Транссиб – это фантастика?

Главная / Новости / Транссиб – это фантастика?

В Рос­сии за­яв­ля­ет­ся об ам­би­ци­оз­ных пла­нах раз­ви­тия Транс­си­бирс­кой ма­гист­ра­ли как тран­зитной транс­пор­тной ар­те­рии. Пред­по­лага­ет­ся, что ее раз­ви­тие спо­соб­но пе­ревес­ти тран­зитный по­ток Азия-Ев­ро­па и об­ратно с морс­ко­го транс­пор­та на же­лез­но­дорож­ный. Участ­ни­ки рын­ка сом­не­ва­ют­ся в ре­алис­тичнос­ти этих пла­нов и нас­та­ивают на пер­во­оче­ред­ной не­об­хо­димос­ти лик­ви­да­ции «уз­ких мест» на под­хо­дах к пор­там и улуч­ше­ния ра­бо­ты ГКО.

Мо­ре про­тив су­ши

В нас­то­ящее вре­мя го­довая про­пуск­ная спо­соб­ность Транс­си­ба сос­тавля­ет до 120 млн тонн в год. Та­кие дан­ные в хо­де се­мина­ра АТЭС «Об­мен луч­ши­ми прак­ти­ками в об­ласти бес­шовных ин­термо­даль­ных гру­зопе­рево­зок» при­вел за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка от­де­ла раз­ви­тия транс­пор­тных ко­ридо­ров и ло­гис­ти­ки де­пар­та­мен­та прог­рамм раз­ви­тия ми­нис­терс­тва транс­пор­та Рос­сии Конс­тан­тин Ти­хонов. По его сло­вам, прог­рамма раз­ви­тия ма­гист­ра­ли пред­по­лага­ет стро­итель­ство вто­рых глав­ных пу­тей об­щей про­тяжен­ностью 4 тыс. км, об­хо­дов поч­ти всех ос­новных же­лез­но­дорож­ных уз­лов, про­веде­ние элект­ри­фика­ции на про­тяже­нии 7 тыс. км и мо­дер­ни­зацию циф­ро­вой тех­но­логи­чес­кой се­ти. Для раз­ви­тия тран­зитно­го по­тен­ци­ала Транс­си­ба так­же пред­по­лага­ет­ся соз­да­ние ло­гис­ти­ки же­лез­но­дорож­ных пе­рево­зок «от две­ри к две­ри», об­ра­зо­ва­ние ло­гис­ти­чес­ких ком­па­ний с кон­ку­рен­тос­по­соб­ны­ми «сквоз­ны­ми та­ри­фа­ми», раз­ви­тие стра­хо­вых ус­луг для тран­зит­ных гру­зов.

При этом разг­руз­ку ев­ро­пей­ско­го участ­ка Транс­си­ба пла­ниру­ет­ся обес­пе­чить за счет раз­ви­тия пор­тов Ар­хангель­ск и Мур­манск и же­лез­но­дорож­ных пу­тей к ним.

По сло­вам пре­зиден­та «Ев­ро­Азиатс­кой Ло­гис­ти­чес­кой Ас­со­ци­ации» Ни­колая Ти­тюхи­на, рас­че­ты на при­мере пе­ревоз­ки пар­тии ав­то­ком­по­нен­тов из Япо­нии в ев­ро­пей­скую часть Рос­сии по­каза­ли, что че­рез Транс­сиб та­кая пе­ревоз­ка обой­дет­ся де­шев­ле и зай­мет мень­ше вре­мени, чем морс­ким пу­тем с пе­ревал­кой в пор­ту Гам­бург. По мне­нию Ни­колая Ти­тюхи­на, Транс­сиб перс­пек­ти­вен для пе­рево­зок обо­рудо­вания «Ро­сато­ма» в Япо­нию, а так­же кон­тей­не­ров с ав­то­ком­по­нен­та­ми для ав­то­мобиль­ных за­водов в ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии. Для это­го, прав­да, не­об­хо­димо соз­да­вать ло­гис­ти­чес­кую инф­рас­трук­ту­ру вок­руг Моск­вы, а не в ее цент­ре, как сей­час.

