Развитие транспортного машиностроения России: настоящее и будущее

Главная / Новости / Развитие транспортного машиностроения России: настоящее и будущее

В рам­ках III кон­фе­рен­ции «Ры­нок же­лез­но­дорож­но­го под­вижно­го сос­та­ва» ве­дущий экс­перт-ана­литик от­де­ла исс­ле­дова­ний транс­пор­тно­го ма­шиност­ро­ения Инс­ти­тута проб­лем ес­тест­вен­ных мо­нопо­лий (ИПЕМ) Игорь Скок выс­ту­пил с док­ла­дом «Стра­тегия раз­ви­тия транс­пор­тно­го ма­ши­ност­ро­ения. Ре­зуль­та­ты и перс­пек­ти­вы».

В на­чале сво­его выс­тупле­ния Игорь Скок от­ме­тил, что в 90-е го­ды прош­ло­го ве­ка пос­ле рас­па­да СССР транс­пор­тное ма­шиност­ро­ение ис­пы­тало су­щест­вен­ное па­дение спро­са, что при­вело к со­от­ветс­тву­юще­му сни­жению объ­емов про­из­водс­тва и до­ходов предп­ри­ятий от­расли. Как от­ме­тил экс­перт, за пре­дела­ми Рос­сии ос­тался ряд предп­ри­ятий по про­из­водс­тву гру­зовых и пас­са­жирс­ких элект­ро­во­зов, а так­же ди­зель-по­ез­дов.

По сло­вам док­ладчи­ка, рост спро­са на же­лез­но­дорож­ные ус­лу­ги в 2000-х го­дах, свя­зан­ный с восс­та­нов­ле­ни­ем эко­номи­ки, вы­явил край­нюю сте­пень из­но­са пар­ка же­лез­но­дорож­ной тех­ни­ки, не со­от­ветс­тву­юще­го пот­ребнос­тя­ми рас­ту­щего ко­личест­ва поль­зо­вате­лей же­лез­но­дорож­но­го транс­пор­та. В ре­зуль­та­те, с целью не­допу­щения воз­никно­вения ог­ра­ниче­ний для раз­ви­тия эко­номи­ки по при­чине от­сутс­твия и низ­ко­го ка­чест­ва под­вижно­го сос­та­ва в 2007 го­ду пра­витель­ством бы­ла при­нята «Стра­тегия раз­ви­тия транс­пор­тно­го ма­ши­ност­ро­ения Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в 2007 – 2010 го­дах и на пе­ри­од до 2015 го­да».

Как от­ме­тил Игорь Скок, в рам­ках ре­али­зации Стра­тегии бы­ли вов­ре­мя предп­ри­няты не­об­хо­димые ме­ры го­сударс­твен­ной под­держ­ки же­лез­но­дорож­но­го ма­шиност­ро­ения, что поз­во­лило от­расли раз­ви­вать­ся, а в 2006-2011 го­дах, да­же нес­мотря на фи­нан­со­вый кри­зис в 2009-м го­ду, зна­читель­но уве­личить объ­емы про­из­водс­тва. Так, про­из­водс­тво под­вижно­го сос­та­ва в 2011 го­ду ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­ду­ющи­ми по­ка­за­те­ля­ми:
• Ма­гист­раль­ные элект­ро­возы – 266 шт. (2006 год – 156 шт.);
• Ма­гист­раль­ные теп­ло­возы – 44 шт. (45 шт.);
• Ма­нев­ро­вые теп­ло­возы – 197 шт. (193 шт.);
• Руд­ничные элект­ро­возы – 74 шт. (38 шт.);
• Гру­зовые ва­гоны – 62 670 шт. (33 396 шт.);
• Пас­са­жирс­кие ва­гоны – 1 175 шт. (1 540 шт.);
• Ва­гоны мет­ро­поли­тена – 249 шт. (251 шт.);
• Трам­ваи – 87 шт. (135 шт.).

Да­лее Игорь Скок от­ме­тил, что со сле­ду­юще­го го­да ожи­да­ет­ся зна­читель­ное уве­личе­ние спро­са на ло­комо­тивы. По сло­вам док­ладчи­ка, в 2013 го­ду ОАО «РЖД» со­бира­ет­ся уве­личить за­куп­ку ло­комо­тивов, сок­ра­тив при этом объ­ем вло­жений на рас­шивку участ­ков с ог­ра­ничен­ной про­пуск­ной спо­соб­ностью. По оцен­кам экс­пер­та, в об­щей слож­ности в 2013-2015 го­дах ОАО «РЖД» со­бира­ет­ся пот­ра­тить на за­куп­ку ло­комо­тивов 20% всех ин­вести­ций (197,4 млрд руб.). При этом в 2013 го­ду бу­дет за­куп­ле­но 770 еди­ниц ло­комо­тивов, что пот­ре­бу­ет от оте­чест­вен­ных ло­комо­тивост­ро­итель­ных предп­ри­ятий за­дей­ство­вать все име­ющи­еся в на­ли­чии про­из­водс­твен­ные мощ­нос­ти.

