В борьбе за грузы РЖД проигрывают

Главная / Новости / В борьбе за грузы РЖД проигрывают

Исследователи Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара провели опрос среди руководителей промышленных предприятий о предпочтениях в отношении видов транспорта, используемых для доставки готовой продукции. В ходе опроса выяснилось, что доля компаний, которые в августе-сентябре ожидают роста перевозок своей продукции автомобильным транспортом, превышает долю тех, кто ожидает снижения.

В планы большинства предприятий входит замещение перевозок грузов по железным дорогам перевозками по автомагистралям. Так 20% грузоотправителей в промышленности намерены увеличивать отправку продукции автомобилями при снижении или неувеличении использования железных дорог, и всего 8% предприятий будут наращивать погрузку на РЖД в ущерб автотранспорту.

«Объемы отгрузки можно ожидать и по тому и по другому виду транспорта, но рост отгрузки по автодорогам будет гораздо выше, чем рост погрузки на железной дороге, – считает завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара Сергей Цухло. – Нельзя уверенно говорить, что переход с железнодорожных перевозок на автомобильные осуществляется. Но предприятия планируют его осуществить. Выборка учитывает только те предприятия, которые пользуются и железнодорожным и автомобильным транспортом одновременно. Мы впервые задали вопрос в нашем исследовании о планах на транспортировку грузов. У нас совершенно нет статистики об объемах перевозки грузов по автомобильным дорогам. А вот по РЖД статистика есть хорошая. И она говорит о снижении погрузки. При этом надо учесть, что в статистике РЖД заметную долю занимают транзитные перевозки, которые идут по транспортному коридору с Дальнего Востока в Европу и обратно. И не исключено, что их объемы растут. Но нашей промышленности от этого ни холодно, ни жарко».

По словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александра Поликарпова, грузы с железнодорожного транспорта уходят, и будут уходить. По его прогнозам, уже через пару десятков лет по железной дороге будут перевозиться только низкодоходные массовые грузы.

«В последние годы наблюдается тенденция перехода грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт. Вначале с железных дорог уходили только высокодоходные грузы, перевозимые небольшими партиями. Но к настоящему моменту основная масса высоко- и среднемаржинальных грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом грузы продолжают «уходить», – утверждает эксперт. – Основными причинами перехода грузов можно назвать высокую стоимость перевозок железнодорожным транспортом, большие сроки доставки грузов и частые просрочки доставки. Конечно, надо учитывать тот факт, что железнодорожный транспорт находится в неравных тарифных условиях по отношению к автомобильному. Так, в стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом включены затраты на содержание и развитие инфраструктуры, а затраты на развитие и содержание автодорог оплачиваются государством, и, следовательно, они не входят в стоимость перевозки автотранспортом. Если тенденции по переходу грузов не изменят своего вектора, то железные дороги лет через 20-30 будут перевозить только низкодоходные массовые грузы, перевозка которых в настоящее время в основном убыточна».

Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов выделил две основные причины предпочтения грузоотправителями того и другого видов транспорта.

«Есть две ключевые причины предпочтения грузоотправителями автомобильного транспорта железнодорожному: вопросы времени и цены. Хотя по конкретным маршрутам и грузам ситуация может быть разной. Иногда скорость важнее экономии. Конечно, надо понять и решать те проблемы, которые заставляют грузоотправителей уходить с железнодорожного на автомобильный транспорт. Мы все прекрасно понимаем остроту ситуации с пробками и разбитыми дорогами. Для железных дорог – это вопрос доступности: как технической, так и ценовой», – сказал Долматов.

Источник:  cargofon.ru