Российские дороги станут «инновационными»

Главная / Новости / Российские дороги станут «инновационными»

В ближайшие годы одна из главных проблем России может быть решена. В стране будет запущен Федеральный пилотный проект «Инновационные дороги», в рамках которого на строительство современных автотрасс планируется потратить почти 100 млрд рублей. Реализацией проекта займутся Минэкономразвития, «Роснано», Федеральное дорожное агентство, а также правительства Москвы, Татарстана и Рязанской области.

Одна из ключевых задач проекта – повышение долговечности автодорог в 3-5 раз. Среди других насущных задач – в 10-15 раз сократить потребление энергии в 10-15 раз, в 3 раза снизить массу конструкций (например, мостов или ограждений) и др. Авторы проекта надеются, что «инновационные» дороги позволят сократить количество аварий и снизить уровень смертности среди водителей и пешеходов.

Российские дороги до сих пор строятся по стандартам 60-х годов, в то время дорожное полотно рассчитывалось на 5-тонные грузовики. Естественно, что такие дороги не выдерживают нагрузку нынешних 40-тонных фур. Поэтому в рамках проекта будут разработаны новые стандарты. И в первую очередь, будут работать над критериями для дорожного покрытия.

«Это, к примеру, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика. Такая начинка, добавленная в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращает образование трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. Что и понятно, ведь базальт в 3 раза прочней стали, в 4 раза легче, а его долговечность более ста лет. Сегодня очень распространены фибробетоны, они повышают прочность покрытия на 40-200%, водоустойчивость на 50, повышают сцепление на 70%. Все более популярными становятся покрытия из геотекстиля. Его кладут слоями, как пирог. Он также улучшает почти все характеристики дороги», – рассказал координатор проекта Александр Наумов («Роснано»).

Для дорожных знаков тоже готовятся свои решения: все они будут «оцифрованы» и научатся общаться с водителем.

«Прежде всего, будет проведена инвентаризация дорожных знаков. Затем каждый будет «оцифрован», на нем поставят электронную метку, что позволит в случае нештатных ситуаций срочно принимать меры, – сообщил Наумов. – Но самое главное, что знак сможет общаться с водителем. Для этого на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди ограничения по скорости, крутой поворот и т.д. Такой сигнал водитель ни в коем случае не пропустит».

В рамках проекта также планируется сократить потребление энергии на дорогах в 15 раз. Для этого в лампах освещения и светофорах будут устанавливать экономичные светильники, в том числе светодиоды. Предполагается, что все светильники будут автономными – питание будет происходить за счет солнечной энергии, накопленной в аккумуляторах в течение дня. Включение/выключение ламп доверят интеллектуальной системе управления, которая будет отслеживать естественное освещение.

Столбы освещения также кардинально изменятся, как, впрочем, и вся дорожная инфраструктура. На смену бетону придут композитные материалы, которые помогут гасить скорость и снижать силу удара. Если сейчас при столкновении с бетонной конструкцией, автомобиль сминается «в гармошку», то использование новых материалов позволит значительно снизить последствия подобных аварий.

Большая часть проекта посвящена созданию интеллектуальной системы управления транспортом. Именно благодаря ей, авторы надеются снизить пробки, сократить число аварий и в целом навести порядок на дорогах. Работа системы будет основана на данных, получаемых с различных датчиков, размещенных по всей длине трассы. Также к ее работе будут подключены данные от системы ГЛОНАСС.

Вся информация будет стекаться в Центральный пункт управления, где компьютер будет постоянно вести расчеты оптимального движения по городу и управлять работой светофоров, чтобы скорость была максимальной и равномерной. На основе этих расчетов водителям будут предлагаться оптимальные маршруты с учетом аварий, пробок, строительных работ и прочих препятствий. Предполагается, что эта информация будет передаваться автомобилистам прямо на бортовую систему, установленную в машине. Кроме того, часть данных будет отображаться на информационных табло, расположенных в разных точках города.

«А еще, обращаясь к базе данных и отслеживая номера проезжающих машин, интеллектуальная система сможет выявлять автомобили, не прошедшие техосмотр, не получившие страховку, находящиеся в розыске и т.д., – добавил Наумов. – Кроме того, она сможет предупреждать обо всех опасностях, которые могут возникать при движении, например, надвигающемся ухудшении погоды, тумане, дожде, снегопаде, гололеде. На трассах будут установлены специальные антигололедные распылители, которые будут включаться по команде интеллектуальной системы».

Концепция проекта уже разработана, сейчас идет подготовка технических заданий. Затем будет объявлен конкурс на лучшие проекты, победители которого получат право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Москве, в Рязанской области и Татарстане. Это произойдет уже в текущем году. Эффективность пилотного проекта будет тщательно проанализирована, после чего будет принято решение о запуске следующего этапа – тиражирование лучших научных и технических решений.
Источник: cargofon