Таможня в центре критики

Главная / Новости / Таможня в центре критики

Вза­имо­дей­ствие Рос­сии со стра­нами Еди­ного эко­номи­чес­ко­го прост­ранс­тва, не­дав­нее ее вступ­ле­ние в ВТО пред­по­лага­ет, что в ра­боте та­можен­ных ор­га­нов про­изой­дут глу­бокие пе­реме­ны. Участ­ни­ки внеш­не­эко­номи­чес­ких от­но­шений ука­зыва­ют, что вза­имо­дей­ствие с та­мож­ней предс­тав­ля­ет со­бой од­ну боль­шую проб­ле­му. Од­на­ко за­дача та­мож­ни не в том, что­бы лю­бой це­ной со­бирать день­ги в каз­ну, счи­та­ют в Тор­го­во-про­мыш­ленной па­лате Рос­сии, ко­торую возг­лав­ля­ет­ся Сер­гей Ка­тырин. Та­мож­ня долж­на быть ин­теграль­ным ме­ха­низ­мом по­мо­щи и под­держ­ки предп­ри­ни­ма­тель­ства в стра­не, а не барь­ером.

Де­ятель­ность та­можен­ной служ­бы Рос­сии под­верг­лась серь­ез­ной кри­тике на ян­варс­ком за­седа­нии пре­зидент­ской Ко­мис­сии по мо­дер­ни­зации и тех­но­логи­чес­ко­му раз­ви­тию эко­номи­ки Рос­сии. Его участ­ни­ки от­ме­тили, что до сих пор не ра­бота­ет элект­рон­ное дек­ла­риро­вание, до­кумен­ты ча­ще все­го оформ­ля­ют­ся на бу­маге. Нес­мотря на то, что ФТС – од­но из са­мых ак­тивных ве­домств в воп­ро­сах ав­то­мати­зации, элект­рон­ное дек­ла­ри­ро­ва­ние эф­фек­тив­но не ра­бо­та­ет.

Рос­ту по­пуляр­ности этой про­цеду­ры пре­пятс­тву­ет тот факт, что элект­рон­ная дек­ла­рация при­год­на толь­ко для та­мож­ни. Для на­лого­вой служ­бы и бан­ка до­кумен­ты при­ходит­ся по-преж­не­му оформ­лять на бу­ма­ге.

Ко­мис­сия так­же об­ра­тила вни­мание на то, что та­можен­ные пос­ты зак­ры­ва­ют­ся без ка­ких-ли­бо сог­ла­сова­ний или пре­дуп­режде­ний. Рас­тет сто­имость та­можен­ных, складс­ких ус­луг, сни­жа­ет­ся ско­рость оформ­ле­ния гру­зов. Вы­рос­ли та­можен­ные сбо­ры для то­варов, ко­то­рые не об­ла­га­ют­ся пош­ли­ной.

Фак­ти­чес­ки го­сударс­тво ста­вит пе­ред та­мож­ней в ка­чест­ве ос­новной це­ли сбор средств в бюд­жет. Это и оп­ре­деля­ет ха­рак­тер мер та­можен­но­го ре­гули­рова­ния. Уси­лия ве­домс­тва нап­равле­ны не на уп­ро­щение и ус­ко­рение та­можен­но­го оформ­ле­ния, а на вы­бива­ние де­нег из участ­ни­ков ВЭД пу­тем кор­ректи­ров­ки та­можен­ной сто­имос­ти, за­тя­ги­ва­ния оформ­ле­ния и про­чих мер.

Для ин­весто­ров прин­ци­пи­аль­но важ­но быст­ро и с мень­ши­ми зат­ра­тами про­ходить та­мож­ню. Для это­го пре­дус­мотре­на спе­ци­аль­ная уп­ро­щен­ная про­цеду­ра – инс­ти­тут упол­но­мочен­но­го эко­номи­чес­ко­го опе­рато­ра. К со­жале­нию, из всех пре­дус­мотрен­ных уп­ро­щен­ных про­цедур се­год­ня ра­бота­ет лишь од­на – хра­нение то­варов на собс­твен­ном скла­де. Ос­таль­ные ни­чем не от­ли­ча­ют­ся от обыч­но­го дек­ла­ри­ро­ва­ния и не да­ют ни­ка­ких пре­иму­ществ.