Тем не ме­нее, мно­гие экс­пер­ты и участ­ни­ки рын­ка счи­та­ют, что Транс­сиб как тран­зитная ма­гист­раль в обоз­ри­мой перс­пек­ти­ве не смо­жет сос­та­вить серь­ез­ной кон­ку­рен­ции тра­дици­он­ным морс­ким марш­ру­там.

Так, по сло­вам ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра ЗАО «Ев­ро­сиб-Ло­гис­ти­ка» Иго­ря Жи­горы, для это­го не­об­хо­дим кон­ку­рен­тоспо­соб­ный уро­вень сер­ви­са, ко­торо­го нет. «В ре­аль­нос­ти мож­но прос­то­ять 3 не­дели в ожи­дании плат­формы. Очень дол­го про­веря­ют го­сударс­твен­ные конт­ро­лиру­ющие ор­га­ны, что ве­дет к пе­репол­не­нию тер­ми­налов. Не хва­та­ет тра­ков, от­дель­ная те­ма – сда­ча пус­то­го кон­тей­не­ра…», - по­се­то­вал Игорь Жи­го­ра.

Скеп­ти­чес­ки от­но­сит­ся к перс­пек­ти­вам Транс­си­ба и ис­полни­тель­ный ди­рек­тор ООО «Фе­никс» Алек­сей Шук­ле­цов. «Мы спро­сили сво­их парт­не­ров, го­товы ли они ис­поль­зо­вать Транс­сиб, они ска­зали – нет», - расс­ка­зал Шук­ле­цов. Как он по­яс­нил свое мне­ние ИАА «ПортНь­юс», Транс­сиб про­ходит по ма­лона­селен­ным ре­ги­онам Рос­сии, где не прос­то от­сутс­тву­ет инф­рас­трук­ту­ра, но и нет ре­аль­ных ос­но­ваний для ее раз­ви­тия. Го­сударс­тво мо­жет вло­жить мил­ли­ар­ды руб­лей, но на пус­том мес­те ис­кусс­твен­ным пу­тем инф­рас­трук­ту­ра эф­фектив­но ра­ботать все рав­но не бу­дет, счи­та­ет Шук­ле­цов. К то­му же РЖД яв­ля­ет­ся мо­нопо­ли­ей, а экс­клю­зив­ные та­риф­ные и вре­мен­ные ус­ло­вия спо­соб­ны по­лучить толь­ко круп­ные гру­зо­отп­ра­вите­ли. По мне­нию экс­пер­та, бо­лее це­лесо­об­разно бы­ло бы нап­ра­вить си­лы и средс­тва на ре­шение бо­лее на­сущ­ных транс­пор­тных воп­ро­сов. К при­меру, не­об­хо­димо ор­га­низо­вать ре­гуляр­ное дви­жение кон­тей­нер­ных по­ез­дов по рас­пи­са­нию с дос­ту­пом к ним раз­ных гру­зо­отп­ра­ви­те­лей, а так­же раз­ви­вать ло­гис­ти­чес­кие пар­ки, в част­нос­ти, в Мос­ковс­кой об­лас­ти.

В по­ис­ке «уз­ких мест»

Ес­ли Транс­сиб не име­ет обоз­ри­мых перс­пек­тив как тран­зитная ма­гист­раль, то его раз­ви­тие, как и Бай­ка­ло-Амурс­кой ма­гист­ра­ли (БА­Ма), ост­ро не­об­хо­димо для уве­личе­ния про­пуск­ной спо­соб­ности для экс­пор­та сырь­евых гру­зов (в пер­вую оче­редь уг­ля, в перс­пек­ти­ве – зер­на) че­рез даль­не­вос­точные пор­ты в стра­ны Ази­атс­ко-Ти­хо­океанс­ко­го ре­ги­она. По сло­вам Конс­тан­ти­на Ти­хоно­ва, к 2020 го­ду про­пуск­ная спо­соб­ность БА­Ма долж­на уве­личить­ся до 93 млн тонн гру­зов в год за счет стро­итель­ства вто­рого глав­но­го пу­ти. А за счет стро­итель­ства Куз­не­цовс­ко­го тон­не­ля и ре­конс­трук­ции участ­ка до­роги по нап­равле­нию к пор­там Ва­нино и Со­ветс­кая Га­вань, про­пуск­ная спо­соб­ность на эти пор­ты воз­рас­тет с 12 до 50 млн тонн в год к 2020 го­ду.

