Рахманов пояснил, зачем вводится утилизационный сбор

Главная / Новости / Рахманов пояснил, зачем вводится утилизационный сбор

Минпромторг представит на рассмотрение премьер-министра готовые наработки по вопросу введения утилизационного сбора. О проекте, который планируется к запуску уже летом нынешнего года, рассказал замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Напомним, утилизационный сбор вводится в качестве альтернативны ввозным пошлинам на автомобили. Уплата сбора будет возложена на автопроизводителей, как отечественных, так и зарубежных. Предварительные критерии утилизационного сбора уже были обнародованы ранее. В частности, расчет суммы сбора предлагалось производить по принципу транспортного налога: базовая ставка плюс коэффициенты, привязанные к характеристикам автомобиля.

Говоря о проекте, Рахманов сразу отметил, что на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует сама возможность взимания утилизационных сборов.

«Сейчас Минпромторг России наряду с другими ведомствами работает над поправками к Закону «Об отходах производства и потребления». С этим есть сложности: изменения вносятся по очень большой номенклатуре товаров. Законопроект уже прошел второе чтение, но я не исключаю, что придется возвращаться к первому чтению — в кратчайшие сроки вносить изменения отдельно по автотранспорту. Автомобили, как товар, в законе формально не присутствуют. Кроме того, пока в нем нет понятия «утилизационный сбор», — пояснил замминистра. При этом он сообщил, что соответствующие поправки будут подготовлены к лету этого года.

«Возможна некоторая рассогласованность с Белоруссией и Казахстаном по срокам, — добавил Рахманов. — Но, думаю, в итоге придем к согласию. Размер сбора для стран Таможенного союза будет одинаков».

Он также отметил, что «утилизационный сбор по сути своей призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который наносит автомобиль». Одна из причин введения такого сбора — повышение экологического благополучия российских городов.

Чиновник сообщил, что коэффициенты сбора могут быть привязаны не напрямую к объему или мощности мотора, а к размерам выбросов углекислого газа и других вредных веществ, которые косвенно связаны с указанными выше показателями.

«Чем больше двигатель, тем больше вредных веществ. Особенно это касается подержанных ввозимых в страну автомобилей, поскольку с возрастом работа нейтрализаторов сходит на нет», — подчеркнул Рахманов.

Особо чиновник отметил то, что сбор будет применяться только к автомобилям, впервые выпускаемым в обращение. За автомобили, которые уже эксплуатируются на территории стран Таможенного Союза, сбор взиматься не будет. В этом случае ответственность за утилизацию подержанных машин будет лежать на последнем владельце транспортного средства. Ему придется оплатить «доставку автомобиля на пункт утилизации и стоимость утилизации, если к тому времени она останется платной».

Замминистра сообщил, что на создание утилизационной инфраструктуры в России потребуется 5-7 лет.

«Известно, что при определенных объемах и глубине переработки утилизация автомобилей становится выгодной», — заметил Рахманов.

Отправлять автомобили на утилизацию предлагается по результатам техосмотра.

«Если машина не может пройти его и быть отремонтирована либо ее ремонт стоит запредельных денег, то это значит, что она перестает быть автомобилем», — пояснил Рахманов.

Кроме того, чиновник отметил, что иностранным компаниям, импортирующим машины в Россию, придется оплачивать сбор «живыми» деньгами. Компании, работающие внутри страны, смогут просто «давать гарантии» будущей утилизации автомобилей. Правда, окончательный механизм этого процесса до сих пор не разработан.

«Во-первых, все производители несут на себе серьезную налоговую нагрузку в виде обязательных страховых выплат с каждого рубля зарплаты и тем самым участвуют в финансировании затрат, в том числе на здравоохранение. Я даже не говорю об обязательных природоохранных мерах, которые каждый производитель должен предпринимать согласно законодательству. Во-вторых, автозаводы не строят на один год, поэтому мы имеем дело с предприятиями, которые могут менять хозяев, но, пока существует та или иная марка, всегда будет правопреемник, который ответит по обязательствам в рамках будущей утилизации произведенных им автомобилей. Для этого в паспорте транспортного средства, которое произведено в стране, будет запись, что утилизацию гарантирует такая-то компания. Для граждан это не будет иметь никаких прямых финансовых затрат. И когда автомобиль выработает свой срок, то дилеры либо представители производителя возьмут на себя все затраты, сопряженные с его последующей утилизацией», — пояснил замминистра.

Источник: cargofon.ru