"Серые схемы" в российско-белорусских отношениях

Главная / Новости / "Серые схемы" в российско-белорусских отношениях

Фиктивный белорусский импорт лишил Россию $15 млрд

Впервые опубликованные ЦБ данные об объемах вывода средств из России через схемы фиктивного импорта из Белоруссии оказались хуже любых ожиданий. Только в 2012 году такие схемы обеспечили вывод $15 млрд — больше четверти чистого оттока капитала из страны. Борьба с ними, анонсированная на многих уровнях, пока реальных результатов не принесла. Руководство Таможенного союза, ЦБ, банкиры, Росфинмониторинг и правоохранительные органы списывают ответственность друг на друга. Между тем аналогичные схемы действуют и в отношении Казахстана, их масштабы ЦБ пока не раскрывает.

Официальную оценку объемов вывода капитала из России посредством фиктивного импорта товаров из Белоруссии ЦБ привел в опубликованном во вторник письме 104-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов". Только в 2012 году таким образом было выведено из России более $15 млрд — это более четверти совокупного чистого оттока капитала из страны. До сих пор масштаб проблемы, которая существует уже несколько лет, официально не раскрывался. Представители ЦБ лишь указывали, что так называемый "белорусский синдром" во многом заместил иные схемы, ставшие неудобными или невозможными в результате действий регуляторов. Причем цифра в $15 млрд не учитывает вывод капитала из России посредством аналогичных "казахстанских схем". В ЦБ их объем не раскрывают.

Суть схемы в том, что российские резиденты переводят средства по внешнеторговым контрактам, по которым "ввоз" товаров "осуществляется" из Белоруссии и Казахстана, а средства перечисляются на счета "продавцов" в иностранных банках за пределами этих стран. Проверить такие поставки на фиктивность мешает отсутствие таможенного контроля на границах России, Белоруссии и Казахстана. В рамках Таможенного союза (ТС) импорт в Россию оформляется не грузовыми таможенными декларациями (достоверность и подлинность которых можно проверить по базе ФТС), а товарно-транспортными накладными (ТТН), не предполагающими контроля таможни.

Собственно, само существование ТС и провоцирует появление всевозможных схем. Весной 2012 года таможенными службами союза обсуждалась проблема "теневых схем по уклонению от уплаты косвенных налогов". В качестве примера приводился случай отгрузки российским предпринимателем купленного в Казахстане товара напрямую с территории страны за границу ТС без обязательной уплаты НДС в бюджет РФ. При этом борьба с ними через ужесточение законодательства идет вразрез с задачами, ради которых этот союз создавался: упрощение торговли между странами-участницами.

Проблему признают и в руководстве ТС. "Благодаря режиму Таможенного союза наша взаимная торговля в 2011-2012 годах росла существенно быстрее внешней и мировой, но, разумеется, всегда есть участники рынка, которые хотели бы злоупотребить этим режимом",— говорит министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Поэтому, считает он, интеграционный проект требует от национальных контрольных служб "более тесного и продуктивного взаимодействия, чтобы минимизировать такие злоупотребления".

Попытки такого взаимодействия предпринимались — в частности, российским ЦБ и белорусским нацбанком. Они вели совместную работу над совершенствованием единой белорусской базы ТТН, по которой российским банкам предлагали проверять подлинность накладных. Впрочем, судя по тону письма ЦБ и содержащимся в нем новым рекомендациям российским банкам по борьбе с белорусскими схемами, заметного результата меры пока не принесли. Теперь банкам предлагается перейти на тотальное информирование Росфинмонторинга обо всех операциях по оплате российскими клиентами поставок товаров из Белоруссии в пользу контрагентов из других юрисдикций — вне зависимости от того, сомнительны эти операции или нет. Кроме того, им рекомендовано направлять в теруправления ЦБ всю имеющуюся информацию о клиентах, проводящих такие операции, их контрагентах, внешнеторговых контрактах и прочем.

Зачем регулятору эта непрофильная информация и как это поможет борьбе с отмыванием, в письме не поясняется. По сведениям "Ъ", на основе этих данных ЦБ рассчитывает составить собственное мнение об объеме у банка таких операций и его вовлеченности в них и реагировать на это ужесточением надзора в отношении конкретных игроков. "Получается, что банки нагружают дополнительной работой для усиления контроля за ними же",— рассуждает представитель службы внутреннего контроля банка из топ-100. Между тем, добавляет глава службы финансового мониторинга банка из топ-20, сведений из отчетности банков, которую получает ЦБ, при определенных усилиях хватило бы, чтобы вычленить "отмывочные" банки.

Такие попытки предпринимались, говорится в отчете Росфинмониторинга за 2012 год: "Совместно с Банком России проанализировано свыше 100 банков, из них по 73 материалы направлены в правоохранительные органы". Им должен быть адресован главный вопрос — о конечном результате той огромной работы, в которой ЦБ вынуждает участвовать банки, считают банкиры. Впрочем, в правоохранительных органах обвинения в бездействии отвергают. Сотрудники МВД занимаются этой проблемой, сообщил источник "Ъ" в МВД. "Мы тесно здесь взаимодействуем с Росфинмониторингом, последнее совместное совещание на эту тему прошло буквально на днях. По всем предоставленным нам фактам ведется работа, в том числе и с коллегами из Белоруссии,— пояснил он.— В частности, мы с их помощью уже установили, что белорусские фирмы к тем махинациям с выводом средств, о которых мы располагаем информацией, отношения не имеют,— их названия используются для прикрытия". О конечных результатах работы говорить пока рано, уточнил собеседник "Ъ", но по этому направлению она "однозначно ведется, и очень активно".

История вопроса

В феврале 2005 года Белоруссия была заподозрена в реэкспорте в Россию сахара из третьих стран под видом собственного. По двустороннему соглашению сахар, произведенный белорусами из собственной свеклы, не облагается импортной пошлиной. Российские производители утверждали, что Минск ввозит в страну больше, чем производит на собственных заводах. С 2006 года Минэкономразвития РФ ограничило ввоз белорусского сахара, переведя его на единственный таможенный пост с обязательной проверкой происхождения товара.

В марте 2007 года Минсельхоз РФ сообщил о "серьезных претензиях" к поставкам свинины из Белоруссии. По данным министерства, в 2006 году через территорию Белоруссии из Польши было реэкспортировано около 40 тыс. тонн мяса. Министр Алексей Гордеев пригрозил ограничениями на торговлю свининой, если Минск не примет меры по прекращению нелегальных поставок. В мае Минсельхоз сообщил, что правительство Белоруссии приняло меры по исключению недобросовестных операторов с рынка.

В феврале 2012 года "Союзмолоко" обратилось в Минсельхоз РФ с требованием остановить поставки сухого молока из Белоруссии. Как говорилось в их письме, заниженные белорусские цены свидетельствовали о поставках по "серым зачетным схемам". Конфликт был улажен, когда белорусская сторона согласилась скорректировать цены и объемы поставок.

В июне 2012 года вице-премьер Аркадий Дворкович поручил разобраться с резким ростом белорусского экспорта растворителей и разбавителей, полученных из поставляемой в республику российской нефти. Москва заподозрила, что Минск под видом не облагаемых пошлиной растворителей поставлял на Запад нефтепродукты. Потери российского бюджета от схемы оценивались в $1,5-2 млрд. Добиваясь прекращения нелегальной торговли, Москва снизила поставки нефти в страну в четвертом квартале 2012 года, а с января перешла на ежеквартальное согласование объема поставок вместо ежегодного.

Источник: Коммерсантъ