Тахографов нет, а штрафы платить нужно

Главная / Новости / Тахографов нет, а штрафы платить нужно

Пока чиновники в Москве думают об отмене наказаний за отсутствие тахографов, на перевозчиков продолжают сыпаться штрафы. С начала апреля сотрудниками ГИБДД в Приамурье уже составлено 30 протоколов за нарушение правил установки тахографов. Перевозчики – и частники, и компании – ставить устройства пока не торопятся, так как боятся по ошибке приобрести дорогостоящий прибор, который в итоге не будет соответствовать постоянно меняющимся требованиям. Корреспонденты «Амурской правды» попытались разобраться в насущных проблемах амурских дальнобойщиков.

Российские законодатели понимают, что страна пока не готова к производству необходимого количества тахографов с требуемыми параметрами, и поэтому хотят временно отменить штрафы для коммерческих автоперевозчиков за неустановку таких приборов. Соответствующий законопроект был рассмотрен и принят Госдумой на прошлой неделе. Сейчас документ готовится пройти второе и третье чтение, пока же дальнобойщикам продолжают выписывать штрафные квитанции.

Практика по применению тахографов, контролирующих время нахождения водителя за рулем, уже много лет работает в Германии, Франции и других европейских странах. Российские власти тоже решили избавить дороги страны от засыпающих за рулем дальнобойщиков. Для этого в нескольких регионах страны был проведен эксперимент по внедрению этих приборов, в результате которого аварийность среди автоперевозчиков удалось снизить на 30%. Воодушевленные таким результатом власти приняли федеральный закон, обязывающий оснастить такими контрольными приборами весь транспорт, занятый в коммерческих перевозках. Закон вступил в силу 1 апреля 2013 года, а вместе с ним были приняты поправки в КоАП, предусматривающие штрафные санкции за отсутствие тахографа, его отключение, модификацию или неисправность. За такое нарушение водителю, перевозящему коммерческий груз, грозит штраф до 3 тысяч рублей, автопредприятие, выпустившее подобную машину на маршрут, будет оштрафовано на сумму от 5 до 10 тысяч. Контроль за соблюдением этих требований возложен на сотрудников ГИБДД.

«Приборами непрерывного контроля за движением, скоростью, направлением автомобиля и режимом отдыха водителя должен быть оборудован междугородний автобусный транспорт и грузоперевозчики, работающие по области и за ее пределами. Под исключение попадают автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. В случае если нарушение имеет место, водителя, управляющего транспортным средством, привлекут к административной ответственности. Параллельно штраф выписывается и на должностное лицо, отправившее неукомплектованную машину на линию», – рассказал о нововведении старший инспектор управления ГИБДД УМВД России по Амурской области Константин Пытиков.

Представители закона осознают проблему нехватки тахографов нужного образца, однако пока штрафы не будут отменены сверху, им придется наказывать перевозчиков рублем.

«На сегодняшний день закон предписывает устанавливать только цифровые тахографы. Раньше использовались аналоговые приборы, которые записывали информацию на бумажные диски в виде графика. Насколько я знаю, проблема с установкой тахографов в Благовещенске существует. Не всегда можно найти образец, соответствующий стандартам. Плюс ко всему высокие цены. Например, в приказе Минтранса значится, что вместе с прибором должен быть установлен блок криптографической защиты информации (СКЗИ), который позволяет исключить несанкционированный доступ к данным. Тахограф без этого блока считается не соответствующим требованиям, что влечет наложение штрафа», – прокомментировал ситуацию Пытиков.

В областном управлении ГИБДД отметили, что до апреля этого года в Амурской области тахограф можно было установить примерно за 25 тысяч рублей, но со вступлением в силу закона и добавлением опций наподобие блока СКЗИ цена прибора заметно выросла. Вместе с тем в области наблюдается дефицит таких тахографов.

«Я не вижу выхода, кроме как на уровне Правительства России отменить действие этого приказа или на время отсрочить его. Пока изменений нет, — сказал представитель областного управления ГИБДД. — Даже в случае отсрочки обязанности по оснащению автомобилей тахографами никто с перевозчиков не снимет. Если законопроект утвердят, мы не будем применять штрафные санкции, но предписания об использовании приборов выдавать продолжим».

Сами же перевозчики относятся к нововведению весьма прохладно. Многие соглашаются с необходимостью такого контроля, но считают, что закон нуждается в более детальной проработке и адаптации к условиям Дальнего Востока. По словам дальнобойщиков, дорожные условия в западной части страны, на которые равняются власти, коренным образом отличаются от амурских, и это обстоятельство негативно сказывается на сроках доставки.

