Таможенный союз требует свободы перемещения

Главная / Новости / Таможенный союз требует свободы перемещения

Ко­мис­сия Та­можен­но­го со­юза (ТС) про­дол­жа­ет по­пыт­ки дать, как это пред­по­лага­ет ло­гика еди­ного та­можен­но­го прост­ранс­тва, воз­можность им­порте­рам рас­та­можи­вать гру­зы в го­сударс­твах-участ­ни­ках вне за­виси­мос­ти от собс­твен­ной ре­гист­ра­ции. Под­го­тов­лен про­ект поп­ра­вок к Та­можен­но­му ко­дек­су (ТК) ТС, вво­дящий про­цеду­ру "уда­лен­ной та­можен­ной очист­ки" то­варов им­порте­рами. Экс­пер­ты сом­не­ва­ют­ся, что под­чи­нен­ным гла­вы ко­мис­сии Сер­гея Глазь­ева удаст­ся быст­ро ре­али­зовать эту ини­ци­ати­ву, нес­мотря на то что Фе­дераль­ная та­можен­ная служ­ба (ФТС) не про­тив: це­ле­со­об­раз­ность про­це­ду­ры от­ме­че­на на кол­ле­гии служ­бы в ап­ре­ле 2011 го­да.

Кон­суль­та­тив­но-экс­пер­тный со­вет ТС опуб­ли­ковал про­ект поп­ра­вок к ТК объ­еди­нения. До­кумент раз­ра­ботан сек­ре­тари­атом ко­мис­сии Та­можен­но­го со­юза (КТС) в рам­ках вы­пол­не­ния нес­коль­ких раз­но­род­ных за­дач — при­веде­ния ко­дек­са в со­от­ветс­твие меж­ду­народ­ной кон­венции об уп­ро­щении и гар­мо­низа­ции та­можен­ных про­цедур (так на­зыва­емая кон­венция Ки­ото), вве­дения рав­ноправ­но­го дек­ла­риро­вания то­варов вне за­виси­мос­ти от мес­та ре­гист­ра­ции дек­ла­ран­та, ре­али­зации сог­ла­шения об ин­форм­вза­имо­дей­ствии та­можен­ных служб ТС и уче­та сло­жив­шей­ся пра­воп­ри­мени­тель­ной прак­ти­ки — и нап­рав­лен от­ветс­твен­ным сек­ре­та­рем КТС Сер­ге­ем Глазь­евым экс­пер­тно­му со­об­щест­ву для об­суж­де­ния.

В рам­ках уни­фика­ции ко­дек­са с Ки­отс­кой кон­венци­ей в ТК ТС вво­дит­ся ра­нее не упо­минав­ше­еся в нем по­нятие та­можен­ной очист­ки то­варов, ко­торая оп­ре­деля­ет­ся как "со­вер­ше­ние та­можен­ных опе­раций, не­об­хо­димых для по­меще­ния то­варов под та­можен­ную про­цеду­ру" (вы­пус­ка для внут­ренне­го пот­ребле­ния, экс­пор­та и ре­экс­пор­та, им­порта и ре­им­порта, пе­рера­бот­ки на и вне та­можен­ной тер­ри­тории, вре­мен­но­го вво­за и вы­воза, унич­то­жения и от­ка­за в поль­зу го­сударс­тва). Пред­по­лага­ет­ся, что очист­ка бу­дет про­водить­ся "не­зави­симо от стра­ны про­ис­хожде­ния, отп­рав­ле­ния и наз­на­чения то­варов" в лю­бом "та­можен­ном ор­га­не, упол­но­мочен­ном ре­гист­ри­ровать та­можен­ные дек­ла­рации". Бо­лее то­го, поп­равки вво­дят по­ложе­ние об "уда­лен­ной та­можен­ной очист­ке" (статья 175), при ко­торой дек­ла­рация мо­жет быть по­да­на в од­ном та­мо­жен­ном ор­га­не ТС, а то­ва­ры для вы­пус­ка предъ­яв­ле­ны в лю­бом дру­гом на тер­ри­то­рии со­юза.

Так­же раз­ра­бот­чи­ки уточ­ни­ли оп­ре­деле­ния та­можен­ных про­цедур, ссы­ла­ясь на тре­бова­ние ГАТТ (Ге­нераль­ное сог­ла­шение по та­рифам и тор­говле ВТО) о "сок­ра­щении до ми­ниму­ма раз­ме­ров и слож­ности та­можен­ных фор­маль­нос­тей". На то же на­целе­на и но­вая ре­дак­ция гла­вы 4 ТК ТС, пред­по­лага­ющая соз­да­ние ме­ханиз­мов "еди­ного ок­на" и ин­форма­ци­он­но-ком­му­ника­ци­он­но­го объ­еди­нения та­можен­ных ор­га­нов — по ана­логии с ЕС вза­имо­дей­ствие та­можен­ных ор­га­нов бу­дет ос­но­вано на ме­ханиз­ме сог­ла­сован­но­го дос­ту­па к ин­тег­ри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной сис­те­ме внеш­ней и вза­им­ной тор­гов­ли ТС.

