Резкое падение скорости угрожает эффективности грузоперевозок

Главная / Новости / Резкое падение скорости угрожает эффективности грузоперевозок

По дан­ным спе­ци­алис­тов ИА IN­FO­Line, сфор­му­лиро­ван­ным в исс­ле­дова­нии "Ры­нок ло­комо­тивов Рос­сии и стран Прост­ранс­тва 1520. Ито­ги 2011 Прог­ноз до 2015 го­да" ско­рость гру­зопе­рево­зок в пе­ри­од 2009-2011 гг. сни­зилась в сред­нем на 9,9%.

Же­лез­но­дорож­ный транс­порт в Рос­сии яв­ля­ет­ся клю­чевой инф­рас­трук­турной от­раслью, от ко­торой во мно­гом за­висит эф­фектив­ность эко­номи­ки - по­это­му по­каза­тели про­из­во­дитель­нос­ти и ско­рос­ти дос­тавки гру­зов ОАО "РЖД", сни­зив­ши­еся за го­ды ре­фор­ми­рова­ния, соз­да­ют зна­чи­тель­ные эко­но­ми­чес­кие рис­ки.
Про­веден­ное ана­лити­ками IN­FO­Line исс­ле­дова­ние по­каза­ло стре­митель­ное сни­жение сред­ней ско­рос­ти и по­каза­теля на­деж­ности дос­тавки гру­за по всем ка­тего­ри­ям гру­зово­го же­лез­но­дорож­но­го транс­пор­та. По по­лучен­ным дан­ным, в 2011 го­ду сред­няя ско­рость дос­тавки гру­зов по же­лез­ной до­роге сос­та­вила 247 км/сут., что мень­ше по­каза­теля 2010 го­да на 9,9%. В I квар­та­ле 2012 го­да этот по­каза­тель сни­зил­ся еще на 33 км/сут. (12%), в том чис­ле в гру­же­ных ва­го­нах - на 28 км/сут. (-9,4%).

За­фик­си­рован­ное об­щее ухуд­ше­ние свя­зано с ос­ложне­ни­ем экс­плу­ата­ци­он­ной обс­та­нов­ки и не­дос­татка­ми нор­ма­тив­ной пра­вовой ба­зы, рег­ла­мен­ти­ру­ющей пе­ревоз­ки гру­зов, по­яс­ня­ют ана­лити­ки IN­FO­Line. Из­бы­ток рас­ту­щего ва­гон­но­го пар­ка ОАО "РЖД" со­чета­ет­ся с не­дос­та­точ­ны­ми тем­па­ми об­новле­ния сос­та­ва ло­комо­тивов. Как ре­зуль­тат, име­ющееся ко­личест­во при­ват­ных по­рож­них ва­гонов ис­поль­зу­ет­ся не ра­ци­ональ­но: воз­раста­ет как вре­мя их прос­тоя, так и в це­лом наг­рузка на инф­рас­трук­ту­ру об­ще­го поль­зо­вания на на­ибо­лее вост­ре­бован­ных нап­равле­ни­ях пе­рево­зок. Сог­ласно дан­ным IN­FO­Line, по сос­то­янию на ап­рель 2012 го­да де­фицит пар­ка ло­комо­тивов ис­пы­ты­ва­ют Ок­тябрь­ская, Се­вер­ная, При­волж­ская, Юго-Вос­точ­ная, Горь­ковс­кая и Вос­точ­но-Си­бирс­кая ди­рек­ции тя­ги.
Про­веден­ный спе­ци­алис­та­ми IN­FO­Line ана­лиз заг­рузки се­ти же­лез­ных до­рог на рас­четную перс­пек­ти­ву до 2020 го­да по­казал, что на ря­де нап­равле­ний бу­дет иметь мес­то чрез­мерная кон­цент­ра­ция гру­зовых пе­рево­зок. На­иболь­шее уве­личе­ние объ­емов пе­рево­зок гру­зов прог­но­зиру­ет­ся на же­лез­но­дорож­ных нап­равле­ни­ях, обес­пе­чива­ющих дос­тавку гру­зов в морс­кие пор­ты стра­ны, а так­же в ре­ги­онах, ха­рак­те­ризу­ющих­ся кон­цент­ра­ци­ей "то­чек рос­та" гру­зовой ба­зы. По дан­ным IN­FO­Line, в 2012 го­ду про­тяжен­ность уз­ких мест, ис­поль­зу­емых на гра­ни их воз­можнос­тей, сос­тавля­ет око­ло 6,2 тыс. км (7,2% экс­плу­ата­ци­он­ной дли­ны же­лез­ных до­рог). К 2015 го­ду про­тяжен­ность ли­ний с ис­чер­пан­ны­ми про­пуск­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми дос­тиг­нет 14 тыс. км, к 2020 го­ду воз­рас­тет до 18 тыс. км.
"На данный момент представленная проблема является одним из трех ключевых приоритетов перспективного развития ОАО "РЖД", - комментирует генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. - Оптимальное решение возникших сложностей лежит на пути обновления тягового состава за счет поставок электровозов производства ЗАО "Группа Синара" (двухсекционных электровозов 2ЭС6 и 2ЭС10), электровозов и тепловозов производства ЗАО "Трансмашхолдинг" (двух- и трехсекционных электровозов серии ЭС5К, двухсекционных тепловозов 2ТЭ116У, 2ТЭ25А). ОАО "РЖД" планирует сохранить и наращивать объем закупок нового тягового состава: в период 2012-2014 гг. предусмотрено приобретение не менее 400 локомотивов ежегодно", - добавляет эксперт.

Источник: ИА INFOLine