Росавтодор презентовал проект системы взимания платы с большегрузов

Главная / Новости / Росавтодор презентовал проект системы взимания платы с большегрузов

В конце августа – начале сентября Росавтодор намерен провести конкурс на создание системы автоматического взимания платы (СВП) с грузовиков максимально разрешенной массой 12 тонн и выше за проезд по федеральной сети автомобильных дорог. Напомним, плату начнут взимать с 1 ноября 2014 года. Тариф – 3,5 руб. за 1 км пробега фуры, что составит примерно десятую часть от среднего тарифа за перевозку. Чиновники уверяют, что в Европе аналогичная ставка в переводе на наши деньги составляет 8 руб.

Плата за проезд вводится с целью компенсировать затраты бюджета на восстановление транспортной инфраструктуры вследствие воздействия на нее большегрузных автомобилей.

«Несмотря на то что, по статистике, 12-тонники в общей массе движущихся автотранспортных средств по федеральной сети составляют 3,6%, вред, причиняемый ими, оценивается уже в 56%, – заявил глава Росавтодора Роман Старовойт. – Поэтому мы пошли по пути европейских стран, Северной Америки. Белоруссия ввела аналогичную систему с 1 августа, правда, там плата будет взиматься с автомобилей с разрешенной массой свыше 3,5 т, но она рассчитывается, в том числе, и на тяжеловесы».

СВП будет устроена следующим образом. Все большегрузные автомобили оборудуют бортовыми устройствами, которые с помощью ГЛОНАСС/GPS периодически будут определять географические координаты движущегося грузовика. Контроль за достоверностью данных будет осуществляться с помощью стационарных устройств, смонтированных на специальных рамках и расположенных на шоссе (всего их будет около 500). Полученные координаты будут отправляться в Центр управления и мониторинга (ЦУиМ) через сети сотовых операторов стандарта GSM/GPRS. Далее, в ЦУиМе будет вычисляться траектория движения и пройденное расстояние, на основе этого будет рассчитываться плата за вред дороге. Данная сумма будет автоматически списываться с банковского счета перевозчика, таким образом, останавливаться на дороге, чтобы отдать контролеру наличные, водителям не придется.

Концессионер проекта, выигравший конкурс, будет осуществлять финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию СВП; а также предоставлять владельцам транспортных средств бортовые устройства, обеспечивать взимание платы с владельцев транспортных средств, готовить и отправлять в МВД материалы для привлечения нарушителей к ответственности.

Специалисты Росавтодора заявляют, что плата за проезд невелика, а вот дивиденды в масштабах страны она принесет значительные. Согласно предварительным расчетам, «увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате реализации проекта может составить от 83 млрд руб. в 2015 году до 159 млрд руб. в 2024-м». Такие цифры приводятся в презентации проекта, опубликованной на сайте ведомства. Также, в Росавтодоре подсчитали и экономический эффект от предотвращенных ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорожного полотна – около 33 млрд руб. за период 2015-2031 гг.

Стоит отметить, что в презентации говорится именно о «налоговых поступлениях». И это несмотря на то, что Роман Старовойт уже неоднократно заявлял, что взимание платы за проезд по федеральным трассам не относится к налоговым платежам.

«В данном случае размер и порядок взимания платы установлены постановлением правительства РФ от 14.06.2013 N 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Виды же налогов и сборов устанавливаются ст. 12,13,14,15 Налогового кодекса РФ. Упомянутый платеж не включен законодателем в систему налогов и сборов, регулируемых законодательством о налогах и сборах, стало быть, правовая природа подобных платежей признается в настоящее время неналоговой. Такие сборы выделяют в отдельную группу фискальных платежей», – прокомментировала ситуацию специалист по налогообложению департамента налогового и правового консалтинга компании «Объединенные консультанты ФДП» Виктория Орлова.

У самих перевозчиков к функционированию СВП есть и другие вопросы.

«Данные любого измерительного прибора могут быть неточными, – отмечает директор автопарка Itella в России Владислав Дорошенко. – К примеру, на маршруте в 10 тыс. км погрешность данных с GPS-навигатора может составить 1 тыс. км из-за изменения рельефа местности. Будут ли учтены съезды с федеральных трасс, которые не нужно оплачивать? Как представитель транспортной компании, передвижение которой будет контролировать внешняя организация, я хотел бы быть уверен, что операторы не смогут злоупотреблять правами, которые будут им предоставлены. Закон должен четко регулировать деятельность этих организаций. Подобного рода услуги должны быть лицензированы, что тоже займет время, которого может не хватить до 1 ноября 2014 года».

Немалое значение имеет и финансовый вопрос. Ведь на перевозчика ложатся затраты не только установки, но обслуживания и ремонта систем навигации. По словам Дорошенко, в среднем установка одного качественного прибора с минимальными функциями обходится 15-20 тыс. руб. В случае поломки устройства автомобиль эксплуатировать запрещено. При этом выявить причину сразу поломки практически невозможно. На замену детали у оператора потребуется некоторое время, то есть фура будет простаивать, принося убыток.

Кроме того, экспертов интересуют и другие неурегулированные правовые моменты. В частности, будет ли взиматься плата за порожний пробег, ведь масса самого автомобиля критично меньше максимально разрешенной? Как будут взиматься плата и штрафы за нарушения с иностранных перевозчиков? Учитывая, что до ноября 2014 года остается уже не так много времени, вполне возможно, что решение этих вопросов и совершенствование нормативной базы будет проходить прямо в процессе запуска системы.
Источник: cargofon.ru