На про­шед­шем в мос­ковс­ком Цент­ре меж­ду­народ­ной тор­говли VI Меж­ду­народ­ном конг­рес­се «Отк­ры­тая Рос­сия: от Еди­ного эко­номи­чес­ко­го прост­ранс­тва к Ев­ра­зий­ско­му со­юзу» выс­ту­пил на­чаль­ник ана­лити­чес­ко­го уп­равле­ния Фе­дераль­ной та­можен­ной служ­бы Вла­димир Ивин. Он от­ме­тил, что ус­та­нов­лен конт­роль за сро­ками вы­пус­ка гру­зов. В 97% слу­ча­ев та­можен­ные ор­га­ны пол­ностью ук­ла­дыва­ют­ся в те сро­ки, ко­торые ус­та­новил та­можен­ный ко­декс. И сей­час дис­куссия с биз­нес-со­об­щест­вом идет о сро­ках под­го­тов­ки та­мо­жен­ных до­ку­мен­тов.

«Факт по­дачи дек­ла­рации в элект­рон­ном ви­де уже обес­пе­чили. По сос­то­янию на ян­варь 92% та­можен­ных дек­ла­раций по­да­ют­ся в элект­рон­ном ви­де. Но ос­та­ет­ся слож­ность в по­луче­нии до­пол­ни­тель­ных до­кумен­тов. Это­му ме­ша­ют нес­коль­ко проб­лем, од­на из ко­торых – ка­налы свя­зи и элект­рос­набже­ния. Для уст­ра­нения та­ких проб­лем, как от­сутс­твие элект­ро­энер­гии, пе­рес­матри­ва­ем до­гово­ры с энер­госнаб­жа­ющи­ми ком­па­ни­ями, вы­деля­ем средс­тва для соз­да­ния ис­точни­ков бес­пе­ре­бой­но­го пи­та­ния и до­пол­ни­тель­ных ка­на­лов свя­зи», – ска­зал он.

Вла­димир Ивин так­же от­ме­тил, что дек­ла­рацию в элект­рон­ном ви­де по­давать уже на­учи­лись. Что ка­са­ет­ся дру­гих до­кумен­тов – ли­цен­зий, сер­ти­фика­тов, раз­ре­шений, то здесь пре­зидент РФ ус­лы­шал та­можен­ные ор­га­ны и дал по­руче­ние всем го­сударс­твен­ным уч­режде­ни­ям не позд­нее дня, сле­ду­юще­го за днем вы­дачи до­кумен­тов, по­да­вать их в ФТС в элект­рон­ном ви­де.

Ве­дет­ся ра­бота с РЖД по пе­рехо­ду на без­бу­маж­ный до­кумен­то­обо­рот, она долж­на за­вер­шить­ся к кон­цу го­да. Но не все за­рубеж­ные парт­не­ры го­товы к та­кому об­ме­ну до­кумен­та­ци­ей. За­пад­ное нап­равле­ние, к при­меру, Фин­ляндия, так ра­бота­ет дав­но. «К со­жале­нию, перс­пек­ти­ва та­кого круп­но­го нап­равле­ния, как Ки­тай, в нас­то­ящее вре­мя не яс­на. На за­седа­нии рос­сий­ско-ки­тай­ской Межп­рав­ко­мис­сии в прош­лом го­ду этот воп­рос под­ни­мал­ся. По со­об­ще­нию ки­тай­ской сто­роны, в Ки­тае та­кие ра­боты не ве­дут­ся и по­ка не пла­ниру­ют­ся. По­это­му ки­тай­ское нап­рав­ле­ние по­ка бу­дет ос­та­вать­ся в бу­маж­ном ви­де», – за­ме­тил выс­ту­па­ющий.

