Совместными усилиями

Главная / Новости / Совместными усилиями

За­вер­ши­лась зи­ма – са­мое вре­мя под­вести ито­ги то­го, как осу­щест­вля­ет­ся вза­имо­дей­ствие же­лез­но­дорож­ных ком­па­ний с морс­ки­ми пор­та­ми в су­ровых ус­ло­ви­ях. В це­лом ОАО «РЖД» прак­ти­чес­ки пол­ностью вы­пол­ня­ло свои обя­затель­ства. А вот пор­то­вики не всег­да бы­ли го­товы опе­ратив­но ре­аги­ровать на скла­дыва­ющуюся си­ту­ацию, что в це­лом ос­лож­ни­ло пе­ре­воз­ки гру­зов по же­лез­но­до­рож­ной се­ти.

На сты­ках меж­ду же­лез­ны­ми до­рога­ми и пор­та­ми в ны­неш­ний хо­лод­ный се­зон то и де­ло про­ис­хо­дили ка­кие-то не­уря­дицы, ко­торые ме­шали на­ладить эф­фектив­ную ра­боту транс­пор­тно­го кон­вей­ера. Нап­ри­мер, в де­каб­ре сло­жилась неп­ростая си­ту­ация с гру­зовой ба­зой: гру­зо­отп­ра­вите­ли в сред­нем на 420 тыс. т в сут­ки не подт­вер­жда­ли за­яв­ки. Ми­нималь­ное их ко­личест­во при­нима­лось на лес, стро­итель­ные гру­зы и сырье для про­мыш­леннос­ти. Од­на­ко по­том гру­зо­по­то­ки все-та­ки дви­ну­лись в путь. И кар­ти­на ста­ла ме­нять­ся.

Как от­ме­тил на­чаль­ник Цент­раль­ной ди­рек­ции уп­равле­ния дви­жени­ем Па­вел Ива­нов, сеть при­нима­ла все боль­ше, но часть за­явок она уже не мог­ла удов­летво­рить. И сно­ва по­яви­лись бро­шен­ные по­ез­да.

Ра­бота не­дав­но соз­данных ко­ор­ди­наци­он­ных со­ветов по­мог­ла улуч­шить вза­имо­дей­ствие РЖД, гру­зов­ла­дель­цев и сти­видо­ров. И прос­та­ивающих по­ез­дов бы­ло мень­ше, чем прош­ло­год­ней зи­мой. Ре­зуль­тат мог быть еще луч­ше, но тут под­ка­чала по­года. Сна­чала на­лете­ли цик­ло­ны, а вслед за ни­ми уда­ри­ли хо­ло­да.

Пер­вы­ми от не­пого­ды пост­ра­дали на Даль­нем Вос­то­ке, где по­рывы вет­ра не поз­во­лили фло­ту по­дой­ти к при­чалам. Ког­да же он, на­конец, ош­варто­вал­ся под пог­рузку, сти­видо­ры столк­ну­лись с дру­гой проб­ле­мой: рез­кий пе­репад тем­пе­ратур при­вел к смер­за­нию уг­ля в по­лува­гонах и за­гус­те­нию неф­ти в же­лез­но­до­рож­ных цис­тер­нах.

Все это сни­зило про­пуск­ную спо­соб­ность морс­ких пор­тов. Нап­ри­мер, был пе­ри­од, ког­да Ва­нинс­кий порт мог выг­ру­жать лишь по­лови­ну от ус­та­нов­ленной нор­мы ва­гонов. По той же при­чине при­тор­мо­зили и в дру­гих пор­тах При­морья. Вот и по­лучи­лось так, что сеть гру­зила боль­ше, чем мог­ли пе­рера­бо­тать сти­ви­дор­ные ком­па­нии.

За­тем слож­ные по­год­ные ус­ло­вия воз­никли на Юге. И стол­потво­рение под­вижно­го сос­та­ва зас­та­вило при­нимать экс­трен­ные ме­ры: под пред­се­датель­ством пер­во­го ви­це-пре­зиден­та ОАО «РЖД» Ва­дима Мо­розо­ва бы­ло про­веде­но за­седа­ние Се­веро-Кав­казс­ко­го меж­ре­ги­ональ­но­го ко­ор­ди­наци­он­но­го со­вета. На нем бы­ло ре­шено ор­га­низо­вать на Се­веро-Кав­казс­кой же­лез­ной до­роге опе­ратив­ный штаб по ре­гули­рова­нию дви­жения гру­зо­вых по­ез­дов к пор­там Кав­каз, Тем­рюк, Ту­ап­се и Но­во­рос­сий­ск.

