Страсти по тахографам затихают, но перевозчиков ждет новый удар

Главная / Новости / Страсти по тахографам затихают, но перевозчиков ждет новый удар

На российском рынке грузоперевозок еще не затихли страсти по тахографам, а перевозчикам уже готовят новый удар. Две недели назад Госдума приняла в первом чтении законопроект, приостанавливающий на год штрафы за отсутствие тахографов. Минтранс под натиском Федеральной антимонопольной службы также был вынужден поддержать этот документ. Однако законопроект должен пройти еще два чтения, пока же перевозчикам приходится платить штрафы. Тем временем страховщики вынашивают свои планы, чтобы получить свой лакомый кусочек пирога. Естественно, оплачивать все эти аппетиты придется обычным гражданам через рост цен в магазинах и на транспорте, в том числе общественном.

В целом идея внедрения тахографов является здравой. Умный прибор позволяет следить, сколько времени грузовик провел в пути. С помощью этих приборов власти планируют решить острую проблему переработки среди водителей грузового и пассажирского транспорта, тем самым повысить безопасность дорожного движения и снизить аварийность. По данным тахографа сотрудники ГИБДД узнают сколько километров намотал за сутки грузовик или автобус. Водителям, превысившим нормы (2 тыс. км для одного водителя и 3,5 тыс. км для экипажа двух сменщиков), придется заплатить штраф и отправиться спать на 8 часов. Некоторые модели тахографов (так называемые такс-шайбы) действуют еще радикальнее. По достижении нормы километража двигатель делает три 15-минутных предупреждения, после чего отключается на 8 часов.

Тахографы бывают аналоговые и цифровые. Последние посредством спутниковой системы ГЛОНАСС (или ей подобной) позволяют всегда знать, где находится транспортное средство. Это снижает риск криминала, так как автомобили, оборудованные цифровыми тахографами, угнать или ограбить на порядок сложнее – любое изменение маршрута, незапланированная остановка сразу фиксируются и направляются владельцу грузовика (автобуса) и в полицию. Кроме того, информация о местонахождении транспортного средства будет полезна его владельцу для выявления недобросовестных водителей, которые работают по принципу «себе в карман, хозяину в ущерб».

Свою заинтересованность в скорейшем внедрении тахографов начали проявлять и страховщики. Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен дополнить договора ОСАГО и КАСКО новым пунктом, предусматривающим обязательное наличие тахографа на транспортном средстве.

«Требование встретило ожесточенное сопротивление транспортников. Что неудивительно, ведь в погоне за прибылью предприниматели зачастую пренебрегают вопросами безопасности. Они требуют доставки груза в совершенно нереальные сроки. Водитель вынужден практически не спать в течение 2—3 суток. Потом в новостях видим: «В Пензенской области 14 мая микроавтобус столкнулся с фурой; 11 погибших». Водители, режим работы которых контролируется электронным прибором, перестают нарушать нормы труда и отдыха и скоростной режим. Это снижает аварийность в среднем на 30%. Тахографы применяются везде; в Европе штрафы за нарушения достигают €6 тыс. К сожалению, пока нельзя прописывать обязательное наличие тахографа в договорах ОСАГО и КАСКО. Но, как только закон позволит это, мы обязательно рекомендуем страховым компаниям внести в договора такой пункт», – заявили в РСА.

Казалось бы такой полезный прибор, но почему же его внедрение вызвало на российском рынке автомобильных грузоперевозок скандал? Да потому что внедрять начали чисто по-российски, по принципу «все и сразу». Да, в Европе эти приборы обязательны, но ведь процесс их внедрения не был таким скорым – он начался в 2000-м году и растянулся на 6 лет, причем дважды переносился. Аналоговые тахографы до сих пор разрешено использовать на старой технике (вплоть до ее списания). Дорогостоящие электронные приборы с привязкой к спутнику устанавливаются лишь на новые автомобили. В соответствии с требованиями Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств на международных автомобильных перевозках (ЕСТР), участником которого является и Россия, электронные тахографы в Евросоюзе будут окончательно введены и станут обязательными лишь к 2018 году.

Российские власти решили максимально ускорить данный процесс. Во-первых, обязательными стали сразу электронные тахографы. При этом стоит отметить, что аналоговый прибор стоит в разы дешевле электронного: первый можно приобрести за 9-23 тыс. руб., второй – за 45-50 тыс. руб. Разница очень даже существенна.

Во-вторых, на внедрение новых приборов был отведен только 1 год. Соответствующий закон и поправки в КоАП вступили в силу с 1 апреля 2013 года. ГИБДД начала штрафовать водителей за отсутствие тахографов либо за их устаревшие модели. На тот момент многие водители уже обзавелись аналоговыми приборами (электронных тогда еще не было) в добровольном порядке, но с вступлением в силу нового закона они оказались в проигрыше. Все это вызвало массу возмущения: доходило даже до драк с применением монтировок (дальнобойщики — народ горячий).

