Реформа железнодорожной отрасли России "пробуксовывает"

Главная / Новости / Реформа железнодорожной отрасли России "пробуксовывает"

Причины перекосов на рынке железнодорожных перевозок - в "серьезном запаздывании законодательного механизма", обеспечивающего реформу отрасли, заявил президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин.

"Что мы наблюдаем сегодня в результате либерализации сегмента грузовых перевозок? Снижение эффективности вагонного парка и неконтролируемый рост доходов частных операторов, который связан с отсутствием какого-либо регулирования вагонной составляющей. В то же время, РЖД зарабатывают, работая по регулируемому тарифу. При этом Минфин и Минэкономразвития нам все время говорят о необходимости сдерживания роста инфраструктурной составляющей в тарифе. По этой причине компания испытывает дефицит инвестиционных средств и вынуждена обращаться к государству за дотациями на поддержание инфраструктуры. А вся маржа, которую можно было бы получать рыночным способом на развитие ж/д сети, уходит в карман частного владельца вагонов", - написал топ-менеджер в в своем блоге.

Прямым следствием этого В.Якунин считает снижение безопасности на железной дороге.

В Минэкономразвития РФ считают, что причины ситуации в другом: "Есть две части тарифа - перевозочная и операторская. Последняя растет более высокими темпами из-за диспропорций, которые существуют на операторском рынке. В том числе из-за того, что РЖД не смогли технологически подготовиться к отсутствию "инвентарного парка", хотя это было условием для монополии по созданию ее "дочки" - ОАО "Вторая грузовая компания" (ей переданы вагоны, не вошедшие в ОАО "Первая грузовая компания"). Как следствие - упал оборот вагона (то есть, он стал перевозить меньше груза за единицу времени, и перевозка в части вагонной составляющей стала стоить дороже)".

Необходимо в первую очередь разбираться с технологией управления, а уже потом строить новые километры инфраструктуры, чтобы решить проблемы пропускной способности, иначе есть риск строительства избыточной инфраструктуры, рассчитанной на перемещение вагонов без эффективной технологии, подчеркнул представитель Минэкономразвития.

"Что касается инвестпрограммы: компания последние несколько лет, несмотря на "сдерживание тарифов" и "отсутствие господдержки в необходимом объеме", исправно наращивает инвестпрограмму по отношению к утверждаемой в момент тарифной кампании (за 2011-2012 гг. более чем на 50 млрд рублей по отношению к объему, утверждаемому правительством в момент индексации тарифов) и при этом компании удается не осуществлять запланированную продажу непрофильных активов, весьма востребованных рынком. Так что резервы есть - нужно лишь эффективно их использовать, что РЖД, кстати, и делают - успешно разместившись неделю назад в Лондоне на 25 млрд рублей под рекордно низкую ставку", - отметил представитель министерства.

Помимо этого, В.Якунин в очередной раз указал на свои сомнения относительно либерализации другого сегмента ж/д рынка - перевозочного.

В ходе реформы вагонным операторам в РФ предполагается предоставить право выхода на общие магистрали (первоначально - на локальные маршруты), чтобы работать наравне с РЖД и, составляя им конкуренцию, способствовать сокращению издержек конечных грузоотправителей.

"То и дело возникают новые инициативы по дальнейшему членению единой системы под лозунгом "Рынок все отрегулирует". Между тем отделение локомотивной тяги от инфраструктуры в подавляющем большинстве стран признано неэффективным. Меня удивляет, что люди, яростно отстаивающие рыночные принципы, не задумываются о специфике железнодорожного транспорта, где потери от бездумной дезинтеграции единой инфраструктуры могут быть очень высоки", - написал в этой связи В.Якунин.

Источник: trans-port