Его ра­бота, как за­метил пер­вый за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка СКЖД Ва­лерий Юсу­пов, по­мог­ла дос­тичь ре­кор­дов по выг­рузке. В част­нос­ти, в Но­ворос­сий­ске пе­рера­баты­вали до 1720 ва­го­нов в сут­ки.

Од­на­ко штор­мо­вой ве­тер со сне­гом с 25 ян­ва­ря те­куще­го го­да прак­ти­чес­ки пол­ностью ос­та­новил все тер­ми­налы. В фев­ра­ле уда­лось на­ладить ра­боту. На­чалась ин­тенсив­ная пог­рузка су­дов. Тем не ме­нее по мак­си­муму пор­то­вики смог­ли ра­ботать не­дол­го: пе­рег­ру­зоч­ная тех­ни­ка не вы­дер­жи­вала неп­ри­выч­ных хо­ло­дов. Зна­чи­тель­ная ее часть выш­ла из строя.

Впер­вые за пос­ледние 30 лет то­росы на Юге дос­ти­гали 1,5 м. Во ль­дах, по дан­ным Азовс­ко­го фи­ли­ала ФГУП «Рос­морпорт», в на­чале фев­ра­ля заст­ря­ло око­ло 40 су­дов, что еще боль­ше ос­лож­ни­ло си­ту­ацию.

В ито­ге РЖД бы­ли вы­нуж­де­ны объ­явить 25 зап­ре­титель­ных кон­венций в ад­рес юж­ных пор­тов. Боль­ше все­го от это­го пост­ра­дали экс­пор­те­ры чер­ных ме­тал­лов. Воз­никли пе­ребои и с пос­тав­ка­ми ма­зу­та.

На­илуч­шую под­го­тов­ку к зим­ним ус­ло­ви­ям про­демонс­три­рова­ли на Се­веро-За­паде. Как расс­ка­зал ди­рек­тор Се­веро-За­пад­но­го бас­сей­но­вого фи­ли­ала «Рос­морпор­та» Сер­гей Пы­лин, опа­са­ясь пов­то­рения си­ту­ации прош­ло­го го­да, ве­домс­тво сов­мест­но с Минт­ран­сом подс­тра­хова­лось, сос­ре­дото­чив в Финс­ком за­ливе дос­та­точ­но серь­ез­ную ле­доколь­ную груп­пи­ров­ку из 13 ле­доко­лов. В слу­чае не­об­хо­димос­ти к ним на по­мощь мог­ли под­тя­нуть и ле­докол «Ка­пи­тан Дра­ни­цын», ко­то­рый зас­ту­пил на де­журс­тво в рай­оне Мур­манс­ка.

В Финс­ком за­ливе ле­доко­лы прис­ту­пили к ра­боте поз­же, чем обыч­но: серь­ез­ные мо­розы на­чались не сра­зу. Од­на­ко в фев­ра­ле вы­яс­ни­лось, что та­кая стра­тегия ока­залась вер­ной: в даль­ней­шем лед на­чал быст­ро спе­кать­ся. И ле­доко­лы ра­бо­та­ли в пол­ную си­лу.

Сти­видо­ры так­же изв­лек­ли уро­ки из прош­ло­го го­да. По­это­му прос­тои по­ез­дов на Ок­тябрь­ской до­роге уда­лось свес­ти к ми­ниму­му. Как от­ме­тил ге­нераль­ный ди­рек­тор ЗАО «Ин­телрей­лтранс» Сер­гей Ни­кифо­рен­ко, здесь наш­ли эф­фектив­ные фор­мы вза­имо­дей­ствия с дру­гими участ­ни­ками рын­ка. Их на­до те­перь со­вер­шенс­тво­вать, что­бы до­бить­ся на­илуч­ших ре­зуль­та­тов.

К рис­кам, свя­зан­ным с не­пого­дой, по­хоже, же­лез­но­дорож­ни­кам при­дет­ся те­перь при­выкать. Од­на­ко, как по­казы­ва­ет прак­ти­ка, ими мож­но уп­равлять, за­годя раз­ра­баты­вая раз­личные сце­нарии и опе­ратив­но при­нимая пла­ны кор­рек­ти­ру­ющих дей­ствий.

«Коренным образом решить проблему простоев вагонов ОАО «РЖД» может решить только совместными усилиями с другими участниками рынка. Можно перейти, например, на единую систему планирования работы железной дороги и морского транспорта и объединить грузовладельцев, железнодорожников и портовиков в единую информационно-логистическую систему с функцией контроля перевозочного процесса», – прокомментировал ситуацию В. Юсупов.

Источник: Информационный портал РЖД-партнер