Сфера интересов – грузоперевозки

Главная / Новости / Сфера интересов – грузоперевозки

Генеральный директор управляющей компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим рассказал телеканалу РБК о ситуации на российском рынке грузоперевозок.

Свои вопросы о грузоперевозках в России задала ведущая программы «Сфера интересов» Мария Рудковская.

– На сегодняшний день в России около 60% всего объема грузоперевозок осуществляется автомобильным грузовым транспортом. Сколько приходится на остальные виды транспорта – железнодорожный, авиа и морской?

– География нашей страны определяет структуру грузоперевозок. Железная дорога у нас построена в горизонтальном направлении, реки у нас текут в меридианальном направлении. Автомобильный транспорт занимает ведущее место, потому что наиболее удобно доставлять грузы на небольшие расстояния именно автомобильным транспортом, на большие расстояния – это, конечно же, железная дорога, речной и морской флот. На авиа транспорт приходится меньше всего перевозок, но это самый дорогой и самый быстрый транспорт, – ответил эксперт и добавил, что такая ситуация характерна в основном для России.

– Итак, самая большая доля грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт. При этом доля автомобильных перевозок с годами растет или происходит какое-то замещение?

– Растет доля не автомобильных перевозок, а доля интермодальных перевозок. Это перевозка, когда груз перемещается несколькими видами транспорта, то есть это может быть река, железная дорога и доставка потребителю уже автомобильным транспортом.

– Именно такая система и будет развиваться дальше?

– Я думаю, да. Именно интермодальные перевозки будут расти, автомобильные не будут сильно развиваться, они зависят от наличия автодорог, которые кардинально не увеличатся в ближайшее время.

– Если говорить о рынке грузоперевозок в целом, то известно, что он существенно пострадал за время кризиса: грузооборот упал на 15-20% в 2009 году. А сейчас ситуация восстановилась? Восстановились ли докризисные показатели?

– По железной дороге показатели восстановились, вышли на докризисный уровень, даже если не превысили их. Более трагическая ситуация наблюдается сейчас на рынке морских перевозок и контейнеров.

– До кризиса важнейшей проблемой предоставления транспортных услуг участники часто называли конкуренцию с более мелкими перевозчиками, которые, откровенно говоря, демпинговали, то есть снижали тарифы, чтобы снизить уровень себестоимости и привлечь грузоотправителей. По оценкам экспертов до 30% мелких компаний не пережили кризис. Получается, что это как бы на руку грузоотправителям, потому что цены снизились. Как вы думаете, грузоотправитель выиграл в этой ситуации?

– Клиент, я думаю, не может выиграть, если, скажем так, вагон не едет. Кроме того, дешево – это не значит хорошо.

– Как обстоят дела с ответственностью перевозчика на автомобильном транспорте?

– Рынок автомобильных перевозок довольно сложный. В отличие от других видов грузоперевозок здесь есть свои нюансы. У компаний, владеющих траками, на них больше ответственности, потому что их легче найти, у них проще обратить взыскание на имущество или отсудить какие-то деньги, но им приходится конкурировать с частными перевозчиками, которые, конечно, такой степенью ответственности не могут обладать по определению.

Кроме того, свои вопросы Дмитрию Пуриму смогли задать и телезрители канала РБК.

– Есть экспертная оценка, что в развитых странах страхованием охвачено более 90% грузоперевозок, а в России только около 7% внутренних перевозок и эту оценку некоторые эксперты считают завышенной. Почему так происходит?

– Во-первых, ответственные перевозчики, такие как РЖД, по уставу обязаны страховать груз, то есть это заложено. Неответственные, например, те же частники считают каждую копейку. Если ты демпингуешь, то потратить лишние 200 долларов на страховку – нежелательные расходы. Иногда они берут на себя этот риск, ничем необеспеченный.

– В Европе есть такая ситуация, что без страховки вообще груз могут не принять к грузоперевозке. Может быть, нужно такое ввести у нас?

– Я думаю, что нужно ужесточить этот процесс. При чем отдать это на откуп не чиновникам, а именно страховым компаниям. То есть, условно говоря, если ты берешь трак в лизинг, то ты не имеешь права просто везти. Здесь также как и с ОСАГО, без страховки ты не можешь просто сесть и поехать.

– На каких видах транспорта больше всего потерь грузов?

– Я думаю, что на первом месте все-таки из-за массовости автомобильный транспорт, из-за объемов перевозок. На морском транспорте их меньше всего, потому как морское право наиболее жесткое. Иногда случаются потери вследствие обычного воровства.

– Когда Минтранс обяжет всех участников рынка грузоперевозок предоставлять одинаковые условия для клиентов с идентичным грузом и маршрутом?

– Я думаю, что никогда. Потому что, во-первых, это не функция Минтранса, ведь все-таки грузоотправитель вправе выбирать с кем он поедет, при этом цена не всегда определяет качество.

– Какие способы обеспечения сохранности и безопасности грузов вы считаете самыми эффективными?

– Главный способ – ответственный подход к тому, что ты делаешь. Например, если взять «Совфрахт», то мы считаем, что самое главное – это репутация и за нее мы готовы отдать все.

– Вы прекрасно знаете, что крупный грузоперевозчик часто отказывается заключать договор со средними и мелкими грузоотправителями. Значит надо поддерживать мелких грузоперевозчиков, которые могут предоставлять такие услуги, сейчас их просто выдавливают с рынка?

– В таком случае грузоотправителям надо работать с экспедиторами, которые могут консолидировать груз и работать с крупными перевозчиками.

Источник: cargofon.ru