Так­же поп­равки вво­дят сро­ки обя­затель­но­го пред­ва­ритель­но­го уве­дом­ле­ния та­можен­ных ор­га­нов о пе­реме­щении то­варов че­рез та­можен­ную гра­ницу ТС (ав­то­ры до­кумен­та ссы­ла­ют­ся на ана­логич­ный опыт ЕС) — сог­ласно текс­ту поп­ра­вок, они сос­тавля­ют от су­ток до од­но­го ча­са до при­бытия в пункт про­пус­ка че­рез госг­ра­ницу стран ТС. При этом пол­но­мочия по из­ме­нению сро­ков та­кого уве­дом­ле­ния фик­си­ру­ют­ся за ко­мис­си­ей. Уп­ростить и по­высить на­деж­ность про­хож­де­ния гру­зами гра­ниц ТС приз­ван пред­ло­жен­ный в до­кумен­те КТС инс­ти­тут "опе­рато­ров обес­пе­чения бе­зопас­ности це­пи пос­та­вок то­варов", ре­естр ко­торых так­же бу­дет вес­ти ко­мис­сия, и сис­те­ма уп­равле­ния рис­ка­ми не­соб­лю­дения тре­бо­ва­ний та­мо­жен­но­го за­ко­но­да­тель­ства — она бу­дет на­хо­дить­ся в ве­де­нии на­ци­ональ­ных та­мо­жен­ных ор­га­нов.

Экс­пер­ты сом­не­ва­ют­ся в спо­соб­ности та­можен­ных служб со­юза обес­пе­чить ре­али­зацию поп­ра­вок, предс­тав­ленных ра­бочей груп­пой. Так, стар­ший ме­нед­жер Ernst & Young Га­лина Дон­цо­ва усом­ни­лась в спо­соб­ности та­можен­ни­ков ТС к ин­форма­ци­он­но­му вза­имо­дей­ствию на уров­не "уда­лен­ной очист­ки" то­варов. "Са­ма по се­бе но­вация бу­дет по­лез­ной участ­ни­кам внеш­не­тор­го­вой де­ятель­нос­ти, од­на­ко сос­то­яние ин­форма­ци­он­ных се­тей и обо­рудо­вания та­можен­ных ор­га­нов вы­зыва­ет сом­не­ния в ее ре­али­зации. ФТС уже не пер­вый год ре­али­зу­ет кон­цепцию приб­ли­жения та­можен­но­го оформ­ле­ния к гра­нице, од­на­ко до сих пор им не уда­лось до кон­ца на­ладить вза­имо­дей­ствие да­же на уров­не дек­ла­ри­ро­ва­ния то­ва­ров на гра­ни­це с вы­пус­ком их в мес­те наз­на­че­ния",— го­во­рит гос­по­жа Дон­цо­ва.

Меж­ду тем про­ект КТС пе­реда­ет от на­ци­ональ­ных та­можен­ных ор­га­нов и фик­си­ру­ет за ко­мис­си­ей до­воль­но об­ширные пол­но­мочия. Так, ре­гуля­тор бу­дет оп­ре­делять по­рядок уп­ро­щен­но­го об­жа­лова­ния ре­шений та­можен­ных ор­га­нов, дос­ту­па та­можен­ных служб к ин­форма­ци­он­ным сис­те­мам, об­ласти сни­жения рис­ков, тре­бова­ния к обо­рудо­ванию та­можен­ных пос­тов и по­рядок про­веде­ния "уда­лен­ной та­можен­ной очист­ки". От­дель­но сто­ит от­ме­тить поп­равку к статье 3 дей­ству­юще­го ТК ТС, нап­равлен­ную на прек­ра­щение "иерар­хи­чес­ких" спо­ров на­ци­ональ­ных та­можен о при­ори­тет­ности ис­полня­емых ими ре­шений. Но­вая ре­дак­ция ТК ТС конс­та­тиру­ет: "Ре­шения КТС в об­ласти та­можен­но­го ре­гули­рова­ния под­ле­жат не­пос­редс­твен­но­му при­ме­не­нию в го­су­дарс­твах—чле­нах ТС и име­ют юри­ди­чес­кую си­лу ак­тов пря­мо­го дей­ствия".
Источник: Коммерсантъ ?