RFID-технологии – будущее логистики

Главная / Новости / RFID-технологии – будущее логистики

Компания «Магазин Будущего» (совместный проект Роснано, Х5 Retail Group и РТИ («дочка» компании «Ситроникс») запустила новый проект – «Цепочка поставок будущего». Цель проекта – развитие RFID-технологий в области логистики, тестирование которых проводилось в корпоративном магазине Х5 и завершилось в конце апреля 2013 г.

Коммерческий директор компании Владимир Комолов сообщил, что в настоящее время сформирована рабочая группа, куда вошли представители ритейла (Х5 Retail Group, «Дикси», Metro Group, «Гиперглобус», «Верный», Media Markt, «М.Видео» и др.) и поставщиков (Kraft Foods, Nestle, Valio, Johnson&Johnson, «Балтика»). Участниками проекта также являются объединение АКОРТ, «Русбренд» и ассоциация автоматической идентификации GS1 Russia.

«На данном этапе наша цель – исследовать возможности применения RFID в логистике и просчитать, как данная технология может способствовать повышению эффективности цепочек поставок при различных бизнес-моделях», – рассказал Владимир Комолов.

Он также сообщил, что по результатам данного этапа будут выбраны участники пилотного проекта (2 ритейлера и 3-4 поставщика), которые посчитают технологию достаточно перспективной для того, чтобы выделить инвестиции для ее тестирования. Запуск пилота запланирован на 2014 г.

RFID (Radio Frequency Identification – англ. радиочастотная идентификация) – метод автоматической идентификации объектов, при котором посредством радиосигналов считываются и записываются данные, хранящиеся в RFID-метках.

Новая технология приходит на смену штрих-кодированию и в перспективе может привести к полной замене штрих-кодов RFID-метками. В логистике данная технология уже используется такими ритейлерами как Walmart и Metro Group.

Компания «Магазин Будущего» была создана в июне 2011 г. как совместное предприятие Х5 Retail Group (33,34%), «Роснано» (33,33%) и «Ситроникс» (33,33%). В декабре 2012 г. на базе магазина в московском офисе Х5 был открыт тестовый «Магазин Будущего», работающий на основе RFID-технологий. В тестовом режиме магазин проработал до 26 апреля 2013 г., для покупателей он откроется не ранее 2015 г.

Российские ритейлеры заинтересовались новой технологией, однако многие из них пока не готовы в нее инвестировать. В частности, в ГК «Дикси» считают, что для продуктовых ритейлеров RFID-технология интересна именно на уровне логистики, однако препятствием для ее развития является высокая стоимость метки на единицу продукции, а также проблемы со считываемостью меток с паллеты.

«Поэтому ее внедрение требует тщательного анализа», – считают в компании.

«Большой потенциал» в технологии видит также сеть Media Markt. По словам IT-директора компании Бьерна Грайффа, Media Markt с 2011 г. работает над проектом внедрения RFID в России как на уровне логистики и склада, так и торгового зала и готова обменяться мнениями и поделиться опытом и наработками в этой области с коллегами «по цеху».

Cеть «Верный» пока не планирует использовать RFID ни в логистике, ни на уровне торгового зала.

«Пока стоимость метки не сократится в несколько раз, ее использование не будет окупаться ни для поставщика, ни ритейлера», – отмечает генеральный директор компании Олег Высоцкий.

В то же время, в БТиЭ-сети «М.Видео» уверены, что добиться снижения затрат возможно за счет массовости использования технологии.

«Поэтому инициатива должна исходить от вендоров, которые примут между собой решение об унификации меток и их использовании», – подчеркивают в компании. Ритейлер считает RFID-технологию «нужной и перспективной» и готов принять участие в пилотном проекте «как только возникнет инициатива со стороны вендоров».

Компания IRT, занимающаяся внедрением инновационных решений и разработок в ритейле и управлении цепочками поставок (входит в ГК MBG), уже готовит пилотные проекты по использованию RFID меток для ряда производителей.

«Уже сейчас производителям некоторых товарных категорий мы предоставляем расчеты, демонстрирующие полный возврат инвестиций в RFID. Использование данной технологии в логистике требует еще меньших расходов из-за больших квантов обрабатываемого товара, на который наносится метка (к примеру, палетта, а не упаковка), что уменьшает долю стоимости метки в товаре. Соответственно, выгода здесь более очевидна, чем при использовании RFID в торговом зале», – пояснил генеральный директор компании IRT Александр Гершкович.
Источник: cargofon.ru