Рост товарооборота и географические особенности Южного Урала спровоцировали динамичное развитие рынка логистики

Главная / Новости / Рост товарооборота и географические особенности Южного Урала спровоцировали динамичное развитие рынка логистики

На Южном Урале в последние годы широкое распространение получила сфера логистических услуг: общий объем складских помещений достигает в регионе 600 тысяч квадратных метров. Однако, пока основная доля помещений для хранения товаров — это отремонтированные советские овощехранилища или переоборудованные цеха (так называемый класс D и C). Эксперты рынка предрекают крутой поворот в развитии складского бизнеса: Челябинскую область ждет резкое увеличение площадей категории «люкс».

Пора в другой класс

На рынок логистических услуг Челябинской области большое влияние оказывает близость Екатеринбурга, который «переманивает» крупных федеральных игроков на свою территорию, и выдержать эту конкуренцию нашему региону нелегко. Именно столица Урала на протяжении нескольких лет является абсолютным лидером среди регионов РФ по темпам развития логистического рынка и росту помещений класса А (премиум-класса). За ней следуют Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону. Однако южноуральские логисты в ближайшее время намерены преломить данную тенденцию и вырваться в пятерку лучших.

Единственно верное решение для нашего региона — сделать ставку на становление и развитие местного бизнеса, а значит, создать благоприятные бизнес-условия, чтобы крупным региональным игрокам рынка логистики хотелось соответствовать федеральным стандартам.

— Многие федеральные логистические компании в конце 90-х годов, когда сравнивали Челябинск и Екатеринбург как успешный плацдарм для развития своего бизнеса, в итоге выбирали все же столицу Урала, — говорит Александр Перфильев, директор по развитию «Логопарк. РУ» (г. Москва). — Сегодня их выбор не всегда так очевиден. Рынок логистики Южного Урала сегодня динамично развивается, об этом говорит число крупных складов в вашем регионе.

В числе «мастодонтов» логистического рынка — склады компаний «Форпост-Молния», «Каскад», «Линпарк», «Промхолод», «Макфа», «Оптимум». Однако свыше половины южноуральских складских помещений приходится на класс D, 33 процента — класс С, 17 процентов – класс А и В. При этом помещения «премиум-класса» — это только 32 тысячи квадратных метров, что по словам экспертов, крохи от общероссийского «пирога» люксовых складов.

— Дефицит площадей для размещения товаров в Челябинской области наблюдается весьма серьезный, по моим оценкам, около 200 тысяч квадратных метров требуется открыть в ближайшее время, чтобы удовлетворить внутренний спрос региона, — говорит Антон Репин, директор департамента индустриальной и складской недвижимости, земли KnightFrank (г. Москва). — Понятно, что если говорить о строительстве новых помещений, то это априори должен быть только класс А, никак не ниже уровнем. Так как помещения этого вида использовать гораздо эффективнее и экономически выгоднее. Зачастую местные игроки не готовы работать над повышением качества складов из-за нежелания нести дополнительные затраты, в этом кроется большое заблуждение.

Если сравнивать арендные ставки, класс А резко выделяется по стоимости: размещение товара на месяц здесь обойдется не дешевле 400 рублей за один квадратный метр. Для сравнения — в помещениях ниже категорией придется заплатить 300 рублей за «квадрат», самое дешевое место — 200 рублей за «квадрат». С начала 2013 года в регионе произошел рост ставок аренды примерно на 10 процентов, при этом тенденция удорожания складских помещений является общероссийской.

Инвестиции в складчину

В настоящее время на Южном Урале реализуется сразу несколько крупных инвестпроектов в сфере логистики.

Так, в Увельском районе области строится ТЛК «Южноуральский», сдача первой очереди которого планируется в четвертом квартале 2014 года (это 90 тысяч кв. м помещений).

Накануне было заключено соглашение между региональным правительством, национальной компанией «Қазақстан темір жолы» и компанией «Лоджик Лэнд», выступающей в качестве инвестора проекта. В рамках соглашения Казахстанская железнодорожная компания окажет комплексную поддержку транспортно-логистическому проекту «Южноуральский» в части грузоперевозок из Китая в Россию. На начальном этапе казахская сторона поможет Южному Уралу организовать контейнерные шатл-перевозки и окажет поддержку в ускоренной терминальной обработке грузов.

