов, фуры «просто щемятся по обочинам и щелям по всей области. В импровизированные мотели уже давно превратились склады, куда автопоезда приезжают для погрузки или разгрузки. Чем выискивать стоянку, лучше подольше поспать, по-быстрому заехав в какой-нибудь подмосковный поселок или просто переждав на обочине».

Дальнобойщики, как правило, введением запрета на езду по МКАД недовольны, и в стоянках особого прока не видят.

«В пути стал проводить гораздо больше времени, и отсыпаться приходится днем – график встал с ног на голову. Со стоянками все как-то странно. Вот Вы говорите, что на полупустой были, а когда я однажды попытался на такую заехать – мест не было», – сетует водитель Евгений, который регулярно возит в Россию химические препараты из Европы.

В результате водители паркуются где придется, и это портит настроение местным жителям.

«Конечно, неприятно. Приехал ты на дачу, а тут стоит эта махина. Вид портит, а еще и дымит в окно. Ну хорошо, пожаловались. Он двигатель выключил. Но стоять ему никто не запрещал. Замерз и снова мотор завел. Плюс от них же еще грязь, запахи и поселковые дороги портятся», – признает руководитель профсоюза дальнобойщиков Александр Котов.

По мнению экспертов, проблема стоянок в Подмосковье не будет решена даже к концу нынешнего года. Таким образом, чтобы одни наслаждались свободной МКАД, другим приходится платить за это, морщась от выхлопов и чертыхаясь на разбитых фурами дорогах. Хотя вопрос о «свободной МКАД» пока остается открытым. Так, министерство транспорта Московской области недавно сообщило, что после введения запрета количество фур на подъездах к МКАД в ночное время выросло в среднем на 5%. То есть, если верить официальной статистике, фуры перестали выезжать на МКАД днем, при этом ночью они там появляться тоже не спешат. Интересно, куда же они делись? Получается, что заинтересованные лица берут цифры с потолка или при подсчете интенсивности потока на МКАД используют какую-то особую, отличную от привычной всем арифметику.
Источник: cargofon.ru