Власть отреагировала в мае: Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против Минтранса.

«Утвержденные Минтрансом требования к тахографам могут ограничить круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 года, вне зависимости от их функциональных характеристик. Более того, возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия доступа к СКЗИ (электронный блок), которые на сегодняшний день имеет возможность производить только одна компания-монополист», — говорилось в сообщении ФАС.

В ответ на это Минтранс попросил МВД не штрафовать водителей. А 22 мая Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект, откладывающий введение штрафов на год. Минтранс поддержал документ и даже поблагодарил депутатов за оперативность. Скорее всего, документ будет принят и вступит в силу в ближайшее время. Правда, в нем указано, что мораторий на штрафы будет действовать в течение года: до 1 апреля 2014-го. Однако пока закон примут, «год» станет короче месяца на три. Поэтому, не исключено, что поправки во втором чтении перенесут введение штрафов с 1 апреля на 1 июля 2014-го.

Между тем сами водители предрекают подорожание транспортных услуг, которое отразится на ценниках в магазинах.

«Тахографы — удар, прежде всего, по малому бизнесу в сфере грузоперевозок. Для крупных предприятий сумма в 50 тыс. руб. за машину несущественна, но многие ИП и ООО всего с несколькими единицами техники это поставит на грань разорения. Кроме того, в России отсутствует инфраструктура стоянок: где отдыхать водителям? В любом случае введение тахографов вызовет подорожание транспортных услуг. Не удивляйтесь потом росту цен не только на пассажирском транспорте, в том числе общественном, но и в магазинах. Любой товар имеет транспортную составляющую; в России она достигает 30% конечной цены. Причем «последняя миля» развозится как раз мелкими транспортными предприятиями. Прогнозирую скачок потребительских цен на 5—7%», – заявил руководитель Межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

Проблему отсутствия стоянок официально признал и Минтранс.

«Минтранс готовит план мероприятий, направленных на создание достаточной инфраструктуры стоянок», — сообщили в ведомстве.

Но от тахографов все равно никуда не деться. По данным Росавтотранса, приборами нужно оснастить до 4,7 млн единиц транспортных средств (2,8 млн грузовиков, 900 тыс. автобусов и 1 млн маршруток). Объем рынка оценивается в 230—240 млрд руб. «Пирог» получается довольно большой, да к тому же краткосрочный (сначала год, теперь два). Поэтому многие участники рынка, такие как монополисты-производители и страховщики, торопятся урвать от него кусочек.

Новшество поддерживают и сами водители, несмотря на волну протеста и драки. Без тахографов российские перевозчики дискриминированы по сравнению с европейскими. К примеру, серб или поляк может привезти груз в Россию, загрузиться и уехать обратно в Европу. А вот водитель из России не может привезти груз в Италию, загрузиться и вернуться обратно. Одна из причин – это тахографы, поскольку без них грузовикам в Европе нельзя ездить даже пустыми. Именно поэтому водители, работающие на международных рейсах, уже давно оснастили свои машины аналоговыми тахографами в добровольном порядке.

Другая причина закрытия европейского рынка грузоперевозок – профсоюзы дальнобойщиков, которые препятствуют появлению на нем водителей из стран, не входящих в ЕС. Таким образом, тахографы – это проблема техническая, и она скоро будет решена. А вот профсоюзы – проблема политическая. В этом случае российским властям стоило бы обсудить в рамках ВТО вопрос о взаимной открытости рынков.

Помимо тахографов отечественному рынку грузоперевозок грозит и другая опасность – лицензирование.

«Комитет Госдумы по транспорту планирует в сентябре или октябре внести на рассмотрение законопроект о лицензировании грузоперевозок, как это уже сделано в сфере пассажирских перевозок», – сообщил председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

Правда депутат пока не стал уточнять, сколько будет стоить лицензия и каковы будут технические требования, которым должно отвечать автопредприятие. По непроверенным данным, стоимость лицензии составит 30 тыс. руб. (в год или разово не уточняется). Для грузового транспорта станет обязательным не только ОСАГО, но и КАСКО плюс регулярное прохождение техосмотра.

Правительство, недавно заявлявшее об отмене лицензирования и облегчении условий ведения бизнеса, свое отношение к новому законопроекту пока не высказало. Участники рынка считают, что введение лицензирования в таком виде приведет к массовому разорению малого бизнеса в сфере грузоперевозок, а также к росту цен процентов на 10.
Источник: cargofon.ru