В настоящее время все грузы из Китая в Челябинскую область доставляются либо морем (27 тысяч километров за 53 дня), либо по Транссибирской магистрали (12 тысяч километров за 36 дней). Транзитный путь через Казахстан сократит дистанцию и сроки до 3,1 тысячи километров за 10 дней. На первом этапе объем инвестиций составит около 120 миллионов евро. Завершить проект рассчитывают до 2019 года.

— Более того, уже на этой неделе Южный Урал посетит большая делегация из Китая, планируется подписание важных межправительственных соглашений, будут озвучены основные этапы проводимой работы по строительству ТЛК «Южноуральский», — сообщил Йенс Айххорст, директор по развитию на территории РФ проектной компании HPM log (Германия).

Но если ТЛК «Южноуральский» будет нацелен в основном на транзитные потоки, то сдача в первой половине 2014 года складов компании ООО «Логоцентр» позволит частично покрыть внутриобластные потребности. Новый ТЛК расположится недалеко от поселка Октябрьский Копейского городского округа. Планируется возвести 34 тысячи квадратных метров класса А (и это только первая очередь), работе уже дан старт.

Накануне губернатор области Михаил Юревич оценил темпы строительных работ. Напомним, в проект ТЛК «Южноуральский» инвестировали бизнесмены из Москвы и Санкт-Петербурга, общий объем привлеченных средств составил 1,7 миллиарда рублей. Основное отличие от существующих складов — полностью автоматизированная система обработки приходящих грузов.

— Такой объект очень необходим Челябинску, потому что основная масса складов построена в советские годы и не соответствует современным требованиям. Количество товаров, которые потребляют жители области, возросло кратно. Это можно судить по магазинам — сколько было раньше, сколько сейчас, — отметил Михаил Юревич. — Во всем мире строятся такие логистические комплексы, где автоматизированная система приема, выдачи и учета товара, очень высокая производительность труда. Они являются базовыми не только для крупных городов, но и для близлежащих территорий.

Логистический центр современного мегаполиса — это не только место, где хранятся грузы, при строительстве новых объектов акцент делается на комплексном подходе.

— В ТЛК с грузами производятся десятки операций — подбираются заказы, создаются наборы, делается стикировка, мелкая сборка, — рассказывает директор ООО «Логоцентр» Андрей Колесников. — Объект будет способен «переработать» за год миллион тонн продукции — это примерно 60 тысяч грузовых автомобилей. Кроме того, введение в эксплуатацию нового ТЛК позволит создать в регионе более 700 новых рабочих мест.

Леопарда — на хранение

Разнообразие складов на Южном Урале обывателя не только удивит, но и запутает: различают холодные и теплые склады, механизированные и автоматизированные, крытые и наоборот, рассчитанные на разное количество паллет, а также склады для хранения особых грузов.

Опытные логисты Челябинской области гарантируют сохранность любого вида товара — будь то щебень, металл, гранит либо апельсины, розы, шубы, а бывает и особый «усато-полосатый рейс» приходится размещать.

— Челябинский зоопарк у нас очень почетный клиент, кого мы только не размещали для растаможки у себя на складах — белочек, птичек, а однажды даже был настоящий леопард. Принимали из Канады породистых свиней, в общем не работа, а сплошное удовольствие, — улыбается Анатолий Михайленко, коммерческий директор ООО «Грузовой комплекс». — Если серьезно, то грузы бывают разные: работаем и по программам ПО «Маяк», и с крупными строительными компаниями региона, с фармацевтическим холдингом. Для удобства клиентов существует собственная экспедиторская служба.

Яркой тенденцией регионального рынка логистики 2013 года стало представительство интернет-магазинов в качестве крупных заказчиков услуг по размещению товаров. Если в прошлом году они арендовали обширные площади в Москве, то теперь осваивают небольшие складские помещения преимущественно в городах-миллионниках, что более экономически выгодно. Это еще раз доказывает правильность курса по уходу от централизации складских помещений (расположения вблизи столицы) и верную ставку на развитие региональных рынков логистики.

Складская недвижимость:
Регион Москва Екатеринбург Челябинск
Общий объем качественных 7441 605 107 (класс В) складских помещений (класс А и В), кв. м.
Ср. арендные ставки 135-140 105-115 60-99 (класс В) класса А и В($/кв. м./год)

Кто арендует склады в регионах РФ?
Розничная торговля — 39 процентов
дистрибьютор — 28 процентов
Производственная компания — 21 процент
Логистический оператор — 11 процентов
Другое — 21 процент

Источник: Южноуральская панорама