Это бу­дет весь­ма кста­ти, ес­ли учесть, что к ре­али­зации на Даль­нем Вос­то­ке за­яв­ле­но сра­зу нес­коль­ко круп­ных пор­то­вых про­ек­тов по пе­рег­рузке уг­ля, неф­ти, зер­на, же­лезо­руд­но­го кон­цент­ра­та, кон­тей­не­ров и дру­гих гру­зов. Их ре­али­зация со­вокуп­но уве­личит про­пуск­ную спо­соб­ность даль­не­вос­точ­ных пор­тов поч­ти на 100 млн тонн в год.

Экс­пер­ты схо­дят­ся в том, что вмес­то гро­мад­ных ин­вести­ций в оче­ред­ную «строй­ку ве­ка», бы­ло бы це­лесо­об­разнее сос­ре­дото­чить­ся на улуч­ше­нии ка­чест­ва сер­ви­са в морс­ких пор­тах и на же­лез­ной до­роге, внед­ре­нии ин­форма­ци­он­ных сис­тем, сок­ра­щении вре­мени оформ­ле­ния гру­зов го­сударс­твен­ны­ми конт­ро­лиру­ющи­ми ор­га­нами, соз­да­нии ло­гис­ти­чес­ких цент­ров там, где они дей­стви­тель­но не­об­хо­ди­мы.

Так, по дан­ным со­вет­ни­ка пред­се­дате­ля со­вета ди­рек­то­ров ОАО «НМТП» Дмит­рия Ма­ма­ева, в нас­то­ящее вре­мя из-за «уз­ких мест» на же­лез­ных до­рогах, об­щая про­тяжен­ность ко­торых ис­числя­ет­ся 7-ю тыс. км, в Рос­сии не ис­поль­зу­ет­ся по­ряд­ка 30% пор­то­вых мощ­ностей. Эту проб­ле­му мож­но смяг­чить че­рез внед­ре­ние дис­петче­риза­ции, про­писав функ­ции каж­до­го участ­ни­ка транс­пор­тно­го про­цес­са и че­рез соз­да­ние еди­ной ин­форма­ци­он­ной сис­те­мы. Не­об­хо­димо так­же на­ладить ра­боту еди­ной сис­те­мы отс­ле­жива­ния гру­зов с ис­поль­зо­вани­ем спут­ни­ковых сис­тем GPS и ГЛО­НАСС, что поз­во­лит ус­ко­рить об­ра­бот­ку гру­зов до 7 раз. Так­же нуж­на и ре­аль­но ра­бота­ющая сис­те­ма «од­но­го ок­на», для че­го у го­су­дарс­твен­ных ор­га­нов долж­на иметь­ся еди­ная ба­за дан­ных и еди­ные фор­мы и про­це­ду­ры оформ­ле­ния гру­зов.

По сло­вам на­чаль­ни­ка от­де­ла раз­ви­тия транс­пор­тных ко­ридо­ров и ло­гис­ти­ки де­пар­та­мен­та прог­рамм раз­ви­тия ми­нис­терс­тва транс­пор­та Рос­сии Алек­сея Алек­се­ева, у Фе­дераль­ной та­можен­ной служ­бы сто­ит цель до­бить­ся сок­ра­щения нор­ма­тив­но­го вре­мени оформ­ле­ния кон­тей­не­ра в пор­ту с 75 до 5 ча­сов к 2015 го­ду. «Проб­ле­ма ско­рос­ти об­ра­бот­ки гру­зов – од­на из глав­ных сей­час», - сог­ла­ша­ет­ся Алек­сей Алек­се­ев с до­во­да­ми участ­ни­ков рын­ка.

Отметим, что министерством транспорта уже многое сделано для упрощения и ускорения оформления грузов в морских пунктах пропуска. Так, была издана новая Типовая схема пропуска через госграницу в морских портах, в соответствии с которой предусматривается возможность бескомиссионного оформления. Тем не менее, в разных портах внедрение ее идет с разным успехом, о чем более подробно читайте в свежем номере издания «Портовый сервис. Бункерный рынок»

Источник: Portnews