Система весового контроля раскритикована

Главная / Новости / Система весового контроля раскритикована

Минэкономразвития РФ рассмотрело проект приказа Минтранса РФ о порядке проведения весового контроля грузового автотранспорта и осталось недовольно работой весовых пунктов контроля.По мнению ведомства, затраты бюджета и бизнеса на проведение данного контроля слишком велики и совсем себя не окупают.

Минтранс уверен, что главная причина износа дорог – это тяжелые грузовики. По подсчетам ведомства, 56% ущерба приходится на грузовики массой свыше 12 т. Для перевозки грузов тяжелее разрешенной массы (40 т для автопоезда с пятью осями) необходимо получить специальное разрешение, заплатив компенсацию за повреждение дорожного полотна. За соблюдением весовых ограничений на трассах следят пункты весового контроля, которыми управляют сотрудники ФТС (на границе), Ространснадзора и ГИБДД, при этом в эффективности контроля и поступлении штрафов заинтересован Росавтодор. Однако координация между ведомствами налажена плохо и, как отмечают чиновники, нередко они работают, «как лебедь, рак и щука».

В Минэкономразвития считают, что все 150 пунктов весового контроля (94 из них – передвижные), которые используются на 50 тысячах километров федеральных дорог, работают неэффективно. При этом в ведомстве посчитали, что на содержание этих пунктов Минтранс тратит около 450 млн рублей в год, правда, сам Минтранс реальные цифры умалчивает.

Согласно расчетам Минэкономразвития (на основе статистики МВД), в 2011 году с перевозчиков было собрано около 1 млрд рублей компенсаций и штрафов (данные Минтранса и расчеты Минэкономразвития на основе статистики МВД). По оценкам Минтранса, за счет этих средств можно компенсировать нанесенный дорогам ущерб только лишь на 20%.

Однако, по мнению Минэкономразвития, в этой ситуации страдают не только дороги, но и перевозчики, которые из-за потери времени и «избирательного правоприменения» ежегодно теряют до 2,2 млрд рублей. Таким образом, по оценке ведомства, общие расходы бюджета и перевозчиков из-за системы весового контроля составляют около 2,7 млрд рублей и не позволяют возместить вред от превышения нагрузки. При этом в ведомстве отмечают, что ослабление контроля тоже недопустимо, так как ущерб дорогам будет еще более существенным.

Минэкономразвития предлагает реорганизовать систему следующим образом:

  • функции контроля необходимо передать единому органу, при этом ГИБДД нужно исключить из данного процесса;
  • передвижные пункты должны быть расположены в таких местах, где их трудно объехать. В частности, сами перевозчики во время консультаций с Минэкономразвития предложили устанавливать пункты контроля вблизи крупных предприятий и транспортных узлов, чтобы сразу можно было получить сертификат взвешивания;
  • в целях предотвращения двойного взвешивания предлагается ввести добровольное пломбирование;
  • измерительное оборудование необходимо постоянно контролировать, при этом погрешность не должна превышать 2%. К тому же необходимо наличие дополнительного комплекта для возможности контрольного взвешивания.

Также отметим, что сами перевозчики нередко жалуются на неточности в работе весового оборудования. Так по словам представителя АСМАП Константина Шаршакова, расхождения могут доходить до 1,5 т, поэтому он считает, что необходимо устанавливать оборудование, которое позволяет исключить человеческий фактор.

«Регулирование автотранспортных перевозок чрезмерно усложнено, а иногда и просто непредсказуемо», — пожаловался премьеру Дмитрию Медведеву главный управляющий Procter & Gamble Роберт Макдональд. При этом он пояснил, что стоимость перевозок в пересчете на 1 км в России ниже, чем в Европе. Однако если вычесть зарплату водителей, то расходы соизмеримы, так как российским перевозчикам приходится платить в 1,5 раза больше налогов и сборов по сравнению с Европой, а кроме того показатели физического износа в России в 3 раза выше.
Источник: cargofon