«Так­же не яс­на перс­пек­ти­ва пе­рево­да в элект­рон­ный вид сер­ти­фика­тов о про­ис­хожде­нии то­варов, ко­торые ло­жат­ся в ос­но­ву для при­мене­ния на­лого­вых ль­гот, в част­нос­ти та­можен­ных пош­лин. Та­кие до­кумен­ты за ру­бежом вы­да­ют, как пра­вило, тор­го­во-про­мыш­ленные па­латы стран или дру­гие упол­но­мочен­ные ор­га­ны. До­гово­рить­ся о том, что­бы та­кие до­кумен­ты в элект­рон­ном ви­де с элект­рон­ной циф­ро­вой под­писью при­сыла­ли в ор­га­ны ФТС РФ, со всем ми­ром не­воз­мож­но», – под­черк­нул Вла­ди­мир Ивин.

Учи­тывая сло­жив­шу­юся си­ту­ацию, бу­дет при­менять­ся про­межу­точ­ная тех­но­логия, ког­да дек­ла­рация бу­дет за­яв­лять­ся в элект­рон­ном ви­де и со­об­щать­ся све­дения о том, что сер­ти­фикат име­ет­ся. В том слу­чае, ес­ли на­до по­лучить ос­во­бож­де­ние от пош­ли­ны сра­зу, не­об­хо­димо за­ранее, до по­дачи дек­ла­рации, предс­та­вить в та­можен­ный ор­ган сер­ти­фикат со­от­ветс­твия. Его мож­но предс­та­вить и поз­же, тог­да и ль­го­та бу­дет при­ме­нять­ся поз­же.

Предс­та­витель ФТС от­ме­тил, что ка­захс­тан­ские и бе­лорусс­кие кол­ле­ги по­ка не го­товы пе­рехо­дить к этим тех­но­логи­ям. Так­же он со­об­щил, что с пер­во­го июля ФТС пе­рехо­дит на от­ра­бот­ку тех­но­логии пред­ва­ритель­но­го ин­форми­рова­ния о пе­ревоз­ках ав­то­мобиль­ным транс­пор­том. На пор­та­ле ФТС бу­дет пре­дос­тавле­на воз­можность по­дать и пред­ва­ри­тель­ную, и ос­нов­ную дек­ла­ра­цию.

ФТС ви­дит боль­шие перс­пек­ти­вы в пред­ва­ритель­ном ин­форми­рова­нии, счи­та­ет, что этот ме­ханизм не­об­хо­димо расп­рос­тра­нять на морс­кой и ави­ацион­ный транс­порт. «Для ус­ко­рения про­цес­сов вы­пус­ка гру­зов в морс­ких пор­тах сле­ду­ет про­водить мо­дер­ни­зацию пор­то­вого хо­зяй­ства, оно се­год­ня яв­ля­ет­ся сдер­жи­ва­ющим фак­то­ром раз­ви­тия тор­говли. Кро­ме то­го, не­об­хо­димо до­бивать­ся, что­бы все до­кумен­ты на то­вар пос­ту­пали со сто­роны мо­ря, как это де­ла­ет­ся в Ев­ро­пе и в пор­ту Санкт-Пе­тер­бурга. В пор­ту Вла­дивос­то­ка до­кумен­ты на то­вар пос­ту­па­ют из го­рода. Ес­тест­вен­но, до­верия к та­ким до­кумен­там у та­мож­ни нет, что ве­дет к бо­лее тща­тель­ной и дли­тель­ной про­вер­ке», – ска­зал Вла­ди­мир Ивин.

Та­мож­ня бу­дет ак­тивно ра­ботать над рас­ши­рени­ем инс­ти­тута уда­лен­но­го вы­пус­ка гру­зов, а так­же над соз­да­ни­ем эф­фектив­но­го ме­ханиз­ма в де­ятель­нос­ти упол­но­мочен­ных эко­номи­чес­ких опе­рато­ров, ко­торый в Рос­сии вве­ден с пер­во­го ян­ва­ря это­го го­да.

Источник: ТПП-Информ