Страхование ответственности перевозчика ... страхование грузов - и/или?

Главная / Новости / Страхование ответственности перевозчика ... страхование грузов - и/или?

В прак­ти­ке стра­хова­ния рис­ков на рын­ке ло­гис­ти­чес­ких ус­луг есть раз­ные ви­ды стра­хова­ния – стра­хова­ние от­ветс­твен­ности экс­пе­дито­ра/пе­ревоз­чи­ка, стра­хова­ние гру­за… Не­ред­ко у гру­зов­ла­дель­цев воз­ни­ка­ет воп­рос: за­чем экс­пе­дици­он­ная ком­па­ния, ко­торая заст­ра­хова­ла свою от­ветс­твен­ность пе­ред кли­ен­та­ми в со­лид­ной стра­ховой ком­па­нии на сум­му, ска­жем, 750 тыс. ев­ро, пред­ла­га­ет за­каз­чи­ку еще пот­ра­тить­ся на стра­хова­ние гру­за? В чем смысл и це­лесо­об­разность та­кой ак­ции? На воп­ро­сы от­ве­ча­ет ру­ко­во­ди­тель Юри­ди­чес­ко­го де­пар­та­мен­та ГК TELS На­талья Кры­ло­вич.

На­талья, разъ­яс­ни­те раз­ни­цу меж­ду стра­хова­ни­ем от­ветс­твен­ности пе­ревоз­чи­ка и стра­хова­ни­ем гру­за. Это вза­имо­заме­ня­емые стра­хов­ки или все же раз­ные ви­ды стра­хо­ва­ния?

Бе­зус­ловно, это раз­ные ви­ды стра­хова­ния, ко­торые нель­зя счи­тать "вза­имо­заме­ня­емы­ми". Стра­хова­ние граж­данс­кой от­ветс­твен­ности пе­ревоз­чи­ка (CMR-стра­хова­ние) под­ра­зуме­ва­ет, что в си­ту­ации по­тери или пор­чи гру­за стра­ховая ком­пенса­ция вып­ла­чива­ет­ся кли­ен­ту толь­ко в слу­чае, ес­ли дан­ный ин­ци­дент про­изо­шел по ви­не пе­ревоз­чи­ка. Ес­ли же дей­ствия пе­ревоз­чи­ка не яв­ля­лись пря­мой при­чиной по­тери или пор­чи гру­за, стра­ховая ком­па­ния, в ко­торой заст­ра­хова­на от­ветс­твен­ность пе­ре­воз­чи­ка, впра­ве от­ка­зать в вып­ла­те стра­хо­во­го воз­ме­ще­ния.

Нап­ри­мер, ес­ли гру­зов­ла­делец не обес­пе­чил со­от­ветс­тву­ющую упа­ков­ку гру­за, выб­рал для пе­ревоз­ки не­со­от­ветс­тву­ющий вид транс­пор­та (ска­жем, выб­рал тент, ког­да ну­жен был реф­ри­жера­тор), ука­зал не­вер­ные дан­ные о гру­зе, из-за че­го про­изош­ла за­держ­ка гру­за на пог­ранпе­рехо­де и его пор­ча, в этом слу­чае вся от­ветс­твен­ность ло­жит­ся на гру­зов­ла­дель­ца. Слу­чаи форс-ма­жора, кри­миналь­ные ин­ци­ден­ты (кра­жи, раз­бой­но­го на­паде­ния) и т.п., ког­да пе­ревоз­чик не мог пре­дотв­ра­тить по­терю гру­за, так­же обыч­но не под­па­да­ют под стра­ховой слу­чай, по ко­торо­му вып­ла­чива­ет­ся ком­пен­са­ция по по­ли­су стра­хо­ва­ния от­ветс­твен­нос­ти пе­ре­воз­чи­ка пе­ред кли­ен­та­ми.

Ес­ли же был заст­ра­хован сам груз (заст­ра­хован "от всех рис­ков"), то в си­ту­ации по­тери или пор­чи гру­за кли­ент по­луча­ет от стра­ховой ком­па­нии ком­пенса­цию в лю­бом слу­чае.

Стра­хова­ние от­ветс­твен­ности экс­пе­дито­ра, ко­торый яв­ля­ет­ся, по су­ти, пос­редни­ком в ор­га­низа­ции гру­зопе­ревоз­ки, и стра­хова­ние от­ветс­твен­ности не­пос­редс­твен­но пе­ревоз­чи­ка – кто здесь бо­лее от­ветс­тве­нен пе­ред гру­зов­ла­дель­цем, с чь­ей стра­ховой ком­па­ни­ей то­му при­дет­ся иметь де­ло?

