Создание Объединённой транспортно-логистической компании принесёт выгоду России, Белоруссии и Казахстану.

Главная / Новости / Создание Объединённой транспортно-логистической компании принесёт выгоду России, Белоруссии и Казахстану.

На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в присутствии глав государств национальные железнодорожные компании России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании Объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией.

Этот бизнес-проект является одним из немногих реальных в рамках интеграционных процессов ЕЭП и пока единственным, который консолидирует инфраструктурные отрасли трёх государств. Создание новой компании сформирует инфраструктурную платформу для реализации других масштабных строек, а инвестиции позволят обслуживать транспортные потребности экономик стран Таможенного союза и других государств на современном уровне.

Как отмечается в соглашении, ОТЛК создаётся в форме акционерного общества. После получения согласия государственных органов в уставный капитал будут внесены акции или доли участия в компаниях-операторах подвижного состава и терминалов (ОАО «ТрансКонтейнер», АО «Кедентранссервис», АО «Казтранссервис» и ряда других), транспортно-логистических компаниях (ОАО «РЖД Логистика»), а также вагоны для перевозки контейнеров, контейнеры и необходимое для деятельности имущество железнодорожных грузовых терминалов на станциях Забайкальск (Россия), Достык (Казахстан), Алтынколь (Казахстан), Брест-Северный (Белоруссия).

Передаваемое в оплату акций ОТЛК имущество будет вноситься по рыночной оценке, определённой независимым оценщиком из числа ведущих международных компаний.

«Это рамочное соглашение, фиксирующее согласие сторон на создание такой компании, которая будет работать на принципах, заложенных в устав Единого экономического пространства, – рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Мы совместно будем работать с китайцами. Потому что все хотят получить их грузы. Поэтому, чтобы не конфликтовать, нужно договариваться совместно». РЖД предложили, чтобы юрисдикция была российской. Но принимать окончательное решение будут правительства трёх государств.

Как пояснил Владимир Якунин, формирование уставного капитала ОТЛК будет проходить в несколько операций, потому что стоимость 51% российского пакета это довольно большие деньги – $950–980 млн. «Поэтому мы договорились о том, что и казахстанская, и белорусская стороны готовы доносить средства в несколько операций в определённый период, который сейчас обсуждается, – говорит Владимир Якунин. – Этот срок может быть до 7 лет. Причём часть вносится материальными активами. Скажем, терминалы на границе – это больше для Казахстана характерно. У белорусской стороны меньше собственности. Именно поэтому мы делаем такую растяжку по времени».

Но в этом нет благотворительности ни с чьей стороны. Это просто расчёт на формирование нового транспортного коридора, который позволит привлечь колоссальный объём грузов. И на этом смогут заработать все три стороны. Кроме того, это позволит загрузить железнодорожную инфраструктуру государств ЕЭП, ведь инфраструктура будет получать свой тариф в любом случае.

Паритет был предложен потому, что иначе едва ли можно было рассчитывать на позитивный отклик. Ведь и у Казахстана, и у Белоруссии есть свои транспортные политики, которые могут не совпадать с российской. «И, чтобы не было никаких сомнений в том, что мы предлагаем честную и интересную игру, пусть у всех будут равные доли – по 33,3%, – пояснил Владимир Якунин. – Когда мы говорим о 51%, то это наш актив, который мы вносим в уставный капитал ОТЛК. А доли будут у всех одинаковые».

Казахстан сможет внести примерно до четверти своей части основного капитала, а дальше будут добавлять средства в течение того периода, который будет согласован. Белоруссия сейчас решает, что они будут вносить в уставный капитал, – деньги или имущество. Для этой страны ситуация осложняется тем, что нет законодательной базы для приватизации активов. Поэтому им необходимо принять отдельный законодательный акт (это может быть указ президента), который позволит это сделать.

Проект принесёт существенные финансовые выгоды как для акционеров, так и для государств ЕЭП. Согласно бизнес-плану общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн ДФЭ. Дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около $ 1,6 млрд. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020 году, согласно расчётам, составит $11,3 млрд, в том числе для России – почти $5 млрд, для Казахстана – $5,3 млрд, для Белоруссии – около миллиарда.

Источник: Гудок