Путин потребовал ускорить процесс «газификации» крупнотоннажного транспорта

Главная / Новости / Путин потребовал ускорить процесс «газификации» крупнотоннажного транспорта

Во вторник на совещании в Сочи Владимир Путин говорил о необходимости ускорить перевод российского автопарка на природный газ в качестве моторного топлива. Президент поддержал инициативу о переводе на газ половины общественного транспорта и трети грузового. Представители власти уверены, что это позволит привлечь в госказну дополнительно $5,3 млрд, к тому же, отмечают чиновники, газомоторное топливо нельзя подделать и слить. В то же время эксперты считают, что в реализации этой идеи заинтересованы, в первую очередь, две крупнейшие госкомпании – «Газпром» и «Роснефть».

Президент сообщил, что за день до совещания правительство приняло постановление об альтернативных видах топлива, и потребовал ускорить создание необходимой нормативно-правовой базы для реализации этой идеи.

«Я уже упоминал о том, что еще прежний состав правительства начал разрабатывать эту тему. Вчера коллеги приняли это распоряжение, в котором поручено разработать комплекс мер, значит, если мы еще полгода будем разрабатывать комплекс мер и согласовывать – я знаю, как это делается, – будем еще согласовывать всякие параметры этой работы, то можем неоправданно затянуть», – сказал Владимир Путин.

Первым поддержал эту идею «Газпром». Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков отметил, что к 2030 году на газомоторное топливо можно будет перевести 50% общественного транспорта и коммунальной техники, треть грузового транспорта и пятую часть сельскохозяйственной техники. По его словам, перевод транспорта на газ увеличит рост потребления газа на внутреннем рынке на 5%.

«Но для этого должна быть четкая государственная программа развития газомоторного рынка России», – уточнил Виктор Зубков.

Представитель «Газпрома» также подсчитал ежегодную экономию для транспортников. В сегменте пассажирских перевозок экономия составит порядка 49 млрд руб., в сегменте грузоперевозок – 34 млрд рублей, в сельском хозяйстве – 6 млрд рублей.

Помимо этого, Виктор Зубков привел еще один аргумент в пользу газа – он в несколько раз дешевле другого топлива.

«Имеет более низкий расход, его нельзя разбавить или слить. Что тоже немаловажно в нашей повседневной жизни, которая досталась нам еще с советских времен», – добавил он.

В конце своего выступления Виктор Зубков предложил разработать программу утилизации старых автомобилей для граждан в обмен на покупку новых авто, работающих на газомоторном топливе.

«Подумать надо, Владимир Владимирович, может быть, не отметать идею. Потому что тогда население получило бы заправку бака на 400 рублей, а не за 1200, как сейчас», – сказал Виктор Зубков.

Министр энергетики Александр Новак в своем выступлении предложил экономические стимулы для перевода автопарка на газомоторное топливо. Во-первых, можно было бы обнулить транспортный налог для автомобилей, работающих на газе.

«Мы предлагаем рассмотреть возможность рекомендаций субъектам России с 1 января 2014 года снизить транспортный налог или, может быть, даже обнулить для транспортных средств, использующих газомоторное топливо», – предложил министр.

Во-вторых, необходимо включить газозаправочные станции в перечень объектов дорожного сервиса. Александр Новак считает, что это позволит распространить на них льготы и упростить порядок землеотвода. Помимо этого, необходимо смягчить нормы безопасности для газовых заправочных станций по аналогии с автозаправками. «Сейчас расстояние до ближайшего объекта по требованиям безопасности составляет до ста метров, в США это 8 метров, в Испании – от 15 до 30 метров, – отметил министр. – Мы не говорим, что нужно к этим цифрам выйти, но нужно сделать более соразмерно, чтобы заправки газомоторным топливом были рядом с АЗС или даже, может быть, на этой территории».

Александр Новак также сообщил, что к программе «газификации» автотранспорта готова подключиться и «Роснефть». По его словам, компания намерена выделить до 60 млрд руб. на строительство 1 тысячи газозаправочных станций. При этом он напомнил, что «Роснефть» уже подписала ряд соглашений, направленных на расширение использования газомоторного топлива, в том числе с российской «дочкой» немецкого автоконцерна Volkswagen, с КамАЗом и с холдингом «Русские машины» Олега Дерипаски.

«Планируется в 2013 году ввести 17 заправок в 10 регионах. Кроме того, на этапе технико-экономического обоснования находятся 18 заправок, и еще 243 заправки – на этапе выбора участков», – сообщил Александр Новак.

По подсчетам Минэнерго, к 2030 году дополнительные доходы бюджета благодаря строительству заправок на газе составят $5,3 млрд. По прогнозам ведомства, количество автомобилей на газомоторном топливе вырастет к 2030 году в 25 раз – до 2,5 млн единиц, количество газозаправок в 17 раз – до 3,5 тыс. При этом выброс в воздух загрязняющих веществ должен сократиться на 12%.

В то же время, эксперты не столь оптимистично высказываются по поводу такой «газификации». Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко, согласился с тем, что развитие рынка газомоторного топлива поддержит динамику спроса на газ на внутреннем рынке. Однако за этой идеей стоят бизнес-интересы конкретных госструктур: от перевода на газомоторное топливо выиграет, в первую очередь, «Газпром», учитывая масштабы присутствия этой госкомпании в регионах, отметил эксперт и добавил, что для монополии это особенно полезно в свете некоторого ослабления позиций на внешних рынках.

Партнер компании ФБК Игорь Николаев посетовал на то, что схема перехода на газомоторное топливо до конца не проработана, и к ней пока больше вопросов, чем ответов.

«Например, говорится, что половина общественного автотранспорта будет переведена на газ. Но ведь это значит, что та же половина транспорта перестанет заправляться на традиционных заправках. В чем выгода? А сколько газа на все это потребуется? Уже сейчас есть проблема выполнения Россией обязательств по долгосрочным контрактам с иностранными контрагентами. В то же время «Газпром» строит новые газопроводы – они будут стоять пустыми?» – поинтересовался Игорь Николаев.
Источник: cargofon.ru