«Я пока не ставил тахографы, слежу за ситуацией. Езжу на свой страх и риск. Для меня, как водителя, это вообще никчемная вещь. И заказчикам вообще не важно, как груз будет доставлен, зато есть четкие сроки. День грузимся на базе, в ночь выходим. Если надо проехать 200 километров — проезжаем, это просто надо сделать, иначе время выйдет. А в наших краях еще и дорог толком нет. По Селемджинскому, Зейскому, Тындинскому районам быстро не проедешь, та же история с Якутией. Еще и непонятно, какие именно приборы нужны, да и ценник высокий — не каждый так просто потратится на такую вещь», — рассказал один из амурских владельцев бизнеса по перевозкам Дмитрий, который сам сидит за рулем одного из двух своих тягачей.

Его конкурент Виктор также выходит на рейсы без предусмотренного законом тахографа. Дальнобойщик отмечает, что он был бы рад соблюдать закон, но не может до сих пор разобраться в требованиях и накопить достаточно денег.

«Я думаю, закон нужно еще долго готовить. Пусть хотя бы с ценой разберутся — китайский навигатор с миллионом функций стоит в десять раз дешевле. Мне на установку тахографа работать полмесяца надо. Смотрю в интернете, разбираюсь, но вроде у нас пока толком нет возможности установить прибор, соответствующий всем параметрам. У меня пока стоят старые японские аналоговые тахографы. Я в Якутии с гаишниками разговаривал, так они сказали, что пока можно этими пользоваться», — сказал Виктор.

Такая же ситуация наблюдается и в крупных компаниях-перевозчиках — большой автопарк быстро не оснастишь. Директор транспортной компании «Тройка ДВ» Александр Запша рассказал, что нововведения уже успели ударить по карману предприятия. Водители компании неоднократно подвергались проверкам на постах ГИБДД на наличие тахографов, один уже был оштрафован. На сегодняшний день приборами оснащена только половина парка компании.

«В Благовещенске у нас в распоряжении 25 автомобилей, стоимость установки одного цифрового тахографа составляет около 36 тысяч рублей. Получается довольно солидная сумма. Плюс еще каждому водителю нужно сделать индивидуальную пластиковую карту, которая вставляется в прибор перед выездом. Она стоит примерно четыре тысячи. У нас минимум два водителя на каждую машину, то есть здесь также довольно большие затраты. А если с водителем не сработались после стажировки? Человека нужно уволить, а проплаченную карту просто придется выкинуть. В нашем бизнесе и так проблемы с запчастями — двигатели по полмиллиона стоят. В общем, в законе много недоработок», — рассказал директор «Тройки».

По словам перевозчиков, самая большая проблема заключается в том, что власти толком не объясняют, каким должен быть этот прибор. Далеко не все тахографы, представленные на рынке, соответствуют требованиям закона, поэтому вероятность поставить по ошибке исправный, но ненужный прибор очень велика. Помимо этого, перевозчики недоумевают, почему во времена цифровых технологий на автотранспорт обязывают устанавливать именно тахографы, ведь существует спутниковый мониторинг, который работает практически без проблем. По мнению перевозчиков, вместо тахографов было бы лучше устанавливать приборы, отслеживающие перевозки по спутниковой связи. В этом случае можно было бы отслеживать скорость движения водителя, его местонахождение, направление, режим труда и отдыха в режиме реального времени. Это было бы удобно и самим транспортникам, и ГИБДД.

«Я считаю, что приборы контроля и учета нужны. Но опять же не в виде тахографа, а в виде какой-то комплексной универсальной системы, которая бы позволяла видеть абсолютно всю информацию о перемещении машины. Тахографы ввели в эксплуатацию в развитых странах, где и дороги хорошие, и расстояния не такие большие, и с деньгами получше. У нас специфика немного другая, особенно на Дальнем Востоке. Здесь все ездят на подержанных японских грузовиках, потому что новый никто не потянет. В Европе можно купить полноценный 40-тонный тягач, грубо говоря, по той же цене, как у нас семитонный фургон. А к нему еще приборы дорогостоящие требуют. Еще одна проблема с тахографами — отсутствие по трассе гостиниц и мест отдыха. А ведь у нас далеко не каждая машина оборудована спальником для водителя. В общем, законы нужно еще адаптировать для конкретной территории», — пояснил свою позицию коммерческий директор транспортной компании «Тройка ДВ» Александр Запша.

Источник: cargofon.ru