Каж­дый не­сет свою от­ветс­твен­ность пе­ред сво­им кли­ен­том. Для на­ших кли­ен­тов юри­дичес­ки пе­ревоз­чи­ком яв­ля­ем­ся мы, и стра­ховую ком­пенса­цию он по­лучит от на­шей стра­ховой ком­па­нии. Для прив­ле­чен­но­го к транс­пор­ти­ров­ке гру­за пе­ревоз­чи­ка кли­ен­том яв­ля­ем­ся мы, и мы мо­жем по­лучить стра­ховую ком­пенса­цию от стра­ховой ком­па­нии пе­ревоз­чи­ка. Наш кли­ент – кли­ент экс­пе­дици­он­ной ком­па­нии – "уре­гули­ру­ет стра­ховой слу­чай" толь­ко с на­ми, а мы, в свою оче­редь, "уре­гу­ли­ру­ем стра­хо­вой слу­чай" со сво­им под­ряд­чи­ком.

Но что по­луча­ет­ся: кли­ент для уве­рен­ности в сох­раннос­ти сво­его гру­за выб­рал на­деж­ную экс­пе­диторс­кую ком­па­нию с боль­шим стра­ховым ли­митом по по­лису стра­хова­ния от­ветс­твен­ности пе­ред кли­ен­та­ми, экс­пе­дитор в свою оче­редь выб­рал на­деж­но­го пе­ревоз­чи­ка, ко­торый так­же име­ет хо­роший стра­ховой по­лис от­ветс­твен­ности, а в ито­ге кли­ент все рав­но мо­жет ос­тать­ся без гру­за и ком­пен­са­ции за не­го.

Мо­жет, и это об­ще­миро­вая прак­ти­ка. По­это­му мы очень ак­тивно ста­ра­ем­ся разъ­яс­нять на­шим кли­ен­там, что стра­хова­ние гру­за – это очень важ­ный воп­рос, ко­торый нель­зя иг­но­риро­вать. Осо­бен­но но­вым кли­ен­там, ко­торые еще не очень вла­де­ют ню­ан­са­ми в стра­хова­нии, - у них иног­да скла­дыва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что, ес­ли ком­па­ния заст­ра­хова­ла свою от­ветс­твен­ность пе­ред кли­ен­та­ми, это ав­то­мати­чес­ки ре­ша­ет все проб­ле­мы с вып­ла­той ком­пен­са­ции при по­те­ре или ут­ра­те гру­за.

И нет "в при­роде" та­кого по­лиса, ко­торый бы обес­пе­чивал ав­то­мати­чес­кую стра­хов­ку гру­за при раз­ме­щении за­каза у пе­ре­воз­чи­ка?

Та­кое не прак­ти­ку­ет­ся. Да­же ес­ли предс­та­вить те­оре­тичес­ки, что та­кое стра­хова­ние про­изош­ло, это ав­то­мати­чес­ки уве­личит сто­имость ус­луг по гру­зопе­ревоз­кам, при­чем для всех кли­ен­тов вне за­виси­мос­ти от сто­имос­ти их гру­за. Для тех кли­ен­тов, кто ве­зет до­рогос­то­ящие вы­соко­лик­видные гру­зы, та­кая си­ту­ация бу­дет, ко­неч­но, бо­лее вы­год­на, но для ос­таль­ных кли­ен­тов это бу­дут не­оп­равдан­ные зат­ра­ты. По­это­му стра­хова­ние гру­за – это от­дель­ный воп­рос, окон­ча­тель­ное ре­ше­ние по ко­то­ро­му при­ни­ма­ет сам кли­ент в каж­дом конк­рет­ном слу­чае.

А ес­ли в про­цес­се пе­ревоз­ки груз был не толь­ко ис­порчен или по­терян, но и на­нес ущерб ок­ру­жа­ющей сре­де, - кто в та­ком слу­чае не­сет от­ветс­твен­ность и под ка­кой вид стра­хова­ния по­пада­ют та­кие слу­чаи?

Обычно грузовладельцы, которые перемещают такие грузы (например, нефтепродукты), имеют свои полисы страхования в случаях возникновении ущерба окружающей среде от их продуктов. Для западных компаний – это без вариантов, у них "с этим строго". Да и в нашем регионе это уже стало нормой. Компенсацию в таком случае выплачивает страховая компания клиента. Эта страховая компания может взыскать затраты по выплате компенсации за ущерб окружающей среды с перевозчика, если будет доказано, что инцидент произошел по его вине. Но клиент к этим разбирательствам отношения уже не имеет.

Источник: trans-port