В нехватке иностранных разрешений виноваты сами автоперевозчики

Главная / Новости / В нехватке иностранных разрешений виноваты сами автоперевозчики

Уже не первый год российские автоперевозчики сталкиваются с проблемой получения иностранных разрешений на перевозку грузов, однако только в этом году ситуация с дозволами настолько обострилась. Уже в I квартале нынешнего года был исчерпанлимит разрешений в некоторые страны. При этом как отмечают эксперты, решение проблемы зависит не только от действий государственных структур, но также от поведения самих перевозчиков.

Возникновение проблемы нехватки иностранных разрешений связано с очередной волной развития международных автомобильных перевозок. В настоящее время объемы грузоперевозок по большинству направлений достигли докризисного уровня. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), с каждым годом наблюдается рост не только количества запрашиваемых иностранных разрешений, но и числа компаний, планирующих работать на международных направлениях. Например, в 2011 года было получено сначала 1 млн 100 тыс. разрешений, затем в течение года – еще 140 тыс. В то время как при проведении заявочной кампании 2011 году о своей заинтересованности в дозволах заявили 1972 перевозчика, а в 2012 году заявки подали уже 3316 перевозчиков. Таким образом, суммарная заявленная потребность на 2011 год составила более 1,6 млн штук, а на 2012 год – свыше 2,1 млн.

В течение последних нескольких лет российские автоперевозчики увеличили объемы работ на западном направлении, причем в отдельных странах их количество достигло 50%. Конечно же, такое положение не вызвало энтузиазма у иностранных государств. Результатом этого стало сокращение числа разрешений в некоторых странах. Позднее в таких странах, как Венгрия, Германия, Греция, Италия, Китай, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения и Чехия была введена система квотирования. При этом заместитель гендиректора АСМАП Петр Павлюк считает, что идеальным решением было бы распространение квот как минимум на 22 страны.

Конечно, введение ограничений сыграло свою роль в возникновении проблемы с иностранными разрешениями. Однако как подчеркивают в АСМАП, виновниками в катастрафической нехватке дозволов являются сами перевозчики, а не представители ассоциации (они лишь принимают заявки), Минтранса РФ или правительств других стран. Среди наиболее распространенных ошибок – попытки получить больше необходимого количества разрешений, а также подача заявок по тем направлениям, на которых компания в настоящее время не работает, но в будущем, может быть, будет работать.

«Брянские перевозчики заявили весьма сомнительную потребность в китайских дозволах, в то время как перевозчики из Сибири и Дальнего Востока испытывают острый дефицит в этих разрешениях», – поясняет руководитель представительства АСМАП в ЦФО Сергей Баклицкий.

Кроме того, недовольство вызывает и невнимательность некоторых перевозчиков, которые могут попросту «проспать» заявочную кампанию либо при заявке разрешений в одну страну забыть получить транзитные.

Тем не менее, проблему уже начали решать. К примеру, в настоящее время ведется борьба со злостными «удержателями» разрешений. По итогам каждого квартала у таких перевозчиков изымаются неиспользованные документы, которые затем перераспределяются между теми, кому они действительно необходимы. Как правило, таких свободных разрешений остается довольно много. Так в в I квартале 2012 года не выбрали свою квоту 50% компаний Центрального федерального округа, при этом 126 из этих компаний вообще не использовали ни одного полученного разрешения.

По мнению АСМАП, выходом из сложившейся ситуации может стать изменение самой заявочной кампании. Представители ассоциации заявляют, что, в первую очередь, нужно соотносить заявку с реальной работой транспортного предприятия, то есть с подвижным составом, экологическими характеристиками и маршрутами. Они считают, что в этом случае возможность ошибки будет сведена к минимуму, особенно, если перевозчик будет оформлять заявку в электронном виде самостоятельно. Программа позволит отслеживать дозволы порейсово с привязкой к маршрутам и грузовым автомобилям. При этом в ассоциации предлагают и другой путь решения проблемы: начать активную работу в тех странах, где доля российских перевозчиков не превышает 30%. Как сообщил С. Баклицкий, такими странами на сегодня являются Украина, Хорватия, Турция, Сербия, Латвия и Эстония.

И все же надеяться на кардинальные изменения в ситуации с дозволами пока не стоит, улучшения могут произойти только с началом заявочной кампании 2013 года.

Источник: cargofon