Игорь Скок так­же за­метил, что се­год­ня ло­комо­тив­ный парк ком­па­нии мож­но оха­рак­те­ризо­вать вы­соким уров­нем из­но­са:
• Из­нос гру­зовых элект­ро­возов – 71,0%;
• Из­нос пас­са­жирс­ких элект­ро­возов – 66,5%;
• Из­нос гру­зовых теп­ло­возов – 84,0%;
• Из­нос пас­са­жирс­ких теп­ло­возов – 40,2%;

Док­ладчик дал свои прог­но­зы от­но­ситель­но раз­ви­тия же­лез­но­дорож­но­го ма­шиност­ро­ения в бли­жай­шие го­ды. Так, по оцен­кам экс­пер­та, в пе­ри­од 2013-2020 го­дов ожи­да­ет­ся уве­личе­ние спро­са на спе­ци­али­зиро­ван­ный под­вижной сос­тав (цис­терны для пе­ревоз­ки хи­мичес­ких гру­зов) и ва­гоны-хоп­пе­ры. Игорь Скок так­же от­ме­тил ус­той­чи­вый рост спро­са на рын­ке цис­терн сжи­жен­но­го уг­ле­род­но­го га­за (СУГ): по его прог­но­зам, в 2013-2015 го­дах ожи­да­ет­ся рост спро­са с уров­ня 5,3 тыс. еди­ниц цис­терн в 2013 го­ду до 7,04 тыс. еди­ниц – в 2020 го­ду. Экс­перт так­же от­ме­тил тен­денции к рос­ту спро­са на рын­ках ва­го­нов-хоп­пе­ров для пе­ре­воз­ки це­мен­та и зер­на.

По сло­вам Иго­ря Ско­ка, в об­ласти гру­зово­го ва­гоност­ро­ения ожи­да­ет­ся пе­реход на круп­но­серий­ное про­из­водс­тво ин­но­ваци­он­ных гру­зовых ва­гонов. Как от­ме­тил док­ладчик, их ис­поль­зо­вание, вви­ду пот­ре­битель­ских свой­ств, вы­год­но всем участ­ни­кам рын­ка:
• Для гру­зов­ла­дель­цев – это уве­личен­ная наг­рузка на ось и умень­шен­ная мас­са та­ры, что уве­личи­ва­ет гру­зоподъ­ем­ность ин­но­ваци­он­но­го ва­гона на 8% (осо­бо вы­год­но бу­дет вла­дель­цам та­ких гру­зов, как ру­да, ще­бень, тем­ные неф­те­налив­ные гру­зы), а так­же уве­личен­ная мак­си­маль­ная ско­рость (с 70-80 км/ч до 90-120 км/ч);
• Для опе­рато­ров – это уве­личен­ный меж­ре­монт­ный про­бег со 100 до 500 тыс. км с перс­пек­ти­вой до 1 млн км, что поз­во­лит сок­ра­тить из­держ­ки на их со­дер­жа­ние и обс­лу­жи­ва­ние;
• Для РЖД – это бо­лее бе­реж­ное воз­дей­ствие на же­лез­но­дорож­ное по­лот­но, что поз­во­лит сок­ра­тить из­держ­ки на обс­лу­жива­ние инф­рас­трук­ту­ры.

Од­на­ко, как от­ме­тил док­ладчик, но­вые ва­гоны при­мер­но на 10% до­роже ва­гонов ста­рых конс­трук­ций, а срок их оку­па­емос­ти боль­ше в 1,5 ра­за. По сло­вам экс­пер­та, ори­ен­ти­ру­ясь на пот­ре­бите­лей и низ­кий спрос на ин­но­ваци­он­ные ва­гоны, про­из­во­дите­ли так­же не спе­шат пе­рехо­дить на круп­но­серий­ное про­из­водс­тво но­вых ва­гонов, их до­ля в об­щем объ­еме про­из­водс­тва не пре­вы­ша­ет 10%.

Да­лее Игорь Скок ак­центи­ровал вни­мание на том, что в 2013 го­ду ожи­да­ет­ся сок­ра­щение пар­ка гру­зовых ва­гонов. Так, 20 тыс. ва­гонов долж­но быть ути­лизи­рова­но, 40 тыс. ва­гонов отс­тав­ле­но из-за про­пус­ка ре­мон­та, а 28 тыс. ва­гонов долж­но быть предъ­яв­ле­но на ре­монт с прод­ле­ни­ем сро­ка служ­бы (в слу­чае зап­ре­та на дан­ный вид ре­мон­та ва­гоны бу­дут отс­тав­ле­ны). В це­лом, по мне­нию, док­ладчи­ка, в слу­чае вве­дения зап­ре­та на ре­монт с прод­ле­ни­ем сро­ка служ­бы гру­зовых ва­гонов пот­ре­бу­ет­ся зна­читель­ное об­новле­ние пар­ка гру­зо­вых ва­го­нов: по­ряд­ка 100 тыс. еди­ниц в те­че­ние 2-3 лет.

Игорь Скок ре­зюми­ровал, что в дан­ной си­ту­ации для бо­лее ин­тенсив­но­го внед­ре­ния ин­но­ваци­он­ных ва­гонов на сеть же­лез­ных до­рог це­лесо­об­разным бу­дет внед­ре­ние комп­лек­са мер го­сударс­твен­ной под­держ­ки, вклю­ча­ющих в се­бя скид­ки на та­риф при пе­ревоз­ке гру­зов в ин­но­ваци­он­ных ва­гонах, суб­си­диро­вание про­цент­ной став­ки, ль­го­ту на на­лог на иму­щест­во и ути­ли­за­ци­он­ный сбор.

Источник: ИПЕМ